Среди кинематографических диковинок рубежа 80-х и 90-х годов, «Дрожь земли» Рона Андервуда занимает особое место в сердце каждого зрителя, заставшего эпоху VHS. Изначально фильм не пользовался большим успехом в кинотеатрах, однако позже приобрёл культовый статус.
Последние десятилетия XX века были периодом зарождения большинства новаторских идей для современного кино. Можно сказать, некоторые из них просто валялись под ногами. В начале 1980-х Стивен Сет Уилсон, только задумавшийся о карьере сценариста, был направлен в Военную академию США, где он снимал обучающие видеоролики для кадетов.
Во время одной из своих прогулок в выходные дни Стивен решил присесть на камень. Мгновение спустя его осенила мысль, которую можно назвать гениальным озарением: «Что, если бы под землёй обитало нечто, что мешало мне спуститься с этой скалы?» Уилсон записал эту мысль в дневнике. Позже, после знакомства со своим будущим соавтором Брентом Мэддоком, он к ней вернётся.
Несколько лет спустя Уилсон и Мэддок уже были перспективными сценаристами, чьи работы лёгли в основу фильмов «Короткое замыкание» и «Батарейки не прилагаются». Понимая, что для выживания в киноиндустрии им постоянно необходим новый материал, они начали работать над основой для своего следующего фильма, необычного сочетания комедии и ужасов 1950-х. К счастью, приятели уже знали режиссёра, который был готов присоединиться к проекту.
В то время Рон Андервуд работал в National Geographic режиссёром-документалистом. Идея о подземных монстрах сразу же привлекла его внимание, и он с энтузиазмом включился в обсуждение особенностей этих существ и того, как сделать их передвижение под землёй более правдоподобным. Сценарий намеренно оставлял природу грабоидов неясной с самого начала, чтобы зритель сосредоточился на взаимоотношениях персонажей.
«Челюсти», но под землёй...
Ключом к успешному синтезу различных идей и созданию из них связной истории стал правильный баланс между ужасом и комедией. Уилсон и Мэддок нашли его в раскрытии характеров главных героев: Вэла и Эрла, часто привносящих в действие юмористические элементы. Например, постоянные проигрыши Вэла в «камень-ножницы-бумага» или момент, когда зритель ожидает, что наши герои всё же соблазнятся бесплатным пивом. Показательно также и то, что сценаристы намеренно «держали» грабоидов под землёй большую часть фильма из-за бюджета, который был довольно скромным — чуть более $6 млн.
Важнейшим этапом подготовки к съёмкам стал кастинг. Речь шла о поиске группы актёров, подходящих друг другу по характеру. Кевин Бэйкон, переживающий спад в карьере, неохотно, но всё же принял предложение. Фред Уорд был выбран с целью создания гармоничного дуэта с Бэйконом, а Финн Картер, сыгравшая сейсмолога Ронду, была утверждена благодаря своему природному обаянию.
Фильм, кстати, изначально планировалось назвать «Наземные акулы», что отсылало к триллеру Стивена Спилберга «Челюсти», но от него пришлось отказаться — скетч с таким названием уже был в популярном шоу «Субботним вечером в прямом эфире».
Вышеупомянутый скромный бюджет и временные ограничения означали, что производство должно было пройти предельно гладко. Главной целью было создание аутентичного заброшенного городка в пустыне: с этим справились за два месяца. Однако решающее значение для успеха всего проекта имели подземные монстры, известные как грабоиды.
Их созданием занялись представители Amalgamated Dynamics Том Вудрафф-младший и Алек Джиллис. Опираясь на идеи сценаристов и собственные наработки, они создали подземных существ с бронированной головой, кожей, похожей на слоновью, челюстью в форме цветка и боковыми шипами. Первоначальная идея о голове монстра, выступающей из твёрдого панциря, вызвала панику у продюсеров, да и сами создатели пришли к выводу, что при любых раскладах она вызывает фаллические ассоциации. Поэтому было принято решение заменить её более мелкими «змеями».
Провал в кинотеатрах
Решение выпустить фильм в январе кажется странным даже сегодня, поэтому неудивительно, что он провалился в прокате, не сумев обогнать «Рождённого четвёртого июля», «Танго и Кэша» и «Войну супругов Роуз». Картина собрала всего $16 млн. Однако позже «Дрожь земли» отбился благодаря сетям видеопроката, где фильм оказался невероятно популярен, а позднее и вовсе обрёл культовый статус — прежде всего благодаря юмору, который был тепло принят зрителями.
В последующие несколько лет Бэйкон начал активно сниматься, появившись в таких известных фильмах, как «Коматозники» Джоэла Шумахера, «Несколько хороших парней» Роба Райнера, «Джон Кеннеди» Оливера Стоуна и «Спящие» Барри Левинсона.
Франшиза «Дрожь земли» впоследствии обзавелась ещё четырьмя фильмами, которые становились всё менее популярными. Во второй части, вышедшей в 1996 году, зрители вновь увидели Фреда Уорда в роли Эрла. Актёр, к сожалению, скончался три года назад.