Капитан II ранга Владимир Жгирев не мог уснуть. В ночь с 20 на 21 августа 1991 года он, как и миллионы советских граждан, был прикован к телевизору – в Москве разворачивались события, от которых зависела судьба всей страны. Около полуночи Жгирев вышел на балкон своей квартиры покурить. Окна выходили на бухту Улисс, где у пирса стояла его подводная лодка Б-855 проекта 641.
Затянувшись, капитан машинально посмотрел в сторону причала – и обомлел. Подлодки на месте не было. В первое мгновение он подумал, что сходит с ума. Управлять субмариной в одиночку невозможно, значит, её либо захватили, либо угнали заговорщики из числа экипажа. Жгирев бросился к телефону.
– В штабе? Подлодка ушла! Б-855 ушла в море!
Дежурный офицер на том конце провода замялся. Было ясно, что он решил: капитан "накатил" в увольнительном и несёт какую-то чушь. К счастью, Жгирев оказался достаточно убедителен, и в штабе согласились проверить. Через полчаса факт подтвердился – подводной лодки действительно не было на положенном месте.
В истории советского флота началась первая и единственная операция по поимке собственной подлодки, угнанной собственным экипажем.
"Надо что-то делать!"
Во Владивостоке царило то, что можно было описать одним словом – "бурление". Главнокомандующий Тихоокеанским флотом адмирал Геннадий Хватов, по слухам, лёг в больницу сразу после объявления ГКЧП. Командование флота не знало, какую позицию занять.
Информация с Дальнего Востока приходила с задержкой, и люди чувствовали себя в информационном вакууме. У военных частей собирались митинги, активисты раздавали листовки с призывами поддержать Ельцина, но одно было ясно всем – возвращаться к прошлому никто не хотел.
Подводная лодка Б-855 в это время стояла "в заводе" у пирса на мысе Улисс. Большая часть вооружения и оборудования были сняты, торпед на борту не было, топлива оставалось совсем немного – только-только добраться обратно до причала. Начальство завод не посещало, командиры приходили исключительно в рабочее время. Команда из срочников наслаждалась затишьем – кто-то бил баклуши, кто-то ходил в самоволки в город.
В ночь с 20 на 21 августа в кубрике дежурил старший помощник капитана – капитан-лейтенант Андрей Медведев. Вместе с ним вахту несли несколько старшин, которым через месяц предстояло уволиться "на дембель". Где-то за полночь начались вечерние новости из Москвы.
Медведев смотрел выпуск, в котором сообщалось, что ГКЧП отправило в Форос группу захвата для задержания Горбачёва. Это стало последней каплей. Офицер развернулся к вахтенным и произнёс короткую, но горячую речь:
– Надо что-то делать! Мы не можем просто сидеть и смотреть, как узурпаторы захватывают власть!
Командир отделения минно-торпедной группы старшина 1-й статьи Алексей Пестерев позже вспоминал, что на лодке в ту ночь находилось 16 человек – старпом и 15 старшин. Всем оставался месяц до дембеля.
Все знали: если согласиться на это безумие, можно попрощаться не только с увольнением, но и со свободой. Тем не менее, когда Медведев закончил говорить, все без исключения кивнули.
План был дерзким: выйти в открытое море, связаться по гражданским радиочастотам с торговыми судами и объявить, что военно-морской флот не признаёт ГКЧП и поддерживает демократические реформы. Дело было крайне рискованным – по штату для управления подлодкой требовалось 40 человек, а их было всего 16.
Под Андреевским флагом
Как только решение было принято, встал вопрос о флаге. Выходить в море без флага было немыслимо для русского боевого корабля. Сначала предложили поднять триколор, но не нашлось ни красной, ни синей материи. Тогда решили поднять Андреевский флаг – исторический символ российского флота.
Старшина Пестерев взял белую простыню, а для синих полос крест-накрест пустил казённое одеяло. Самодельный флаг взвился над кормой Б-855. Под этим флагом подлодка и отошла от пирса около часа ночи.
Удивительно, но выйти из бухты удалось без единого окрика. Лодка спокойно прошла мимо сторожевых катеров и брандвахты, направляясь прямиком к торговым путям. Главный вопрос, который задают себе участники событий до сих пор: как подлодке удалось выйти в море незамеченной?
Единственное объяснение – офицеры на всех кораблях охранения тоже прильнули к телевизорам, следя за событиями в Москве.
К рассвету Б-855 уже находилась в открытом море. Радист начал связываться с проходящими мимо гражданскими судами, передавая призыв экипажа не признавать ГКЧП.
Несколько торговых кораблей откликнулись и поддержали позицию моряков. Некоторые капитаны даже предложили взять подлодку в защитное кольцо и поделиться топливом и провизией. Настроение на борту было приподнятым – казалось, что всё происходящее не более чем лёгкая прогулка и небольшое приключение.
Охота началась
Тем временем на берегу разразилась настоящая паника. По тревоге были подняты все сторожевые корабли и ракетные катера. В штабе экстренно создали оперативную группу, в которую включили и капитана Жгирева – того самого, который первым обнаружил пропажу.
Выдвинули две версии произошедшего. Согласно первой, лодку захватили террористы. По второй – старпом Медведев угнал её с неизвестной целью. О чрезвычайном происшествии доложили главнокомандующему Тихоокеанским флотом. Было принято решение: задержать подлодку во что бы то ни стало. Если экипаж не подчинится – уничтожить.
Благо, далеко Б-855 уплыть не могла – топлива было в обрез. Вскоре один из сторожевых катеров обнаружил субмарину. Настроение на лодке мгновенно изменилось – от лёгкости не осталось и следа.
Медведев приказал погрузиться, но во втором отсеке открылся клапан. Понимая, что лодка может затонуть, старпом отдал команду всплывать. В 300 метрах от субмарины застыл пограничный катер. Прогремели предупредительные выстрелы вверх.
Торпед на Б-855 не было, но пограничники об этом не знали. Медведев приказал развернуть лодку носом в сторону катера, имитируя подготовку к торпедной атаке. Блеф сработал – группа захвата не рискнула приблизиться.
"Ельцин уже залез на танк"
По связи начались напряжённые переговоры. Пограничники предлагали экипажу сдаться и вернуться на причал, в противном случае угрожая открыть огонь на поражение. Медведев отвечал отказом, заявляя, что в случае агрессии уничтожит катер.
Пока шли переговоры, к месту событий подошли ещё несколько ракетных катеров. Подлодку взяли в плотное кольцо. В операции участвовало шесть боевых кораблей, три ракетных катера, пограничный корабль и торпедоловы. Один из катеров с группой захвата попытался подойти вплотную, но Б-855 начала работать винтами в противоход, создавая волны, которые не давали приблизиться.
Наконец подошёл катер с командованием. Один из адмиралов как парламентёр был допущен на борт.
– Капитан-лейтенант, выясните причину этого безумия! – потребовал адмирал.
Медведев объяснил, что не может подчиняться приказам ГКЧП и считает своим долгом выступить в защиту демократии. Адмирал внимательно выслушал и сказал:
– Возвращайтесь на базу. Ельцин уже залез на танк, путч провалился. Всё кончено.
Но Медведев не поверил на слово. Он потребовал, чтобы информацию передали по официальному радио. Только когда об этом сообщило радио "Маяк", мятежная подлодка согласилась вернуться в порт.
Чёрные "Волги"
Такого количества чёрных "Волг" у причала экипаж подлодки ещё не видел. Весь берег был оцеплен автоматчиками. Как только моряки сошли на берег, Медведева тут же арестовали и увезли на гарнизонную гауптвахту. Остальных загнали в казарму и начали допрашивать.
Следователи пытались создать видимость, что экипаж планировал угнать лодку в Японию и передать её иностранной разведке. Всем грозила серьёзная статья за государственную измену. Ситуация была критической.
Но тут в дело вмешался капитан I ранга Виктор Черепков, который в те дни возглавил "мятежные" части флота. Он не только заступился за моряков, но и придумал блестящий ход. Черепков попросил всех участников расписаться на самодельном Андреевском флаге с Б-855 и увёз его в Москву, чтобы передать Ельцину как символ того, что флот поддержал демократию.
История об угоне подлодки быстро стала известна в столице. Из Москвы пришло негласное распоряжение: не наказывать участников "бунта", которые отстаивали демократические ценности.
Удивительно, но для 15 срочников угон прошёл практически бесследно – они получили увольнение ровно через месяц, как и планировалось. Капитана-лейтенанта Медведева уволили со службы "по несоответствию". По информации BBC, он вернулся на Алтай, открыл литейную мастерскую и не любит вспоминать те события.
Эпилог
3 июля 1992 года подводная лодка Б-855 была исключена из состава ВМФ и отправлена на демонтаж. Она прожила короткую, но яркую жизнь. Построенная в 1963 году, она служила на Балтийском флоте, потом на Северном, в 1972 году совершила межфлотский переход на Камчатку и вошла в состав Тихоокеанского флота. Её последний поход стал самым знаменитым.
Говорят, капитан II ранга Жгирев был под большим впечатлением от произошедшего. Экипаж из 16 человек сделал то, на что в обычной ситуации потребовались бы все 40: тихо, без проблем, миновав все сторожевые корабли, вышел в открытое море на боевой подлодке. Это был единственный случай угона подводной лодки в истории СССР.
А в Москве тем временем рушилась старая эпоха. 25 декабря 1991 года Михаил Горбачёв ушёл в отставку. Верховный Совет СССР распустили. Советский Союз прекратил своё существование. Подводная лодка Б-855 успела стать символом того короткого момента в истории, когда 16 простых моряков решили, что не могут оставаться в стороне, когда решается судьба их страны.
Сейчас, спустя более трёх десятилетий, этот эпизод кажется почти невероятным. Но он действительно был – в ночь с 20 на 21 августа 1991 года, когда по тёмным водам бухты Улисс беззвучно скользнула подводная лодка под самодельным Андреевским флагом, сшитым из простыни и казённого одеяла. И 16 человек на её борту твёрдо знали: они на правильной стороне истории.
Дорогие читатели. Благодарю вас за внимание. Желаю добра, мирного неба над головой, семейного счастья. С уважением к вам.