- Товарищ капитан первого ранга! - торопливо докладывал оперативному дежурный по связи и оповещению флота капитан второго ранга Дмитриев. - Получено донесение от подводной лодки Иванкина. Отличительная группа - шесть нулей! Подписное время одиннадцать часов тридцать семь минут! (*)
Кремовая рубашка моментально прилипла к спине.
Шесть нулей - авария подводной лодки!
- Чёрт! Только заступили! Весёлый денёк предстоит, - сдерживал волнение оперативный дежурный флота капитан первого ранга Осинцев. - Чья, говоришь, адресная группа?
- Иванкина! Она работает по плану Оперативного управления!
- Какая разница? Всё равно нам заниматься! Расшифровали?
- Через минуту будет готово!
Оперативный флота не мешкая доставал из сейфа журнал учёта сигналов боевого управления и блокнот шифртелеграмм. На обдумывание действий и принятие решения - минута!
Первое - немедленно передать сигнал дежурным силам - спасательному отряду и отряду сил поиска!
Второе - оповестить командование.
Третье - сообщить в Москву дежурному адмиралу Военно-морского флота о выполняемых действиях. Осинцев знал, что Москва уже в курсе. Все сообщения подводных лодок одновременно поступают на узел связи Центрального командного пункта ВМФ.
Поправил сползшие с носа очки. Нахмурился.
- Есть текст?
- Готов!
«Пожар на подводной лодке. Бортовой номер… Широта… Долгота… Хода не имею… Подписное время…»
- Дежурный по связи и оповещению! Спасательному отряду и отряду сил поиска боевая тревога!
- Главный БИП (**), координаты нанесли?
- Нанесены! Район острова Тюлений.
Сигнал об аварии - спичка в муравейнике. Теперь каждый знает, что делать.
Осинцев надавил красную кнопку прямой связи с Командующим флота.
- Товарищ командующий!
…
Неприятно! Сегодняшний день - не копия вчерашнего и не заготовка-болванка для завтрашнего. Прямо полоса неудач! - морщился командующий флотом.
Только недавно, всего несколько дней назад, произошёл пожар на подводной лодке «Б-354». Горел отсечный щит четвёртого отсека. Погиб человек, старшина команды радистов.
Всем кораблям было дано циркулярное указание в течение суток произвести осмотр электрооборудования.
Доложили бодро. И вот на тебе. Ну да ладно, «Б-354» - дизелюха почти допотопная. У одичавших от безвылазных плаваний флибустьеров-дизелистов пожары - явление довольно редкое, из ряда вон выходящее. Они свои корабли наизусть знают и с закрытыми глазами водят.
Планировалась показная расправа. Хотели с командира Мамаева шкуру снять. А самого его с должности. Теперь это кажется невинной забавой. Но сейчас! Новейший корабль! Надо же! Как Главкому объяснить и что сказать?
Сноски:
(*) - не помните, совершенно случайно, когда стало известно о начале пожара на лодке? Вот и я об том же… - автор блога.
(**) - БИП - боевой информационный пост.
Глава 22.
11.42.
- Валентин? Что в кормовых отсеках?
- Давление в шестом и седьмом восемь килограммов. В пятом по манометру - ноль целых, пять десятых.
- С пятого надо снять давление. Обязательно! Там люди!
- Товарищ командир, для этого необходимо открыть захлопку кормового кольца на системе вытяжной вентиляции между четвёртым и пятым отсеками.
- Открывайте! В чём проблема?
- Связи нет. Пятый молчит.
- А если попробовать её открыть из четвёртого?
- Четвёртый, четвёртый! И с четвёртым тоже!
- Свяжитесь по таблице перестукивания.
Отбивали барабанную дробь по кормовой переборке.
Стучали, стучали. Не достучались.
Рука устала (*).
…
11.43.
Кужелев и Мякинин тихо сидели без средств защиты органов дыхания в аппаратной задымленного четвёртого отсека (**). Ждали помощи.
- Слышишь? В переборку стучат.
- На связь вызывают.
- Сколько мы здесь протянем?
- Не знаю, - растирал щетину на подбородке Мякинин. - Часа два. Может быть.
Молчали.
- Саша, а ты до службы-то, чем занимался?
- Да так. Как и все. Биография в полстраницы.
- А что ты в офицеры пошёл? С детства мечтал?
- Нет. Я с шестого класса в Одесскую мореходку собирался.
- И что ж не поступил?
- Когда я в десятом классе учился, приехал к нам одноклассник моего старшего брата. Он тогда уже был второкурсником военно-морского училища. Говорит мне: «Давай к нам! У нас - дисциплина! Что тебе тюлькин флот? Тьфу! Скажешь матросу что-нибудь, а он в ответ тебе: «Да пошёл ты…». Да и форма понравилась. В общем, изменил я своей мечте. Почти все мои одноклассники в военные училища поступили. Мы в гарнизоне жили. Брат лётчик, а я вот…
- Делать тебе нечего.
- Ты понимаешь. Вот смотришь ты на обыкновенную лужу. А в ней отражается небо. Река - это уже величие. Озеро - впечатляет. Ну а море… Море - это мечта. Горизонт притягивает, манит. Что там, за горизонтом? Да самого последнего подлеца облачи в морскую форму, и его все будут уважать!
- Наверное…
- Ты же сам мичман.
- Да я так. Я вообще понятия о флоте не имел. И моря-то никогда в жизни не видел. В школу техников в военкомате предложили. Согласился. В Севастополь поехал. Думал, лет пять послужу - денег скоплю. Дом куплю, машину. У каждого должен быть свой дом. Да и специальность - турбинист. На гражданке пригодится.
- Ты сам откуда родом?
- Из Ставрополя. Вот отслужу лет пять-семь, и катись оно всё колбаской! Домой уеду.
- Лет пять-семь. Тут бы на пару часов воздуха хватило…
- Да… Хуже некуда - сидеть и ждать… Лучше со всеми вместе…
- Умирать?
- Ну ты скажешь!
Пугающе пронзительно выло в трубах. По спине мороз.
- Что это?
- Воздух.
- А что же не перекроют?
- Не знаю…
Разговор не шёл. Не хотелось говорить. Молчали. Да и думать о том, что может произойти через два часа, не хотелось. Клонило в сон. И уже не страшно совсем. Только утомительно.
Хотелось писать и курить.
Так и дремали в аппаратной четвёртого отсека под убаюкивающий аккомпанемент органной музыки гудящего в трубах воздуха.
Сноски:
(*) - можно сколько угодно издеваться над первым поколением отечественных пла, где "всё вручную"; но как пользоваться переборочным стаканом, чтобы передать в соседний отсек записку (и принять клочок бумаги, с ответом, при необходимости, обратно), знал каждый моряк срочной службы. Кстати, и для контроля газового состава воздуха в смежном отсеке - тоже. Я не противник автоматизации, и не умничаю тут; даже не пытаюсь. Но как показывает практика, элементарные знания и навыки в процессе эволюции и усложнения техники иногда теряются… напрочь! А отработать (проверить) автоматику вручную - это вообще... высший пилотаж - автор блога.
(**) - АВ (аппаратная выгородка) герметична.
.
Историю рассказал © Олег Борисович Фадеев.
.
04.12.2025
.