1. Межзвездная Комета 3I/ATLAS
Насколько типична наша Солнечная система? Изучение кометы 3I/ATLAS, только что пролетевшей мимо, даёт подсказки.
Подтверждённые предыдущие межзвёздные гости включали астероид, комету, метеор и газовый ветер, состоящий преимущественно из водорода и гелия. Комета 3I/ATLAS выглядит подобной кометам Солнечной системы, поэтому предоставляет ещё больше доказательств того, что наша Солнечная система является типичной звёздной системой.
Например, комета 3I/ATLAS имеет в целом схожий химический состав и выброшенную пыль. Представленное изображение было получено на прошлой неделе и показывает зелёную кому, блуждающий голубоватый ионный хвост, вероятно, отклонённый нашим солнечным ветром, и небольшой антихвост - все типичные кометные атрибуты.
Комета, видимая в телескоп, прошла ближе всего к Солнцу в конце октября и пройдёт ближе всего к Земле в середине декабря, после чего она вернётся в межзвёздное пространство и больше никогда не вернется.
01.12.2025
2. Комета Солнечной системы - комета Леммон
Сколько ярких хвостов у кометы Леммон? Два. На представленном изображении у неё, кажется, три, но почему?
Причина в том, что зигзагообразное коричневое волокно — это устойчивый метеорный след, который по счастливой случайности оказался перед далёкой кометой C/2025 A6 (Леммон). Метеорный след — это горячий газ и мелкая пыль, которые остаются в атмосфере Земли и рассеиваются за секунды после того, как яркий метеор пролетает мимо.
Два ярких хвоста — это голубой ионный хвост, тянущийся через изображение, и белый пылевой хвост ближе к зелёной коме в левом верхнем углу. Все настоящие кометные хвосты берут начало из ядра кометы внутри комы. Изображение было получено несколько дней назад из Манчиано, Италия. На этой неделе из местностей среднего севера комета Леммон останется едва заметной на северо-западном небе после захода солнца.
27.10.2025
3. Китайская еда в космосе.
Космос — это не «копия» земного обеденного стола. Три основных фактора окружающей среды — микрогравитация, сильная радиация и замкнутое пространство — устанавливают строгие границы для исследований и разработок в области питания.
Микрогравитация — самая сложная среда: плавающие частицы пищи и брызги могут проникать в зазоры приборов и вызвать короткое замыкание. Поэтому космическая еда должна соответствовать основным требованиям: «не содержать остатков и не распадаться на кусочки». Со времён Юрия Гагарина, первого космонавта, «пасты, похожие на зубную пасту», и «энергетические блоки» стали стандартной составляющей космического рациона.
Благодаря технологическому прогрессу, сублимационная сушка стала новым методом приготовления космической еды еще во время программы «Аполлон» в США. Эта технология использует вакуум для прямой сублимации воды из пищи из твёрдого состояния в газообразное, максимально сохраняя питательные вещества и оригинальный вкус. Кроме того, дегидратация уменьшает объём и вес, облегчая транспортировку в космосе.
Астронавты могут просто добавить воды, чтобы вернуть пищу в исходное состояние перед употреблением. Звучит знакомо? Всё верно, овощные пакетики в лапше быстрого приготовления также используют эту технологию. В дополнение к этому, NASA внедрило технологию микроволновых печей, которая только что вышла на коммерческое использование, открыв эру горячей пищи для астронавтов. Такая технология «дегидратации и регидратации», широко используется для космической еды.
Кухня на китайской космической станции оснащена передовыми технологиями. Невоспетый герой, создавший «вирусные жареные куриные крылышки» — конвектор — весит всего 5,8 кг, обеспечивает точный контроль температуры до 180 °C и прошёл десятки испытаний в условиях невесомости. Исследовательская группа даже использовала пищевые красители для имитации распространения кулинарных испарений, в конечном итоге разработав идеальное сочетание герметичного лотка и системы принудительной вентиляции, эффективно решив проблему кулинарных испарений в условиях микрогравитации.
Специальная микроволновая печь на космической станции совместима с 40% сублимированных продуктов, поддерживает 12 предустановленных режимов китайской кухни для таких китайских блюд, как курица Кунг Пао, с погрешностью разогрева ±2 °C, благодаря чему сублимированные продукты по вкусу почти напоминают свежеобжаренные.
Более того, диспенсер для воды на космической станции может очищать конденсат, превращая его в питьевую воду, и подогревать ее, а холодильник с точным контролем температуры может сохранять свежие фрукты и овощи, а также предварительно охлажденные блюда при температуре от -18 °C до 25 °C, обеспечивая баланс между безопасностью и вкусом.
Китайская столовая посуда также продемонстрировала уникальную изобретательность. Специально разработанные нескользящие палочки для еды, оптимизированные в ходе многочисленных экспериментов по захвату в невесомости, в сочетании с тарелками с магнитным замком позволили астронавтам легко брать еду, что побудило западных пользователей сети восхититься тем, как «восточная магия перенеслась в космос».
Космическая еда: двойной вызов здоровью и вкусу
По оценкам, тайконавты потребляют в среднем от 2600 до 3200 калорий в день в космосе. В то же время, длительное пребывание в невесомости может привести к потере кальция в костях и атрофии мышц. Космическое питание должно соответствовать принципу «высокое содержание кальция, высокое содержание белка, низкое содержание натрия и сбалансированное содержание пищевых волокон».
В Китае продукты питания обычно классифицируются по их роли и питательной функции в рационе, образуя структуру питания: «три продукта, четыре добавки».
«Три продукта» – это основные продукты, гарниры и готовые к употреблению блюда;
«Четыре добавки» – это напитки, приправы, функциональные продукты и свежие продукты. В настоящее время большая часть космической еды состоит из регидратированных продуктов, продуктов, прошедших термическую обработку, замороженных и охлажденных продуктов, а также продуктов, подвергнутых облучению. Для обеспечения безопасности и максимального сохранения первоначального вкуса и свойств пищи космическая еда упаковывается в пакеты или банки; поэтому «готовые блюда» – это ежедневный рацион астронавтов.
Кроме того, учёные разработали множество готовых к употреблению продуктов, которые можно съесть за один укус. Эти продукты содержат от 10% до 30% воды, что подавляет рост бактерий и при этом обеспечивает более приятный вкус, что делает их любимыми у многих астронавтов. Самый известный из них, несомненно, «лунный пряник на один укус» Ян Ливэя.
Разработка вкусной еды для космоса все еще требует преодоления проблем вкусового восприятия. Когда люди выходят в космос, их чувство вкуса претерпевает радикальные изменения, явление, которое ранее затрудняло раннее развитие космической еды.
Микрогравитация вызывает перераспределение жидкостей организма: около 2 литров крови перетекает от нижних конечностей к голове, что приводит к заложенности и отеку слизистой оболочки носа и непосредственному снижению обонятельной чувствительности на 30–40%. Поскольку вкус и запах тесно связаны, нарушение обоняния часто делает еду пресной и безвкусной для астронавтов. Во время программы «Аполлон» некоторые астронавты жаловались, что сублимированный стейк имеет вкус картона, в то время как советские космонавты сократили потребление пищи из-за своего отвращения к кашеобразной пище, что косвенно влияло на эффективность их полетов.
Чтобы решить эту проблему, страны по всему миру скорректировали свои кулинарные стратегии. Группа китайских исследователей в ходе масштабных экспериментов с использованием моделирования обнаружила, что острые, пикантные и насыщенные вкусы эффективно стимулируют вкусовые рецепторы. Поэтому такие блюда, как курица Кунг Пао, свинина с чесночным соусом и кисло-острая рисовая лапша, составляют более 60% меню космической станции. Они также специально разработали жидкий соевый соус и концентрированный соус чили — эти приправы упакованы в шприцы, что облегчает контроль дозировки и позволяет избежать проблемы с распылением приправ в воздухе.
Китайские деликатесы на космическом обеденном столе
Еда имеет первостепенное значение для людей, и китайская кулинария распространилась и на космос. 15 июля этого года грузовой космический корабль «Тяньчжоу-9» доставил более 1,5 тонн космической еды, включающей более 190 различных блюд восьми основных китайских кухонь, которых хватит на 10 дней без повторения ни одного блюда. Более того, эти «космические меню» также учитывают индивидуальные вкусы тайконавтов. Например, астронавт «Шэньчжоу-13» Чжай Чжиган родом из Хэйлунцзяна, поэтому исследователи приготовили для него рагу из картофеля и зелёной фасоли в северо-восточном стиле, которое было очень хорошо принято. Его второй пилот Е Гуанфу из Сычуани также наслаждался острой чэндуской кухней.
Сезонные деликатесы незаменимы во время различных традиционных китайских праздников. Праздник Весны (Китайский Новый год), самый важный праздник в Китае, ознаменовывает для астронавтов особенно богатый и разнообразный новогодний ужин. Пельмени – «душа» космического новогоднего ужина, начинки которого постоянно меняются.
«Шэньчжоу-13» доставил пельмени со свининой и капустой для Чжай Чжигана, пельмени со скумбрией для Ван Япина из Шаньдуна и пельмени с лилейником для Е Гуанфу, поистине достигнув «одного вкуса для каждого». Позже к семейству пельменей добавились начинки из креветок и говядины. Как душа китайских пельменей, они также сочетаются со специально приготовленным жидким уксусом, воссоздавая ритуальное ощущение «макания в уксус» на Земле.
Меню новогоднего ужина также тщательно продумано: названия каждого блюда несут в себе благоприятный смысл, например, «Восемь бессмертных, приносящих благословение» (Восемь сокровищ риса), «Двойное благословение удачи и процветания» (Хрустальная свиная рулька) и «Весна возвращается на землю, буйство красок» (Суповое сочетание). Китайцы празднуют Новый год радостно и празднично, где бы они ни находились.
Во время Праздника середины осени исследователи использовали технологию дегидратации и регидратации, чтобы воссоздать текстуру свежеиспечённых лунных пряников, а также использовали 3D-печать для вырезания узоров в виде благоприятных облаков и нефритовых кроликов, ещё больше воссоздавая вкус родных городов астронавтов.
В наземном центре управления также одновременно готовили такие же лунные пряники. Когда астронавты и наземный персонал вместе отмечали Праздник середины осени по телеконференции, совместное употребление одного лунного пряника было мощной интерпретацией фразы: «Пусть мы все живём долго и наслаждаемся красотой Луны, даже если нас разделяют тысячи ли».
От маленького лунного пряника в руках Ян Ливэя до золотых куриных крылышек на космической станции сегодня — развитие китайской космической еды является микрокосмом технологического прогресса, продолжением гуманистической заботы и нашей вечной тоски по «дому».
С уважением,
ххххх
Как показывает политика Дзена, ни от автора, ни от читателей ничего не зависит. Поэтому призываю просто общаться. Если поставите лайк/дизлайк - то Ваше мнение буду знать только я. Если напишете комментарий, то Ваше мнение будут знать и другие.
Пожалуйста, избегайте оскорблений и мата - за их использование будет бан. Уважайте других.
Если подпишетесь, то Вы всегда будете в курсе новых публикаций.
хххх
Подвал