Найти в Дзене
Архивариус Кот

«Хоть вам не удалось исполнить подвиг мести…»

Итак, продолжим? Не приходится удивляться тому, что сейчас появляется много новых публикаций на декабристскую тему – в преддверии двухвековой годовщины это естественно. Удивляешься только, какие очередные перлы выдаёт кое-кто из авторов. Так, недавно прочла на одном из сайтов, что всё междуцарствие длилось, пока Константин был на пути в столицу. Напомню, что, вплоть до коронации младшего брата, Константин Павлович Польши не покидал. Однако переписка между Варшавой и Петербургом, несомненно, смятение в умы подданных внесла немалые. Историк О.И.Киянская высказала интересную мысль: формально декабристы были правы, объявив Николая I узурпатором, потому что Павел I в день своей коронации 5 апреля 1797 года лично зачитал акт, устанавливавший новый порядок престолонаследия в Российской империи. Если Пётр I давал государю право назначить себе наследника самому, то новый акт вводил наследование по закону, «дабы государство не было без наследников, дабы наследник был назначен всегда законом сам
К.Кольман. Восстание на Сенатской площади 14 декабря 1825 года
К.Кольман. Восстание на Сенатской площади 14 декабря 1825 года

Итак, продолжим?

Не приходится удивляться тому, что сейчас появляется много новых публикаций на декабристскую тему – в преддверии двухвековой годовщины это естественно. Удивляешься только, какие очередные перлы выдаёт кое-кто из авторов. Так, недавно прочла на одном из сайтов, что всё междуцарствие длилось, пока Константин был на пути в столицу. Напомню, что, вплоть до коронации младшего брата, Константин Павлович Польши не покидал.

Однако переписка между Варшавой и Петербургом, несомненно, смятение в умы подданных внесла немалые. Историк О.И.Киянская высказала интересную мысль: формально декабристы были правы, объявив Николая I узурпатором, потому что Павел I в день своей коронации 5 апреля 1797 года лично зачитал акт, устанавливавший новый порядок престолонаследия в Российской империи. Если Пётр I давал государю право назначить себе наследника самому, то новый акт вводил наследование по закону, «дабы государство не было без наследников, дабы наследник был назначен всегда законом самим, дабы не было ни малейшего сомнения, кому наследовать», при этом преимущество в наследовании имели потомки мужского пола. А дополняло этот акт «Учреждение об Императорской фамилии», определявшее, в частности, состав этой самой фамилии и иерархическое старшинство её членов.

Согласно павловскому акту, воцарение Николая было незаконным: ведь вся страна присягнула Константину как новому государю, а он так и не прислал из Варшавы официального отречения. Некоторые историки считают, что Николай I побаивался своего старшего брата и неуютно себя чувствовал на троне вплоть до смерти Константина в 1831 году.

В заголовке статьи – строки из стихотворения Е.П.Ростопчиной. Что планировали будущие декабристы? Они воспользовались сложившейся ситуацией, хотя вряд ли действительно хотели воцарения Константина. Кстати, серьёзные историки напрочь отвергают фразу из мемуаров Николая I, что солдаты восставших полков кричали: «Да здравствует Константин и жена его Конституция!» Нижние чины гвардейских полков обязаны были наизусть учить имена всех членов императорской фамилии и, разумеется, знали, кого как зовут.

Первоначально выступление планировалось летом 1826 года: было прекрасно известно, что император ежегодно проводил смотры южных армий (на одном из них в 1823 году он посоветовал С.Г.Волконскому заниматься своим полком, а не управлением государства), кроме того, должно было исполниться двадцать пять лет вступлению Александра I на престол, а потому должны были быть особые торжества: уже было подготовлено не менее трёх вариантов планов действий. Но неожиданная смерть царя заставила всё менять на ходу.

На юге за шесть дней до смерти императора узнали, что его положение безнадёжно (муж сестры Волконского сопровождал Александра I в путешествии), а потому уже 29 ноября П.И.Пестель и Волконский составляют план «1 генваря»: Вятский полк под командованием Пестеля в новогоднюю ночь 1826 года должен был заступить в караул в Главной квартире 2-й армии в Тульчине и арестовать весь командный состав армии; это послужило бы сигналом к восстанию, а затем должен был начаться поход на Петербург.

-2

Но Пестель был арестован уже 13 декабря, Волконский же отказался от мысли поднять на восстание одну свою дивизию.

А в Петербурге тем временем начинают самостоятельную подготовку к выступлению. Вероятно, существовал какой-то запасной план на случай неожиданной смерти императора. Хорошо известно, что незадолго до восстания в Петербург приезжает И.И.Пущин. Можно не верить рассказам о его письме, где он «извещает Пушкина, что едет в Петербург и очень бы желал увидеться там с Александром Сергеевичем», но факт его приезда сомнению не подлежит. А ведь Пущин, бывший с декабря 1823 года судьёй Московского надворного суда, был ещё и председателем московской управы Тайного общества, действуя в Первопрестольной весьма энергично! Думается, приезд его в столицу отнюдь не случаен и говорит о многом.

12 декабря он напишет в Москву другому декабристу, С.M.Ceмёнову: «Когда вы получите сие письмо, всё будет решено. Мы всякий день вместе у Трубецкого и много работаем. Нас здесь 60 членов. Мы уверены в 1000 солдатах, коим внушено, что присяга, данная императору Константину Павловичу, свято должна наблюдаться. Случай удобен; ежели мы ничего не предпримем, то заслуживаем во всей силе имя подлецов. Покажите сие письмо Михаилу Орлову. Прощай, вздохни об нас, если… Успех в руках Бога!!» Это письмо, подлинник которого не сохранился (Пущин в своих показаниях восстановил его по памяти), стало известным в Москве, и другие московские декабристы приводили его с таким дополнением: «Нас по справедливости назвали бы подлецами, если бы мы пропустили нынешний, единственный, случай».

О Трубецком, о его неявке в день восстания написано много, и ответа на главный вопрос, почему это не произошло, до сих пор не найдено. Но немного остановимся на том, над чем он «работал».

Для начала нужно отметить и такой факт: в 1824 году, по обязанностям службы, Трубецкой переехал в Киев, где постоянно поддерживал контакты с членами Южного общества, но незадолго до восстания (указывают и октябрь, и 8-10 ноября 1825 года), взяв отпуск, вернулся в Петербург и принял активное участие в делах общества. В день присяги Константину 27 ноября он заявил К.Ф.Рылееву, что «надобно приготовиться, сколько возможно, дабы содействовать южным членам, если они подымутся».

В бумагах князя после его ареста была найдена Программа манифеста, где провозглашалось, помимо «уничтожения бывшего правления», и «уничтожение права собственности, распространяющейся на людей», и «равенство всех сословий перед законом», и «свободное отправление богослужения всем верам». Это его в фильме «Звезда пленительного счастья» будут читать Трубецкому в Зимнем дворце, недоумённо спрашивая: «Князь Трубецкой, вам знакомы сии листы?», «Князь Сергей Петрович, ответьте!»

-3

А потом прозвучит знаменитая фраза царя: «Что было в этой голове, когда вы, с вашим именем, с вашей фамилией, вошли в такое дело? Гвардии полковник! Князь Трубецкой! Как вам не стыдно быть вместе с такой дрянью? Ваша участь будет ужасная!»

Судя по показаниям декабристов на следствии, первоначальный замысел выступления был разработан практически сразу после получения известия о смерти Александра I и предполагал вывести «несколько рот» на Сенатскую площадь, требуя обнародовать якобы хранившееся в здании Сената завещание императора, объявив солдатам, что в нём провозглашалось уменьшение срока солдатской службы. Много написано о том, как декабристы «обманывали» солдат, внушая, что от них скрыли завещание покойного государя, в котором якобы провозглашались отмена крепостного права и сокращение срока службы солдат до 15 лет, а затем - будто Константин собирается уменьшить срок солдатской службы. Такого завещания, разумеется, не было (в реальности там хранилась одна из копий Манифеста Александра I 1823 года о передаче престола великому князю Николаю Павловичу), и Константин, конечно, ничего изменять не собирался, но вот у Трубецкого сказано достаточно ясно и о крепостном праве, и: «10. Уничтожение рекрутства и военных поселений.

11. Убавление срока службы военной для нижних чинов, и определение онаго последует по уравнении воинской повинности между всеми сословиями.

12. Отставка всех без изъятия нижних чинов, прослуживших 15 лет». Выводы, как говорится, делайте сами.

Намного опережая реформы Александра II, Манифест провозглашает «гласность судов» и «введение присяжных в суды уголовные и гражданские», объявлено и «свободное тиснение, и потому, уничтожение цензуры».

Однако к 6 декабря сведения об отказе Константина Павловича стать императором, полученные членами Северного общества, конечно, негласно из придворных кругов и от военного начальства, заставили их изменить первоначальный план, по которому после прибытия рот на площадь руководители общества хотели выдвинуть Сенату требование обнародовать конституцию. Было решено воспользоваться неизбежной повторной присягой для реализации планов общества. Трубецкой был избран «диктатором» (военно-политическим руководителем) планируемого выступления, и был разработан новый план восстания.

Продолжение следует…

Цикл о декабристах здесь

«Путеводитель» по всем моим публикациям о Пушкине вы можете найти здесь

Если статья понравилась, голосуйте и подписывайтесь на мой канал!

Навигатор по всему каналу здесь