Подборка "Михаэль Лайтман. Каббала." Основные положения в доступном пересказе. (Выдержки. Часть 1, продолжение).
Книга "Зоар" со дня ее написания р. Шимоном Бар-Йохай была закрыта от непосвященных. Для того, чтобы этот труд был доступен читателю, необходимо его предворить некоторыми пояснениями.
Как для выражения любой мысли мы обходимся только 22 буквами, так и всевозможные сочетания 10 сфирот совершенно достаточны для описания любого духовного действия или объекта.
Но существует три четких ограничения, которые необходимо постоянно иметь в виду, дабы не выходить за их пределы.
Первое ограничение. Есть 4 уровня познания объекта в нашем мире: материал, свойство (вид), отвлеченная форма и сущность. Эти 4 уровня постижения существуют в 10 сфиротах. Книга "Зоар" исследует лишь материал и форму в связи с материалом, и ни в коем случае не отвлеченную форму и сущность.
Второе ограничение. Все сотворенное делится на 3 уровня: 1) Бесконечность; 2) Мир Ацилут; 3) Миры Брия, Ецира, Асия. Книга "Зоар" исследует лишь три последних мира, а Бесконечность и мир Ацилут - лишь в их взаимозависимости с мирами Брия, Ецира и Асия (АБЕА).
Третье ограничение. В каждом из миров Брия, Ецира и Асия существует три уровня:
1. 10 сфирот, называемые частью Творца в этом мире.
2. Духи, души всего существующего и души людей.
3. Все остальное существующее.
Книга "Зоар" рассматривает души людей, а все остальные объекты - лишь в их взаимосвязи с душами людей. Все ошибки, неточности и заблуждения - следствия выхода за пределы этих трех ограничений.
Самое полное представление в нашем мире мы получаем от первого вида постижения объекта - материи, и эта информация вполне нам достаточна для нашего существования и общения с окружающим миром.
Второй вид постижения - свойство материи - становится нам известен в результате исследования окружающей природы с помощью наших органов чувств. Развитие этих видов постижения привело к созданию науки, в достоверности которой большинство нас уверено.
Мы воспринимаем органом зрения не сам предмет, а его взаимодействие со светом, вернее, взаимодействие отраженного света с нашим глазом. Органом слуха - не сам звук, а его взаимодействие с органом слуха. Органом вкуса - следствие от взаимодействия слюны, нервных окончаний и желез с объектом, но не сам объект. И т.д.
Все наши чувства раскрывают нам лишь взаимодействия реакций сущности. Воспринимая себя как объект, занимающий место, имеющий форму, температуру, мысль - я воспринимаю результаты действия своей сути, но не ее саму.
Третий вид постижения - отвлеченное свойство объекта - был бы возможен, если бы мы могли наблюдать это свойство не облаченным в объект, т.е. не связанным с материей. Но исследование свойства вне связи с материей, в ее идеализированном виде, как правило не дает верных результатов и не подтверждается на практике.
Четвертый вид постижения объекта - Сущность человека вне ее связи с телом совершенно непознаваема. Наши органы чувств, даже дополненные любой фантазией и приборами не позволяют нам представить саму сущность. Лишь ее действия, реакции на окружающее и всевозможные взаимодействия с ним, познаваемы нами.
Таким образом, лишь материя и ее свойства, рассматриваемые в связи с материей, дают нам вполне правдивое и достаточное представление об исследованном объекте.
Во всех мирах свет, исходящий от Творца, представляет собой совершенно бесцветную, не воспринимаемую нами субстанцию. И лишь проходя сквозь миры и сфирот, как сквозь светофильтры, он воспринимается нами определенного цвета и интенсивности, которые зависят от уровня развития души, получающей свет.
Малхут - самый плотный фильтр. Получаемый от нее свет мал по величине и предназначен и доcтаточен лишь для исправления неживого в теле человека.
Тифэрэт - более прозрачный фильтр и предназначен для одухотворения растительной части в теле человека, так как более интенсивен.
Бина - предназначена для исправления части животной в теле человека.
Хохма - самый прозрачный фильтр и проводит свет для возвышения части "человек", что в теле человека и нет предела его силе...
Все существующие в каждом из миров делятся на 4 уровня: неживой, растительный, животный, "человек", что соответствует четырем уровням желания получить и наслаждаться светом Творца.
Человек, стремящийся к удовлетворению лишь насущных ему потребностей, находится на неживом уровне желания.
Желающий животного удовлетворения - находится на растительном уровне желания.
Желающий человеческих наслаждений находится на уровне животного желания, поскольку это - уже желание духа.
А желающий знаний находится на уровне "человек".
Желание лишь необходимых вещей и желание животных удовольствий человек получает от более низших, чем он сам. Человеческое желание к власти, почету он удовлетворяет благодаря равным себе. А свои желания к образованию и исследованию мира, он удовлетворяет благодаря высшим духовным объектам.
В мире Ацилут план творения существует в виде программы. Вся информация, получаемая нами, основывается на всех бесконечных изменениях света, которые раскрывают нам цвета миров Брия, Ецира, Асия.
Души людей берут свое начало в мире Брия. И потому лишь начиная с этого мира можно исследовать их зависимость и связь с Бесконечностью. Души людей в каждом мире являются его центром. И получают питание от остальных уровней.
Появление букв связано с преобразованием света в мирах. Души, получающие свет в духовных мирах, должны получать его соответственно 613 частям, составляющим каждую душу. И потому в высшем мире система сил, питающих души, называется нами подобием человека.
В нашем мире тело человека построено в соответствии с системой этих сил. Но ни в коем случае не следует представлять себе, что в духовном мире существует какая-либо форма, подобно нашей материальной. Лишь взаимодействие этих сил соответственно преобразуется в нашем мире в материальную форму. В духовном же мире формы получаются ограничением действующих сил...
Продолжение . . . Предыдущая стр.