Наша жизнь, особенно в городе, очень динамична: работа, встречи, шоппинг, фитнес… А потом случается младенец, и современные родители решают, что это не повод ограничивать себя и сидеть дома. Поэтому ребёнок помещается в автокресло, и привычная жизнь продолжается.
В чём же подвох, которого не замечают новоявленные мама и папа? Разбираемся вместе с экспертами по двигательному и сенсорному развитию детей с рождения до 3 лет, авторами образовательного проекта «Малышовый фитнес» Игорем и Татьяной Новокриницкими.
Немного предыстории
В силу эволюционных особенностей, человеческий детёныш рождается с крайне незрелым мозгом. Да-да, в ходе эволюции биологический вид Homo sapiens вертикализировался, чтобы иметь возможность работать руками, таз женщины сузился, чтобы улучшить удержание баланса на двух ногах, поэтому для успешного рождения у младенца должна быть маленькая голова, в которую помещается только пока ещё недозревший мозг.
Итак, новый человек родился, но первый год жизни абсолютно беспомощен, потому что его мозгу нужно время для дозревания и развития.
Развитие ребёнка первого года жизни
К концу первого года мозг увеличится в 2 раза (ну и голова, разумеется, тоже) за счёт формирования огромного количества новых нейронных связей (синапсов), которые строятся благодаря новому двигательному и сенсорному опыту.
Именно эти синапсы и делают мозг гибким и функциональным, способным к усвоению новой информации и быстрой адаптации к меняющимся условиям окружающей среды.
Иными словами, разнообразные движения (моторика) и ощущения (сенсорика) в первый год закладывают фундамент обучения. Каждый раз, когда малыш просто свободно двигает ножками, пытается перевернуться на бок или тянется к погремушке, его мозг строит всё новые и новые нейронные связи.
Так закладывается база, чтобы потом поползти, сесть и пойти, учиться в школе, хорошо ориентироваться в пространстве, быстро принимать решения и успешно реализоваться в жизни.
Что имеем в реальности
А теперь представьте, что основное время бодрствования ребёнок проводит в ограниченном пространстве: автокресле, шезлонге или качельке. Он в безопасности, да, но он лишён возможности двигаться так, как задумано природой.
Он не может оттолкнуться ногой от пола, чтобы почувствовать опору и лишний раз потренировать баланс и выстроить полноценные отношения с земным притяжением. Его движения ограничены, и он не может дотянуться до интересного предмета, что влечёт за собой склонность к пассивности и отсутствию самостоятельности.
Это и есть та самая ловушка избыточного «контейнирования». Детские девайсы — это не зло. Изначально они были призваны помогать, но если они становятся основным местом для игр и бодрствования, развитие замедляется.
Почему так происходит? Родителю удобно, а последствия видны не сразу. С чем будут сложности? С балансом, ловкостью и координацией движений, состоянием вестибулярного аппарата, мышечного корсета, сенсорной интеграцией и исследовательским опытом.
Что происходит с вестибулярной системой
Когда ребёнок много времени проводит в удерживающих устройствах — автокресле, коляске, шезлонге — его тело находится в пассивной позиции. Да, кажется, что дорога «качается», коляска едет, вокруг что-то происходит. Но это не та стимуляция, которая нужна для развития. Это внешнее движение, и малыш в нём — пассажир.
А вестибулярная система развивается только тогда, когда ребёнок сам меняет положение тела: пытается перевернуться, удерживает голову, тянется, поднимается на локти. Именно активные, а не пассивные движения дают мозгу сигналы о положении тела в пространстве.
Когда малыша носят на руках, ситуация другая: взрослый постоянно двигается, меняет позы, наклоняется, разворачивается. Голова ребёнка тоже двигается — естественно и разнообразно. Это живая, многоплановая стимуляция, которую невозможно заменить покачиванием машины или коляски.
Сенсорные потери
Чтобы перевернуться, нужны десятки попыток и постоянная работа мышц. В автокресле тело лежит пассивно — его удерживают стенки.
Сенсорная среда тоже обедняется: ребёнок не чувствует температуру пола, фактуру ковра, сопротивление мяча. Его мир ограничивается обзором из кресла и парой игрушек. Он не может поползти «по делам» — это блокирует исследовательское поведение и первые проявления самостоятельности.
Какой выход
Чем можно нивелировать ограничения движения в удерживающих девайсах:
1. После сна помещайте ребёнка сразу на пол. Поменяли подгузник — и выкладывайте на обычный коврик или одеяло. Пусть полежит, подрыгается в своё удовольствие. Начните с нескольких минут. На полу как раз очень удобно выполнять массаж, гимнастику и подвижные игры из разных курсов по развитию младенцев.
2. Чаще носите малыша на руках — это отличная альтернатива. Ребёнок получает тактильный контакт с родителями, у него появляется эмоциональное ощущение защищённости, и при этом вы постоянно разнообразно двигаетесь с малышом на руках, а значит двигается и голова младенца — его вестибулярная система получает стимулы, его тактильная и проприоцептивные сенсорные системы тоже ощущают постоянно меняющиеся касания и объятия ваших рук. И нет, вы не приучите к рукам, до 3 мес младенец проходит период донашивания и должен «жить на руках» — это база для его ощущения безопасности.
Эти простые советы помогут вашему малышу полноценно развиваться в соответствии с возрастом.