Найти в Дзене
Арктический Век

3 декабря — День атомного ледокольного флота России

3 декабря в России отмечается День атомного ледокольного флота. Эта дата выбрана не случайно: именно в этот день в 1959 году на первом в мире атомном ледоколе «Ленин» был поднят государственный флаг СССР, что ознаменовало рождение уникального флота. Рождение легенды: атомоход «Ленин» Создание атомного ледокола стало ответом на вызовы суровой арктической навигации. До его появления плавание по Северному морскому пути (СМП) — ключевой арктической магистрали России — ограничивалось 2-4 месяцами в году. Дизельные ледоколы обладали недостаточной мощностью для преодоления тяжелых льдов и ограниченным запасом хода. Атомная энергетическая установка решила эти проблемы, обеспечив «Ленину» практически неограниченную автономность и высокую ледопроходимость. Решение о строительстве было принято в 1953 году. Ледокол заложили в 1956-м на Адмиралтейском заводе в Ленинграде, спустили на воду в 1957-м, а ввели в строй в 1959-м. В его создании участвовали около 500 предприятий страны. Эпоха великих ат

3 декабря в России отмечается День атомного ледокольного флота. Эта дата выбрана не случайно: именно в этот день в 1959 году на первом в мире атомном ледоколе «Ленин» был поднят государственный флаг СССР, что ознаменовало рождение уникального флота.

Рождение легенды: атомоход «Ленин»

Создание атомного ледокола стало ответом на вызовы суровой арктической навигации. До его появления плавание по Северному морскому пути (СМП) — ключевой арктической магистрали России — ограничивалось 2-4 месяцами в году. Дизельные ледоколы обладали недостаточной мощностью для преодоления тяжелых льдов и ограниченным запасом хода. Атомная энергетическая установка решила эти проблемы, обеспечив «Ленину» практически неограниченную автономность и высокую ледопроходимость.

Решение о строительстве было принято в 1953 году. Ледокол заложили в 1956-м на Адмиралтейском заводе в Ленинграде, спустили на воду в 1957-м, а ввели в строй в 1959-м. В его создании участвовали около 500 предприятий страны.

Эпоха великих атомоходов и их свершения

После «Ленина» флот пополнили мощные ледоколы, построенные в основном на Балтийском заводе: «Арктика», «Сибирь», «Россия», «Советский Союз», «Ямал». Для работы в мелководных устьях рек в Финляндии по советскому заказу были построены корпуса ледоколов «Таймыр» и «Вайгач», оснащенные затем на отечественных предприятиях.

Эти суда совершили настоящую революцию в освоении Арктики:

1977 год: «Арктика» первой в мире в активном плавании достигла Северного полюса.

1983 год: Экипаж «Арктики» провел спасательную операцию, предотвратив ледовое пленение десятков судов.

1990 год: «Россия» открыла эпоху туристических рейсов на Северный полюс.

-Атомоходы обеспечивали работу дрейфующих станций, сложнейшие научные экспедиции и круглогодичную навигацию по СМП.

Современный флот: от «Атомфлота» к новым проектам

Сегодня единственный в мире атомный ледокольный флот находится в управлении ФГУП «Атомфлот» (Госкорпорация «Росатом»). Его задачи — обеспечение навигации по СМП, сопровождение арктических проектов, поддержка оборонной инфраструктуры и научных исследований.

Становление флота тесно связано с Мурманском, где была создана его главная база. После периода управления Мурманским морским пароходством в 2008 году флот был передан «Росатому».

Пока легендарные советские атомоходы («Ленин», «Сибирь», «Арктика», «Россия») постепенно выводятся из эксплуатации, их ресурс продлевается. Так, «Таймыр» и «Вайгач» смогут работать до 2027-2028 годов, а «50 лет Победы» — до 2035 года.

Будущее за ледоколами проекта 22220 и «Лидером»

Им на смену уже приходят новые универсальные атомные ледоколы проекта 22220. Их ключевые особенности — двухосадочный корпус (для работы как в океане, так и в устьях рек) и электродвижение, что повышает экономичность. Они способны преодолевать льды толщиной до трех метров:

«Арктика» (головной) введена в эксплуатацию в 2020 году.

«Сибирь» передана флоту в 2021-м.

«Урал» — в 2022-м.

«Якутия» — в апреле 2025 года.

Фото: «Якутия» — российский атомный ледокол проекта 22220 (Источник – globallookpress.com)
Фото: «Якутия» — российский атомный ледокол проекта 22220 (Источник – globallookpress.com)

На Балтийском заводе продолжают строить серийные ледоколы этого проекта: «Чукотка», «Ленинград», «Сталинград», а также многофункционального судна атомного технологического обслуживания проекта 22770 “Владимир Воробьев”. На дальневосточной верфи «Звезда» ведется строительство сверхмощного атомохода проекта 10510 «Россия» (бывший «Лидер»), готовность которого планируется к 2030 году.

Значение флота сегодня

Атомный ледокольный флот остается стратегическим активом России. Он — необходимое условие для развития Арктики, реализации нефтегазовых проектов, укрепления обороноспособности и роста грузопотока по СМП, который в 2024 году достиг рекордных 37,9 млн тонн. Северный морской путь превращается в глобальную транзитную артерию, и российские атомные ледоколы гарантируют его надежную работу.

-3

Читайте статьи и новости на сайте Acentury.ru
Мы «Вконтакте» - https://vk.com/arctic_century
Зарубежная Арктика на англоязычном сайте - https://acentury.online/
Наш Телеграм - https://t.me/Arctic_Century