Найти в Дзене

Система KPI как инструмент реализации стратегии

Олег Кулагин Друзья, приветствую вас! Мы с вами знаем, что после выбора или обновления стратегии компании важно (и даже необходимо) настроить систему управления организацией на реализацию принятых стратегических решений. Эта настройка включает в себя необходимые изменения в организационной структуре, бизнес-процессах, должностном функционале, системе мотивирования, корпоративной и, конечно, в системе ключевых показателях деятельности (KPI), которая должна быть спроектирована «с нуля» или перепроектирована с учетом новых стратегических целей организации. Ибо система KPI является, прежде всего, инструментом реализации стратегии компании, а не инструментом премирования персонала. И сделать это надо грамотно и профессионально. Так вот, многие руководители уже знают, что профессиональный подход к разработке системы KPI основан на применении технологии KPI-Pro. Подробно эта технология описана в моих книжках и, в частности, в книге «Управление по целям и задачам. Трансформация компании по те

Олег Кулагин

Друзья, приветствую вас! Мы с вами знаем, что после выбора или обновления стратегии компании важно (и даже необходимо) настроить систему управления организацией на реализацию принятых стратегических решений. Эта настройка включает в себя необходимые изменения в организационной структуре, бизнес-процессах, должностном функционале, системе мотивирования, корпоративной и, конечно, в системе ключевых показателях деятельности (KPI), которая должна быть спроектирована «с нуля» или перепроектирована с учетом новых стратегических целей организации. Ибо система KPI является, прежде всего, инструментом реализации стратегии компании, а не инструментом премирования персонала. И сделать это надо грамотно и профессионально.

Так вот, многие руководители уже знают, что профессиональный подход к разработке системы KPI основан на применении технологии KPI-Pro. Подробно эта технология описана в моих книжках и, в частности, в книге «Управление по целям и задачам. Трансформация компании по технологии KPI-Pro».

Данная технология включает в себя ряд обязательных или крайне желательных этапов, пропустив которые мы получим в лучшем случае систему бесполезную и неработающую, а в худшем – приносящую вред для организации. Итак, технология KPI-Pro состоит из следующих этапов:

  1. Организационная философия. Можете пока пропустить, если вы скептически относитесь к таким понятиям, как миссия, ценности и стратегическое видение. Но потом все равно вернетесь к первому этапу. Жизнь заставит.
  2. Бизнес-модель и стратегия. Это надо сделать, так именно ради точности и скорости реализации стратегии мы и разрабатываем систему KPI. Но сначала «прокачайте» свою бизнес-модель, разложив бизнес на «молекулы и атомы». Это крайне полезно.
  3. Стратегические цели, показатели и задачи. Стратегию надо «оцифровать». Поэтому переводим все принятые на предыдущем этапе решения в формат стратегической карты. Только сделайте это правильно, иначе все остальное теряет смысл. А как правильно? А вот так.
  4. Программы и проекты развития. Понятно, что цели, записанные на бумаге, сами себя достигать не будут. Надо запустить процесс развития через формирование и управление портфелем проектов.
  5. Организационная структура. Структура (как и культура) тоже «ест стратегию на завтрак» (П.Друкер). Поэтому необходимо провести кардинальные или хотя бы локальные изменения в организационной структуре и настроить все протекающие в ней бизнес-процессы на реализацию стратегию. Займитесь этим немедленно.
  6. Должностной функционал. Здесь нас интересуют, прежде всего, служебные функции сотрудников в продуктном виде. Их надо сформулировать, исходя из вашей стратегической карты, и каскадировать, начиная с уровня ГД, вниз по оргструктуре. Воспользуйтесь для этого методикой 5D-матриц, и все будет хорошо. И не забудьте про внутренних клиентов! С ними надо договориться.
  7. Библиотеки показателей деятельности. Мы не сразу «лепим» для каждой должности какие-то KPI с «потолка» на основе здравого смысла (он часто подводит), а сперва делаем заготовочки для будущих KPI в виде библиотек показателей. Это важно.
  8. Ключевые цели, показатели и задачи. А вот теперь начинается самое интересное! Все, что было раньше, это прелюдия и подготовка к управлению по целям. А вот сейчас начинается настоящая жизнь. На основе стратегической карты и служебных функций мы формулируем ключевые цели сотрудников на год и/или квартал (начиная с ГД), подбираем под них KPI (библиотеки же мы заранее подготовили) и ставим по этим KPI ключевые задачи на данный период.
  9. Оплата по результатам работы. Если очень хочется, вы можете связать KPI с оплатой по результатам работы (PRP). Но делать это надо очень осторожно и без резких движений. Для этого есть специальная методика и расчетные формулы. Главное – не навредить!
  10. Внедрение и развитие системы. И, разумеется, все наши усилия имеют смысл только тогда, когда мы внедряем наши решения на практике. И система KPI – не исключение. Запустите проект по внедрению KPI на уровне «ГД-ГД минус 1». Посмотрите, что получится. Если все хорошо, идите дальше. Если не все хорошо, исправьте ошибки и все равно идите дальше. И постоянно совершенствуйтесь! Примерно так.

Если будут вопросы, пишите! Или можете почитать книжку про KPI. Там кратко, но достаточно подробно и доступно вся технология описана. Можете взять ее на вооружение. Желаю успеха.

ПРОДУКТЫ И УСЛУГИ ДЛЯ ВАШЕЙ КОМПАНИИ