Найти в Дзене

Почему мы знаем, как надо, но не делаем это.

Можно ещё сказать так: почему я такая умная, а живу, как дура? Что же нам мешает? 1. Проблемы с мотивацией и «ценой» действия · Ценность vs. Усилие: Мозг постоянно взвешивает: «Награда от этого действия стоит ли затраченных усилий, дискомфорта или риска?». Если цель далека (похудеть через полгода), а дискомфорт от диеты и спорта — здесь и сейчас, мозг выберет немедленное избегание страдания. · Отсутствие внутренней мотивации: Делать что-то из чувства долга («надо») или из-за внешнего давления («родители сказали») — слабая мотивация. Сильная мотивация возникает, когда действие связано с личными ценностями, интересом или удовольствием от самого процесса. · Неясность выгоды: Если польза от действия абстрактна («стать здоровее»), а вред от бездействия отсрочен (проблемы со здоровьем через годы), мозг не воспринимает это как близкую реальную угрозу. 2. Эмоциональные и психологические барьеры · Страх: Страх неудачи, страх успеха (и связанной с ним ответственности), страх осуждения, стр

Можно ещё сказать так: почему я такая умная, а живу, как дура?

Что же нам мешает?

1. Проблемы с мотивацией и «ценой» действия

· Ценность vs. Усилие: Мозг постоянно взвешивает: «Награда от этого действия стоит ли затраченных усилий, дискомфорта или риска?». Если цель далека (похудеть через полгода), а дискомфорт от диеты и спорта — здесь и сейчас, мозг выберет немедленное избегание страдания.

· Отсутствие внутренней мотивации: Делать что-то из чувства долга («надо») или из-за внешнего давления («родители сказали») — слабая мотивация. Сильная мотивация возникает, когда действие связано с личными ценностями, интересом или удовольствием от самого процесса.

· Неясность выгоды: Если польза от действия абстрактна («стать здоровее»), а вред от бездействия отсрочен (проблемы со здоровьем через годы), мозг не воспринимает это как близкую реальную угрозу.

2. Эмоциональные и психологические барьеры

· Страх: Страх неудачи, страх успеха (и связанной с ним ответственности), страх осуждения, страх выйти из зоны комфорта. Страх — самый мощный тормоз.

· Перфекционизм: Установка «Или сделаю идеально, или не буду делать вообще». Он парализует на этапе начала, потому что первый шаг кажется недостаточно хорошим.

· Прокрастинация как регулятор эмоций: Это не лень, а стратегия временного избавления от негативных эмоций (тревоги, скуки, неуверенности), связанных с задачей. «Сделаю позже» — способ почувствовать облегчение сейчас.

· Выученная беспомощность: Опыт прошлых неудач («я уже пытался и не получилось») убеждает человека, что его действия ничего не изменят. Зачем пытаться снова?

3. Проблемы с саморегуляцией и энергией

· Сила воли — исчерпаемый ресурс: После напряженного дня, принятия множества решений (даже мелких) и борьбы со стрессом на «контрольные функции» мозга просто не остается сил.

· Эмоциональное или физическое истощение: При депрессии, тревожности, хроническом стрессе или усталости все ресурсы уходят на поддержание базового функционирования. На действия «для развития» сил нет.

· Недостаток навыков планирования: Человек знает конечную цель («выучить язык»), но не может разбить ее на конкретные, маленькие и выполнимые шаги. Масштаб задачи пугает.

4. Влияние среды и привычек

· Сила привычек: Наше поведение на 40-50% состоит из автоматизмов. Гораздо проще пойти по старой, протоптанной нейронной дорожке (лечь на диван), чем создавать новую (пойти на пробежку). Среда, наполненная искушениями (соцсети, еда в доступе), постоянно провоцирует старые сценарии.

· Отсутствие поддержки или негативное окружение: Если ваше окружение не разделяет ваших стремлений или даже подсмеивается над ними, сохранять мотивацию в разы сложнее.

5. Когнитивные искажения (ошибки мышления)

· Искажение в оценке времени («Я сделаю это завтра»): Мозг склонен переоценивать свои будущие возможности и мотивацию. «Завтра» всегда кажется более продуктивным днем.

· Предвзятость к статус-кво: Любое изменение воспринимается как потеря. Спокойствие и привычное состояние (даже если оно плохое) часто «весит» больше, чем потенциальная, но неочевидная выгода от изменений.

Что с этим делать? (Кратко)

1. Уменьшить барьер входа: Разделить задачу на микро-шаги (не «пробежать 5 км», а «надеть кроссовки и выйти на улицу»).

2. Работать с эмоциями: Спросить себя: «Что я чувствую, когда думаю об этом деле?» (Страх, скука, overwhelm?) и признать это.

3. Изменить среду: Убрать искушения, создать напоминания, сделать желаемое действие максимально легким для старта.

4. Использовать внешнюю ответственность: Договориться с другом, наставником, объявить о намерении публично.

5. Связать действие с идентичностью: Не «мне надо бегать», а «я — человек, который заботится о своем здоровье». Меняется фокус с разового действия на образ себя.

6. Прощать себе «провалы»: Самобичевание за срыв лишь усугубляет стресс и увеличивает шанс снова ему поддаться. Важен общий вектор, а не идеальное исполнение.

Итог: Люди не делают, потому что знание — это когнитивная функция («голова»), а действие требует согласованной работы «головы» (планирование), «сердца» (мотивация, эмоции) и «рук» (среда, привычки, ресурсы). Когда эти системы в конфликте, побеждает инстинктивное стремление к экономии энергии и избеганию дискомфорта. Понимание этих причин — первый шаг к тому, чтобы начать действовать.

Как всегда, спасает осознанное отношение к себе и к своей жизни.

Поделитесь, какие изменения удалось внедрить, а какие так и остались на завтра или понедельник?

Только вперёд!
Только вперёд!