Найти в Дзене

«Амиго, холодно!»: как мы отогревали кубинцев в сибирском цеху и почему их ром «Гавана Клуб» коварен, как шпион

Представьте картину: зима, минус 25. У проходной стоит парень — глаза черные, улыбка белоснежная, а сам дрожит так, что пуговицы на пальто брякают. Это к нам по обмену опытом прислали кубинцев. Веселые ребята! Только к нашему климату они были готовы, как я — к полету в космос. Пришлось брать шефство: учить носить ватники, есть сало и... правильно пить «огненную воду». Приветствую вас, товарищи! Мы часто вспоминаем СССР как закрытую страну. А ведь на заводах у нас кого только не было! Вьетнамцы (мы их звали ласково «вьетнамские космонавты» за шлемы на мопедах), болгары, африканцы. Но самые душевные были кубинцы. 1982 год. К нам в цех прислали бригаду — учиться на сварщиков. Звали их Мигель, Хосе и (вот не вру!) Владимир (видимо, в честь Ленина назвали). Первое, что мы поняли — они погибнут. Кубинец в минус двадцать — это самое несчастное существо на свете. Они кутались во всё, что находили. Шарфы до глаз, шапки ушами вниз (хотя мы уши не опускали даже в минус 30). Начальник цеха Петров
Оглавление

Представьте картину: зима, минус 25. У проходной стоит парень — глаза черные, улыбка белоснежная, а сам дрожит так, что пуговицы на пальто брякают. Это к нам по обмену опытом прислали кубинцев. Веселые ребята! Только к нашему климату они были готовы, как я — к полету в космос. Пришлось брать шефство: учить носить ватники, есть сало и... правильно пить «огненную воду».

Приветствую вас, товарищи!

Мы часто вспоминаем СССР как закрытую страну. А ведь на заводах у нас кого только не было! Вьетнамцы (мы их звали ласково «вьетнамские космонавты» за шлемы на мопедах), болгары, африканцы.

Но самые душевные были кубинцы.

1982 год. К нам в цех прислали бригаду — учиться на сварщиков. Звали их Мигель, Хосе и (вот не вру!) Владимир (видимо, в честь Ленина назвали).

Операция «Утепление»

Первое, что мы поняли — они погибнут.

Кубинец в минус двадцать — это самое несчастное существо на свете. Они кутались во всё, что находили. Шарфы до глаз, шапки ушами вниз (хотя мы уши не опускали даже в минус 30).

Начальник цеха Петрович посмотрел на это дело, плюнул и выдал им ватники и валенки.

Надо было видеть их лица!

Мигель надел этот ватник, подпоясался веревкой, влез в валенки 45-го размера... И стал похож на пленного немца под Москвой, только очень загорелого и счастливого.

Работали они, кстати, неплохо. Но каждые полчаса бегали к батарее — «греть кости».

-2

Битва напитков: Водка против Рома

Наступил канун Нового года. Решили отметить «интернационалом».

Мы накрыли поляну в бытовке: картошечка, огурцы соленые (кубинцы их боялись сначала), сальце, хлеб черный. И, конечно, запотевшая «Пшеничная».

А гости принесли СВОЁ.

Бутылка с желтой этикеткой. Havana Club. Настоящий, кубинский.

— Ром! — гордо сказал Хосе. — Витамин!

Ну, думаем, сейчас мы им покажем, как русские пьют.

Налили им по стопке нашей. Они выпили, глаза на лоб полезли, замахали руками:

— Fuerte! (Сильно!).

Закусили огурцом — скривились. Для них соленый огурец — это как для нас соленый банан.

Коварство тростника

А потом налили нам ром.

Я понюхал — пахнет клопами и жженым сахаром. Цвет красивый, золотой.

Выпил.

Идет мягко, сладенько. Как компот, только горячий.

— Слабаки, — шепнул мне Петрович. — Градусов 30, не больше. Этим только зубы полоскать.

И мы, потеряв бдительность, уговорили эту бутылку под сальце.

И вот тут случилось страшное.

Кубинский ром — он же коварный! Голова светлая, язык болтает, песни поет («Guantanamera» орали на весь цех), а ноги — не идут.

Встал я из-за стола — а ноги как ватные. Смотрю на Петровича — а он пытается встать и садится мимо табуретки.

А кубинцы сидят, смеются! Их этот ром, видимо, по-другому берет. Или у них иммунитет.

-3

Танцы в валенках

Закончилось всё, как полагается. Дружбой навек.

Мы их учили петь «Ой, мороз, мороз» (у них получалось «Ой, моро, моро, не моро миня»), а они учили нас танцевать сальсу.

Вы видели когда-нибудь, как здоровый сибирский мужик в валенках пытается вилять бедрами? Это зрелище не для слабонервных. Но было весело!

На прощание они подарили нам сигары (которые мы потом полгода курили — крепкие, зараза!), а мы им — командирские часы и шапки-ушанки.

Эх, хорошее было время. Простое. Мы не делили людей на «своих» и «чужих». Был просто Человек. И если он мерзнет — дай ему ватник. А если грустит — налей стопку.

Мигель, Хосе, если вы живы — привет вам, амигос!

А вам приходилось работать или учиться с иностранцами в СССР? Чем угощали, чему учили? Рассказывайте!

Ваш Василич.

👇 ПРИМЕЧАНИЕ АВТОРА:
История основана на воспоминаниях. Чрезмерное употребление алкоголя вредит вашему здоровью, но укрепляет международные связи (шутка).

👉 Кто я такой, зачем веду этот блог и почему объединил трактора с любовью — читайте в моем первом посте (Жмите сюда)