Этот текст Эды Урусовой давно лежал в нашей папке воспоминаний. И сегодня, когда в год 100-летия Театра имени М.Н. Ермоловой мы рассказываем в наших соцсетях в ТГ и в ВК в рубрике #ермоловский_лица об артистах ушедшей эпохи, нам очень хочется, чтобы вы его прочитали.
"Среди плеяды выдающихся артистов, которые принесли лучшие традиции русского драматического искусства в советский театр, главная роль принадлежит Марии Николаевне Ермоловой. Именно поэтому коллектив театра, образовавшегося в 1925 году, рассматривал как особую честь присвоение ему имени великой русской актрисы.
Вспоминая годы, прожитые вместе с театром, хочется сказать о многом.
Пьесы советских драматургов в сочетании с классикой были положены в основу работы молодого коллектива с первых его шагов.
Первыми моими большими ролями в театре стали роли подпольщицы Наташи в пьесе «Леон Кутюрье» по «Рассказу о простой вещи» Лавренева и Альбины Мегурской в одноименной пьесе Шаповаленко.
Выступления в рабочих районах, на предприятиях, на стройках первых пятилеток стали повседневностью в работе театра. Именно там, на сценах рабочих клубов и открытых площадках, формировался и рос коллектив театра.
К X съезду комсомола театр выпустил пьесу Арбузова «Дальняя дорога», в которой я играла роль бригадира метростроевцев. При подготовке роли я около месяца работала на строительстве станции метро «Площадь Революции». Этот спектакль получил высокую оценку в центральной прессе. Поставила его Мария Осиповна Кнебель. Работа под ее руководством в целом ряде спектаклей стала для меня школой актерского мастерства.
У ермоловцев трудная судьба. Мы не раз сиротели. В тридцать седьмом году один за другим ушли из жизни художественные руководители нашего театра. Сначала его основатель — Макс Терешкович, а вскоре и его воспреемник — Азарий Азарин (он из семьи Мессереров). Годом позже арестовали десять ведущих артистов. Среди них был и мой муж Михаил Унковский. А ему прочили блестящее будущее — режиссеру и артисту.
Потом была война. В сорок пятом умер Николай Хмелев, в пятьдесят девятом — Андрей Лобанов...
Но вот чудо! Театр выжил.
Нам и сегодня нелегко. Но я знаю, я уверена — театр во что бы то ни стало выживет. Только надо работать. Делать ставку на профессию. И жить с верой. Как известно, «времена не выбирают. В них живут и умирают». Вопрос в том, как жить.
Вы думаете, было легко, когда театр только начинался? Ничего подобного.
Я пришла в театр-студию имени Ермоловой в 1925 году. Мы тогда работали на небольшой сцене, которая сохранилась и сейчас в угловом доме Столешникова и Пушкинской. Был голод. Была безработица. На Рождественке действовала биржа труда. Днем мы занимались, ночью подрабатывали — снимались в кино, в эпизодах и в массовках.
Мы страстно любили театр — жили в нем и для него.
Да, мы воспитывались на спектаклях великих мастеров. Студия дает только азы. Мастерство приходит в процессе работы. Актер всю жизнь учится «лепить» в самом себе и из себя новые образы, сам докапывается до тайны профессии. Ему крайне важна школа психологического реализма, если он работает даже в каком-то модном сегодня театре...
Вы спрашиваете, что же ушло из театра?.. Многое ушло... Многое...
Ушел труд. В Ермоловском театре мы начинали с водевилей. Сама я была достаточно к ним подготовлена, поскольку с ранних лет занималась в частной танцевальной школе у Маргариты Николаевны Зелениной — дочери Ермоловой. Был у меня и голос — контральто. Но я всю жизнь продолжала заниматься и тем и другим. В нашем театре когда-то был обязательным танцевальный тренаж. Три раза в неделю все приходили к десяти утра в танцкласс. А потом Николай Павлович Хмелев и Мария Осиповна Кнебель устраивали нам просмотры...
Ушла этика. Ушла дисциплина. Ушло и слово. На него как будто совсем перестали обращать внимание. А зритель должен видеть, слышать и понимать все, что происходит на сцене. Иначе — зачем мы? Ради чего работаем? Может быть, поэтому и пустуют порой наши залы?
А у Ермоловского театра было немало прекрасных спектаклей. Не могу не вспомнить шекспировскую комедию «Как вам это понравится» в постановке Кнебель и Хмелева. Арбузовскую «Дальнюю дорогу». Горьковских «Детей солнца» и «Последних» в режиссуре Кнебель. «Суббота, воскресенье, понедельник» Эдуардо де Филиппо режиссера А.Б. Шатрина. «Сны Симоны Машар» в постановке А. В. Эфроса, «Бал воров» Ануя и «Дядя Ваня» Чехова, «Семь дней после войны» Симонова, поставленные В.А. Андреевым...
Я счастлива, что судьба подарила мне профессию актрисы. Даже в самые суровые годы моей жизни — в ссылке — я не расставалась с ней. Объездила с театром весь Дальний Восток. А в Норильске мне выпало играть с такими актерами, как Иннокентий Смоктуновский и Георгий Жженов.
Я благодарна всем партнерам, без которых я бы не состоялась. Валерий Пекарев. Марья Хорошко. Николай Макеев. Наталья Архангельская. Всеволод Якут. Владимир Андреев. Лев Любецкий...
Что же сегодня вернуть в театр?
Прежде всего — уважение к профессии. Побольше сердца и любви. Люди так истосковались по празднику, гармонии, красоте. Им нужно утешение.
Искусство не должно покидать сцену".