Давайте представим лес. Деревьев тысячи. Но одно почему-то облюбовали дятлы. Они долбят его с завидным упорством, игнорируя соседей. Почему? Может, оно самое крепкое, звонкое или на нём самая вкусная кора? Примерно так же журналисты выбирают экспертов для комментариев. А прокачанные соцсети — это тот самый звонкий ствол, который слышно на весь медийный лес.
Знаю это по многим людям, с которыми общаюсь и по моим клиентам, в частности. К юристу, у которого классный, прокачанный блог, или даже несколько, чаще обратятся журналисты, чем к тому, у которого он отсутствует. Косметического химика, у которого грамотный, экспертный блог, попросят написать статью на важную и интересную тему. К психологу, который демонстрирует свою экспертизу в соцсетях, тоже обратятся с большей вероятностью.
Лень — двигатель прогресса (и поиска экспертов)
Открою вам один секрет: журналисты часто ищут экспертов в условиях цейтнота. Делать глубокий анализ по каждой теме, обзванивая десятки университетов и НИИ, — роскошь. Гораздо проще зайти в Дзен или Телеграм, и найти того, кто уже всё красиво разложил по полочкам. Ваши соцсети для журналиста — это готовый пресс-кит, визитка и портфолио в одном флаконе. Зачем изобретать велосипед, если можно просто позвонить тому, кто на нём уже эффектно проехался по вашей ленте?
Могу сказать, что в большинстве случаев так и работает. Для прессы важно увидеть ту самую, яркую звездочку и выбрать ее из десятков других. И во многом, именно соцсети дают такую возможность.
Доказательство «в полях»
Раньше профессионализм доказывали дипломами и степенями. Сейчас — реальными делами и умением о них рассказать. Ваш аккаунт — это живая лаборатория вашей компетенции. Поэтому и социальные сети должны выглядеть соответствующим образом. Это не просто фотографии котиков и видео из путешествий. Для этого существуют личные блоги, и у многих экспертов, как правило, их несколько. А профессиональные блоги для того и нужны, чтобы эксперт мог продемонстрировать свои знания, опыт и поделиться этим с аудиторией.
Что видят журналисты в вашем профиле и почему их это радует:
- Контент как упаковка для мыслей. Если вы можете сложную тему (про блокчейн, нейросети или корпоративное право) объяснить так, что это понятно даже вашей бабушке — вы золотой человек. Это значит, вы и для статьи сможете дать яркую, понятную цитату, а не сухой термин из учебника. Журналисты обожают экспертов, которые умеют «переводить» с профессионального на человеческий. Это очень классное умение, и когда я работаю с экспертами, то прошу каждый день упаковывать под каждое, отдельное издание. Потому что к разным изданиям - разный подход. Если вам интересно, можем поговорить об этом в следующих статьях.
- Аудитория как индикатор доверия. Конечно, когда у эксперта много подписчиков (от 10k) — это не просто цифра. Для СМИ это — социальное доказательство. Столько людей (а среди них наверняка есть и коллеги) считают, что вам стоит уделить своё время. Это как отзывы на «Яндекс.Картах»: в пять разных кафе можно сходить самому, а можно довериться выбору толпы. Журналисты доверяют «толпе» ваших подписчиков. Но не всегда количество подписчиков - показатель для редакторов. Иногда достаточно просто пройтись по блогу, посмотреть его качество, оценить и понять, что этот эксперт подходит именно вам по определенной теме. И у него может быть 1000 k или 5000k, не 100 и не 50k, и при этом к нему обратятся.
- Стиль и харизма. Профессионализм — это не только сухая теория. Это и харизма, и умение держаться на публике. Ваши прямые эфиры, видео, даже тон постов показывают: с вами интересно, вы не усыпите читателя монотонным бубнением. Журналист смотрит на это и думает: «Отлично, этот человек не засушит материал, с ним будет живой разговор». Конечно, это подходит не всем. Не все готовы к подобной публичности. Но если вы можете себе позволить это и не боитесь, это может стать еще одним фактором обращения к вам. Конечно, прямые эфиры - для больших экспертов, которые могут легко собрать на них аудиторию. Но в любом случае, с чего-то нужно начинать. Я за то, чтобы пробовать, почему бы и нет?
- Актуальность и скорость. Если в вашем профиле уже есть пост про вчерашний законопроект или технологический прорыв, — вы в тренде. Вы доказали, что можете быстро анализировать и реагировать. Для журналиста, у которого горит срок сдачи материала, это бесценно. Вы уже «в теме», вам не нужно неделю объяснять контекст. Поэтому стоит следить за повесткой дня, за новостями, и если вы юрист или психолог, или, политолог, вам нужно быстро ловить происходящее, читать паблики, все время мониторить то, что может быть вам полезно. И стараться быть в тренде, обсуждая волнующие в данный момент вопросы.
- Верификация без звонков. Журналист может посмотреть, с кем вы общаетесь, в каких проектах участвуете, какие конференции посещаете. Ваши соцсети — это открытая история вашей профессиональной жизни. Это снижает риски: сразу видно, не шарлатан ли вы, рисующий дипломы в фотошопе ) Поэтому выкладывать все профессиональные события, которые происходят в вашей жизни, очень даже стоит. Это поднимает вашу активность, заставляет аудиторию больше вам доверять.
А теперь — немного иронии. Представьте двух экспертов:
- Эксперт А. Его Телеграм или Дзен, или даже ВК — серая пустыня с одной записью 2015 года о повышении. Фото сделано на 2-мегапиксельную камеру Nokia в подземном переходе. Информация: «Работаю там-то».
- Эксперт Б. Яркий, живой профиль, причем не на одной площадке. Есть инфографика, короткие видео-советы, отраслевые мемы (да-да, мемы!), актуальные комментарии, ссылки на исследования.
К кому вы, будучи на месте измотанного журналиста, который параллельно пишет три материала и пьёт третий кофе, обратитесь? Ответ очевиден. Эксперт Б не просто профессионал, он — коммуникатор. А это в современном медиа-мире почти синонимы. И, конечно, для журналиста очень важно всё в комплексе, должны совпасть все самые важные нюансы.
В эпоху информационного шума умение быть не только умным, но и видимым, — критически важный навык. Прокачанные соцсети для журналиста — это не просто «красивые картинки». Это сигнал:
«Эй, я здесь! Я разбираюсь в теме, умею об этом говорить, у меня есть аудитория, и я не бошусь диалога. Берите мои контакты и задавайте вопросы». Сейчас это уже тренд и от него никуда не деться. Понимаю, что многим это дается тяжело, кто-то просто не в силах вести несколько площадок, но поверьте, что это реально стоит делать.
Если вы эксперт, поделитесь в комментариях, обращались ли к вам представители СМИ и, если да, то с какими запросами!
------------------------------------
Искренне благодарю вас за то, что читаете мой блог! Не забывайте на него подписываться!
В моем Дзен-Премиум много интересных советов по PR и продвижению личного бренда, как и в Телеграм-канале.