Найти в Дзене

Как вспышка на Солнце чуть не привела к катастрофе и заставила отменить тысячи рейсов по всему миру

Авиакомпании по всему миру экстренно обновляют тысячи самолётов Airbus после того, как производитель обнаружил потенциально опасную уязвимость в системе управления лайнеров серии A320. Интенсивное солнечное излучение, возникающее при сильных вспышках на Солнце, способно искажать данные, которые используют бортовые компьютеры. Инцидент JetBlue 1230 30 октября Airbus A320, выполнявший рейс JetBlue 1230 из Канкуна в Ньюарк, внезапно потерял высоту, совершив «некомандированный, ограниченный клевок носом вниз». Автопилот при этом не отключился, и экипаж успешно посадил самолёт в Тампе. Около 15 пассажиров обратились за медицинской помощью. Проводя расследование, специалисты Airbus выяснили, что интенсивное солнечное излучение могло привести к искажению данных, используемых для управления самолётом. Как поясняет профессор Сколтеха Татьяна Подладчикова, предварительная техническая оценка Airbus указала на сбой в работе одного из критически важных компьютеров — ELAC (Elevator Aileron Compute
Оглавление

Авиакомпании по всему миру экстренно обновляют тысячи самолётов Airbus после того, как производитель обнаружил потенциально опасную уязвимость в системе управления лайнеров серии A320. Интенсивное солнечное излучение, возникающее при сильных вспышках на Солнце, способно искажать данные, которые используют бортовые компьютеры.

Инцидент JetBlue 1230

30 октября Airbus A320, выполнявший рейс JetBlue 1230 из Канкуна в Ньюарк, внезапно потерял высоту, совершив «некомандированный, ограниченный клевок носом вниз». Автопилот при этом не отключился, и экипаж успешно посадил самолёт в Тампе. Около 15 пассажиров обратились за медицинской помощью.

Проводя расследование, специалисты Airbus выяснили, что интенсивное солнечное излучение могло привести к искажению данных, используемых для управления самолётом.

Как поясняет профессор Сколтеха Татьяна Подладчикова, предварительная техническая оценка Airbus указала на сбой в работе одного из критически важных компьютеров — ELAC (Elevator Aileron Computer).

«Предварительная оценка определила неисправность ELAC как возможный способствующий фактор», — отмечает учёный.

Если неисправный ELAC не заменить, теоретически возможно неконтролируемое движение рулей высоты, которое в худшем случае может привести к превышению конструкционных ограничений самолёта.

Какие меры приняты

Airbus выпустил срочное извещение AOT с инструкциями по установке исправного ELAC. Европейское агентство авиационной безопасности (EASA) потребовало выполнить ремонт до того, как самолёт снова сможет перевозить пассажиров.

В мире насчитывается около 6000 самолётов семейства A320, затронутых этим требованием. Для большинства из них достаточно откатить обновление ПО — работа занимает около двух часов. Для примерно 900 более старых самолётов требуется физическая замена блока ELAC.

Несколько авиакомпаний уже отчитались о прогрессе:

  • American Airlines обновила 205 из 209 самолётов;
  • Delta завершила работы на менее чем 50 A321neo;
  • United сообщила о шести самолётах, требующих доработки;
  • Даже борт Shepherd One, используемый Папой Римским, получил обновление.

Несмотря на масштаб проблемы, серьёзных сбоев в расписании, по данным аэропортов, удалось избежать.

Почему это важный прецедент

По мнению учёного из Сколтеха на фоне роста солнечной активности вопрос защиты инфраструктуры становится всё более актуальным. Под угрозой могут оказаться не только самолёты, но и энергосети, спутники и интернет-системы.

«Этот случай стал напоминанием: влияние космической погоды — не абстрактная величина, а фактор, способный проявиться в полёте и затронуть ключевые системы управления», — отмечает профессор Подладчикова.