Найти в Дзене

От гения до забвения: почему советский проект идеального человека провалился

Один учёный должен оставить тысячу детей. Звучит как бред? В 1920-х это была вполне серьёзная научная программа. Николай Кольцов, блестящий биолог, придумал концепцию Человека Созидающего — Homo Creator. Облучение клеток, искусственное оплодотворение, отбор талантливых... Когда наука шла другим путём США стерилизовали преступников и бездомных. Германия пошла ещё дальше. А Советский Союз вдруг развернулся в противоположную сторону. Всё началось с парня из семьи бухгалтера меховой фабрики. Кольцов родился в Москве в 1872-м, влюбился в биологию, исследовал клетки ракообразных на станциях в Неаполе и Германии. Первым открыл механизм передачи информации через хромосомы. Просто сидел, смотрел в микроскоп — и понял то, до чего весь мир дойдёт через десятилетия. Ситуация 1905 года выбила его из Московского университета. Кольцов сочувствовал бунтарям, за что поплатился карьерой. Пришлось уйти в частный университет имени Шанявского, где в 1912-м он открыл первую лабораторию экспериментальной би
Оглавление

Один учёный должен оставить тысячу детей. Звучит как бред? В 1920-х это была вполне серьёзная научная программа. Николай Кольцов, блестящий биолог, придумал концепцию Человека Созидающего — Homo Creator. Облучение клеток, искусственное оплодотворение, отбор талантливых...

Когда наука шла другим путём

США стерилизовали преступников и бездомных. Германия пошла ещё дальше. А Советский Союз вдруг развернулся в противоположную сторону.

Всё началось с парня из семьи бухгалтера меховой фабрики. Кольцов родился в Москве в 1872-м, влюбился в биологию, исследовал клетки ракообразных на станциях в Неаполе и Германии. Первым открыл механизм передачи информации через хромосомы. Просто сидел, смотрел в микроскоп — и понял то, до чего весь мир дойдёт через десятилетия.

Ситуация 1905 года выбила его из Московского университета. Кольцов сочувствовал бунтарям, за что поплатился карьерой. Пришлось уйти в частный университет имени Шанявского, где в 1912-м он открыл первую лабораторию экспериментальной биологии.

«Зачем нам стерилизация? Это уничтожение богатства народа», — примерно так рассуждал Кольцов.

Генетический мусор — это кто?

Анархист Пётр Кропоткин вообще предложил перевернуть логику: может, «генетический мусор» — это изнеженные аристократы-бездельники? А не рабочие или одинокие матери, которые выживают в таких условиях, где барин помрёт за неделю?

Другие учёные добавляли: люди с психическими особенностями часто гениальны. Надо уничтожать не людей, а социальные проблемы — нищету, безграмотность.

В 1917-м Кольцов возглавил Институт экспериментальной биологии. Создал отдел евгеники. Собрал вокруг себя психиатров, антропологов, врачей. Все они заявили: для генофонда важен каждый человек. Цель — оздоровление нации через науку.

Большевики насупились: «Какие молекулы? Главное — воспитание!»

Кольцов не сдавался. Он начал облучать клетки рентгеновскими лучами. Зачем? Чтобы понять, как возникают мутации и можно ли их исправлять.

Тысяча детей от одного гения

В 1923 году вышла работа «Улучшение человеческой породы». Там Кольцов изложил план создания советского суперчеловека.

Никаких крайних мер. Наоборот — отбор одарённых, физически крепких людей с высокими моральными качествами. Создать для них условия, где они раскроют таланты. И — внимание — оставят после себя многочисленное потомство.

Не сто детей. Не двести. Тысячу.

Как? Искусственное оплодотворение здоровых и умных женщин.

Кольцов изучал историю. Рим, Древняя Греция — везде лучших людей уничтожали из зависти, и цивилизации рушились. Или создавали им тепличные условия, и те переставали размножаться, погружаясь в удовольствия.

Нужна золотая середина.

Три кита проекта: антропотехника, антропогенетика и евгеника как религия. Люди должны верить только в законы физического мира. Антропогенетика совершает открытия, антропотехника воплощает их в жизнь.

Вы бы согласились стать донором для тысячи детей, если бы вас признали гением?

Евгенику — в массы

Кольцов вещал по радио. Журналы публиковали статьи. Врачи и биологи ездили с лекциями по городам.

«Скоро появится раса идеальных людей! Конец конфликтам! Да здравствует прогресс!» — люди верили.

Евгеническое общество росло: гинекологи, акушеры, неврологи, зоотехники, учителя. Благодаря им в СССР появилось направление охраны младенчества и материнства. Профилактика детских болезней. Пропаганда грудного вскармливания. Женские консультации.

Предлагали даже ввести обязательные письменные уведомления перед браком: есть ли в семье наследственные или инфекционные болезни, психические особенности.

Врачи ходили по квартирам, заводам, школам. На Кавказе осматривали цыган и ассирийцев прямо на улицах. Масштабное исследование наследственных заболеваний.

Результаты? Обнаружили связь между национальностью и дальтонизмом. Армяне, кабардино-балкарцы, болгары, немцы не видят зелёный. Финны, ассирийцы, татары, евреи — с равной частотой зелёный и красный. Народы Средней Азии почти не страдают от воспаления аппендикса.

Выяснили, где увеличен зоб.

«Я думала, это обычный осмотр. А они записывали всё про родственников, болезни. Странно было, но никто не возражал», — вспоминала одна из участниц обследований.

В спину

В 1920-м Кольцова арестовали. Подозревали в связях с Тактическим центром белогвардейцев. Отпустили, но осадок остался.

Конец 1920-х — обвинения в буржуазности. Ставит молекулы выше советского общества!

В 1930-м Кольцов просто не стал перерегистрировать Евгеническое общество в НКВД. Распустил. Все отделы института переименовали в «генетические». Работу продолжил — надеялся открыть отделы по генетическим заболеваниям в каждой больнице.

Он первым использовал методы физики и химии в цитологии. Сформулировал матричный принцип репродукции наследственных молекул.

Правда, отрицал роль ДНК как носителя информации. Считал, что это белковые структуры. Ну, не угадал.

Американец, книга и крах

1936 год. Американский генетик Герман Меллер присылает Сталину книгу и письмо. Надеется, что в СССР ему дадут возможность экспериментировать над людьми.

Ответ не заставил себя ждать.

Генетика и евгеника объявлены «продажными девками капитализма» и «фашистскими» науками. Исследования прекращены. Засекречены.

«Нам говорили, что всё это буржуазная ерунда. Что настоящий советский человек формируется воспитанием, а не какими-то там генами», — рассказывал один из сотрудников института.

Кольцов попытался переключиться на пушных зверей и шелководство. Но в 1940-м арестовали академика Вавилова. Началась новая атака на науку.

Сердце не смогло. Кольцов "ушел" в Ленинграде, куда приехал на конференцию.

А Меллер? В 1946-м получил Нобелевскую премию «За открытие появления мутаций под влиянием рентгеновского облучения».

Да-да, за то, что Кольцов делал ещё в 1920-х.

Российская генетика навсегда отстала от мировой науки.

Что осталось

Работы учёных всё же принесли плоды. В СССР брак разрешили только с 18 лет. В 1936-м запретили аборты. По всей стране появились санитарно-эпидемиологические станции.

А расу Хомо Креаторов так и не вывели.

«Может, оно и к лучшему, — пожимает плечами современный генетик. — Кто знает, чем бы это закончилось».

Но вопрос остаётся открытым. Если бы проект продолжился — мир стал бы другим? Или это была утопия, обречённая на провал с самого начала?

А что думаете вы: стоило ли пытаться создать идеального человека искусственно или это всегда плохая идея?

Пожалуйста, поставьте ваш удивительный лайк

А если нажмёте "Подписаться" - будет супер 🙌

Здесь каждый день очень много интересного!