Подборка "Михаэль Лайтман. Каббала." Основные положения в доступном пересказе. (Выдержки. Часть 1, продолжение).
Чтобы понять хоть что-то из окружающей нас природы и нас самих, необходимо четко представить цель творения, его конечное состояние, ведь промежуточные могут быть весьма обманчивы.
Все существующее относится или к Творцу, или к Им созданному, то есть до состояния желания насладиться, до сотворения душ существовало лишь желание Творца насладить. И потому, согласно Его желанию, из ничего, самим желанием насладить, было создано желание насладиться (равное по величине и противоположное по свойству).
Следовательно, единственное, что сотворено, что существует (помимо Творца) - это желание насладиться. И оно является материалом всех миров и их населяющих, а наслаждение, исходящее из Творца, оживляет и управляет всем.
Первоначально душа бесконечно удалена от Творца, поскольку противоположна желанию давать наслаждение. И, чтобы исправить эту отдаленность душ от Творца, созданы и разделены все миры на противодействующие системы: четыре светлых мира АБЕА против четырех темных миров АБЕА (Ацилут, Брия, Ецира, Асия).
И разница между этими двумя системами лишь в том, что характерное свойство первой - давать наслаждение, а второй - получать наслаждение. То есть первоначальное желание получить наслаждение разделилось как бы на две части: одна осталась прежней по свойствам, а другая как бы приобрела свойства самого Творца, т.е. сблизилась, слилась с Ним.
И так преобразовались миры до нашего материального мира, т.е. до места, где человек существует в виде системы: тело - как желание насладиться ради себя (эгоизм) + душа. Тело - это желание получить наслаждение, преобразовавшееся без изменений через темные миры АБЕА.
Наслаждения, получаемые от темной системы АБЕА, не удовлетворяют, а лишь увеличивают желание наслаждения. И если человек не ограничивает себя с помощью Торы и заповедей, то в течение всей жизни желание увеличивается, пока, умирая, человек не обнаруживает, что не достиг и половины желаемого. То есть роль темных сил заключается в том, чтобы предоставить человеку материал для работы, но обычно оказывается, что он сам - материал для темных сил.
Существование темной системы АБЕА необходимо для создания тела - чтобы исправляя его эгоизм, приобрести свою вторую, божественную природу. Но как вообще эгоизм мог появиться, возникнуть в мыслях Создателя? Ответ прост - поскольку времени в духовном мире не существует, то конечное состояние творения возникло одновременно с его замыслом. И поэтому эгоизм - желание самонаслаждения - никогда в духовном мире не существовало.
С начала творения и до конца душа проходит три состояния. Первое - конечное состояние, уже существующее рядом с Создателем сравнением свойств. Второе - наша действительность, где, разделившись на тело и душу, эгоизм преобразовывается в альтруизм. Третье состояние - состояние исправленных душ после воскресения мертвых - то есть после исправления и самих тел. И тело станет достойным получить все предназначенное ему Создателем наслаждение. И в то же время оно достигает слияния с Творцом ввиду подобия свойств. И дает этим наслаждение Творцу - ведь наслаждается в слиянии с ним.
Эти три состояния взаимообязуют появление один другого. И при исключении одного из них анулировались бы все. Таким образом будущее обязывает настоящее к существованию.
Наше настоящее тело - это не то, которым мы обладаем сейчас. Наше настоящее тело, совершенное и бессмертное, находится в своем первом и третьем состояниях. А все временное, как тело с его эгоизмом, лишь создает возможность возвыситься, работая над собой.
Все остальные существа, населяющие этот мир, духовно возвышаются или опускаются вместе с Человеком и вместе с ним достигают совершенства. И поскольку третье состояние действует на первое состояние, то мы достигнем заданной цели путем Торы или путем страданий.
И хотя мы еще не достигли третьего состояния, и существуем во времени, но это нисколько не унижает нас, поскольку это лишь вопрос времени. Мы можем ощутить будущее уже сейчас, в нашем состоянии, но ощущение будущего зависит от уверенности в нем.
Желание рождает потребности, а потребности - мысли и знания в объеме, необходимом для удовлетворения потребностей. Все, чего достигает душа во втором состоянии, остается навечно ее - вне зависимости от смерти тела.
Мы исправляем не наше тело, а лишь нашу душу, поднимая ее по светлым ступеням чистоты и духовного развития. Окончательное исправление эгоизма возможно лишь в состоянии, называемом "воскрешение мертвых". И в данном состоянии душа, придя к совершенству, позволяет оживить и полностью исправить тело...
Предыдущая стр.