Найти в Дзене
Титун путешествует.

Павелецкий вокзал Москвы - 125 лет истории

14 сентября 2025 года один из ключевых железнодорожных терминалов столицы – Павелецкий вокзал – отмечал 125-летие со дня своего открытия. А что лично для меня этот вокзал значит? Многие мои путешествия брали «разбег» с Павелецкого вокзала. Это связующее звено с аэропортом Домодедово. Именно отсюда уходит аэроэкспресс. И самое смешное, я видела практически всегда этот вокзал с одной точки – с перрона прибытия/убытия аэроэкспресса. Прибыли и сразу метнулись в метро или наоборот. Ведь вход в метро находиться внутри самого вокзала. Да и на второй этаж подниматься особого времени обычно не было. Про саму станцию метро Павелецкая писала не так давно. Все же возвращаюсь к вокзалу. Выпала возможность во временном отрезке. Провожала приятельницу на Павелецкий и у самой до вечера (самолет в Уфу) было много времени, погода мрак. Почему бы не воспользоваться ситуацией? Павелецкий вокзал Москвы построен в архитектурном стиле монументальная эклектика с элементами классицизма и ренессанса в 1900 го

14 сентября 2025 года один из ключевых железнодорожных терминалов столицы – Павелецкий вокзал – отмечал 125-летие со дня своего открытия. А что лично для меня этот вокзал значит? Многие мои путешествия брали «разбег» с Павелецкого вокзала. Это связующее звено с аэропортом Домодедово. Именно отсюда уходит аэроэкспресс. И самое смешное, я видела практически всегда этот вокзал с одной точки – с перрона прибытия/убытия аэроэкспресса. Прибыли и сразу метнулись в метро или наоборот. Ведь вход в метро находиться внутри самого вокзала. Да и на второй этаж подниматься особого времени обычно не было.

Про саму станцию метро Павелецкая писала не так давно.

Все же возвращаюсь к вокзалу. Выпала возможность во временном отрезке. Провожала приятельницу на Павелецкий и у самой до вечера (самолет в Уфу) было много времени, погода мрак. Почему бы не воспользоваться ситуацией?

Павелецкий вокзал Москвы построен в архитектурном стиле монументальная эклектика с элементами классицизма и ренессанса в 1900 году архитектором Красовским А.Ф. Симметричное здание в два этажа с центральной трёхэтажной частью и с мансардами над выступающими боковыми корпусами. Наружная поверхность стен облицована декоративным кирпичом, цоколь – тёсаным камнем, вестибюль и карнизы в залах имели лепные украшения.

-2
-3
-4

Здание несло в себе представительность «ворот города» и в то же время содержало функциональность современного транспортного узла. Коим сейчас и является.

Изначально назывался Саратовским, потому что именно Саратов являлся центром Рязано-Уральской железной дороги. Дорога была частная! Ей управляло Общество Рязанско-Уральской железной дороги. Дорога проходила через Черноземье и Поволжье до Урала, соединяла Смоленск, Тамбов, Саратов и Астрахань, но не имела выхода к Москве. И вот мае 1897 года Правление дороги получило разрешение на строительство необходимой ему «вывозной» линии Павелец – Москва.

Уже в 1910 году вокзал был переименован в Павелецкий – по названию узловой станции, от которой началось строительство линии на Москву. Это имя закрепилось за ним и по сей день.

Естественно, за столь длительный отрезок времени вокзал подвергался реконструкциям.

  • 1982–1987: Была проведена реконструкция здания, в результате которой его объём был увеличен почти в 6 раз.
  • Проект нового здания, реализованный в 1938-1943 годах кардинально изменил облик Павелецкого вокзала. Скромное строение превратилось в монументальное сооружение в стиле сталинского ампира – символ мощи и величия советской эпохи. Новый вокзал был значительно расширен, увенчан высоким шпилем со звездой, а его просторный главный зал с колоннами и богатым лепным декором поражал воображение.
  • С 2000-х годов: Проведена очередная реконструкция, в результате которой изменился облик вокзала, было открыто скоростное движение поездов «Аэроэкспресс» до аэропорта «Домодедово».

Что сегодня Павелецкий вокзал? Спустя 125 лет после своего основания. Он органично вписался в транспортную систему Москвы. Ежегодно обслуживая миллионы пассажиров, сочетает в себе несколько функций:

  • Транспортный хаб: связь между метро, наземным транспортом, аэроэкспрессом, пригородными электричками и поездами дальнего следования.
  • Высокоскоростной терминал: важнейший узел линии для «Сапсанов».
  • Воздушные ворота столицы: ключевая точка доступа к аэропорту Домодедово.

Внутри в здание вокзала встроен фасад южного вестибюля метро.

-5
-6

На втором этаже в зале ожидания на стенах расположены панно с регионами, куда отправляются поезда с Павелецкого вокзала. И Донбасс в их числе.

-7
-8
-9
церковная лавка помешала сфоткать.
церковная лавка помешала сфоткать.
-11
-12

Почему то, все собираются в первом зале. Второй зал чаще всего пустынный. Причину не знаю.

первый зал ожидания
первый зал ожидания
переход во второй зал и вход в метро ( вход на первом этаже)
переход во второй зал и вход в метро ( вход на первом этаже)
-15
такие окна
такие окна
-17
второй зал ожидания - пустота!
второй зал ожидания - пустота!

Вокзал к тому же исторический и культурный памятник: объект, хранящий память о знаковых событиях российской истории.

  • Похороны Л. Н. Толстого (1910): С Павелецкого вокзала отправились спец поездом пассажиры на похороны Льва Толстого, которые проходили в Ясной Поляне.
  • Прибытие тела В. И. Ленина (1924): Знаковое событие в истории Павелецкого вокзала произошло 23 января 1924 года. Сюда, на перрон № 2, прибыл траурный поезд с телом скончавшегося в Горках В. И. Ленина. Тысячи людей пришли на вокзал, чтобы встретить поезд и проститься с вождем. Отсюда гроб с телом был перенесен в Дом Союзов.
-19

Такое воскресенье в конце ноября у меня выдалось. Что называется, по пути.

Путешествуйте с удовольствием и открывайте ворота городов!