Найти в Дзене
Издательство "Гангут"

Пограничный крейсер «Ястреб»

В 1902–1904 годах в состав флотилии Отдельного корпуса пограничной стражи (ОКПС) Российской империи вошли два новых корабля — крейсеры «Кондор» и «Беркут», построенные в Бьернеборге (Финляндия) и обошедшиеся казне по 170 тыс. руб. каждый. Водоизмещение каждого из них составляло 322 т, длина 48,6 м, ширина 6,6 м, осадка 2,4 м. Двухвальная паровая энергетическая установка мощностью 1200 л.с. позволяла развивать скорость 13,5 уз (на испытаниях доходила до 15 уз), дальность плавания 10-узловым ходом достигала 2000 миль, вооружение составляли четыре одноствольные 47-мм пушки Гочкиса и две 37-мм пятиствольные револьверные пушки той же фирмы. Экипаж насчитывал 45 человек, из них 3 офицера. Крейсера обладали хорошими мореходными качествами, а их энергетическая установка отличалась большой надежностью и живучестью. «Кондор» входил в состав 4-й пограничной Рижской бригады (базировался в Риге), «Беркут» — 2-й пограничной Ревельской бригады (базировался в Ревеле). 24 июля 1904 года «Кондор» прибыл
Крейсер «Ястреб» Отдельного корпуса пограничной стражи Российской империи
Крейсер «Ястреб» Отдельного корпуса пограничной стражи Российской империи

В 1902–1904 годах в состав флотилии Отдельного корпуса пограничной стражи (ОКПС) Российской империи вошли два новых корабля — крейсеры «Кондор» и «Беркут», построенные в Бьернеборге (Финляндия) и обошедшиеся казне по 170 тыс. руб. каждый.

«Кондор» — прототип пограничного крейсера «Ястреб»
«Кондор» — прототип пограничного крейсера «Ястреб»

Водоизмещение каждого из них составляло 322 т, длина 48,6 м, ширина 6,6 м, осадка 2,4 м. Двухвальная паровая энергетическая установка мощностью 1200 л.с. позволяла развивать скорость 13,5 уз (на испытаниях доходила до 15 уз), дальность плавания 10-узловым ходом достигала 2000 миль, вооружение составляли четыре одноствольные 47-мм пушки Гочкиса и две 37-мм пятиствольные револьверные пушки той же фирмы. Экипаж насчитывал 45 человек, из них 3 офицера.

Крейсера обладали хорошими мореходными качествами, а их энергетическая установка отличалась большой надежностью и живучестью. «Кондор» входил в состав 4-й пограничной Рижской бригады (базировался в Риге), «Беркут» — 2-й пограничной Ревельской бригады (базировался в Ревеле).

24 июля 1904 года «Кондор» прибыл на рейд Петергофа, где его удостоил своим посещением император Николай II — впервые в истории русский царь поднялся на борт пограничного корабля. Смотр прошел на отлично. Государь, одетый по такому случаю в форму капитана 1 ранга Гвардейского флотского экипажа, внимательно осмотрел весь корабль, снял пробу на камбузе, поговорил с членами экипажа, поблагодарил командира крейсера подполковника П.П. Вальронда и команду за хорошую службу и, уже прощаясь, кратко подвел итог: «Застал все в лучшем виде!» и отбыл в Петергоф.

После высочайшего смотра «Кондор» снялся с якоря и отправился на свою базу в Ригу.
Министерство финансов и командование ОКПС предполагали в этом году заказать еще два таких же корабля для службы на Каспии, но начавшаяся Русско-японская война вынудила отложить их постройку на неопределенный срок.

В феврале 1904 года министром финансов России и шефом ОКПС стал Владимир Николаевич Коковцев (занимал этот пост до января 1914 г.; в ноябре 1911 г. был назначен председателем Совета министров, совмещая этот пост с должностью министра финансов).

Министр финансов и шеф Отдельного корпуса пограничной стражи России В.Н. Коковцев
Министр финансов и шеф Отдельного корпуса пограничной стражи России В.Н. Коковцев

В.Н. Коковцев главным приоритетом считал поддержку отечественной промышленности. Одним из инструментов этого являлись покровительственные таможенные тарифы. Огромное внимание он уделял охране рубежей страны, много сделал для совершенствования организации службы ОКПС, по его инициативе проводилось активное техническое обустройство государственной границы; усилились требования к комплектованию пограничников личным составом; флотилия ОКПС при нем увеличилась на 6 единиц.

В 1904–1913 годах при непосредственном участии В.Н. Коковцева было разработано и принято более 40 важнейших нормативных актов, связанных с охраной государственной границы.
Достаточно упомянуть таможенные уставы 1904, 1906 и 1910 гг.; Положение о контрабанде от 27 марта 1907 года; «Правила о пропуске лиц, следующих через границу» 1913 года; Закон «Об увеличении флотилии ОКПС» 1908 года; «Правила комплектования флотилии ОКПС офицерами и нижними чинами» 1908 год; «Правила об Отдельном Корпусе пограничной стражи» 1910 года; «Правила хозяйства на судах Флотилии ОКПС» 1911 года; «Инструкцию службы чинов ОКПС» 1912 года; Постановление правительства от 1 января 1910 года о расширении морской таможенной полосы с 3 до 12 морских миль.

Последний документ был очень важен — акватория юрисдикции морской пограничной охраны увеличивались и одновременно усложнялись задачи по охране морских рубежей страны.
Постановление определяло, что «…пространство воды в 12 морских миль от линии наибольшего отлива от морских побережий Государства Российского, как на материке, так и на островах, признается морскою таможенною полосою, в пределах которой все как русские, так и иностранные суда подлежат надзору со стороны тех русских властей, на которые возложена пограничная охрана государства»

_______________________________________

Перед Вами отрывок из журнала "Гангут" №50.

Приобрести и прочитать журнал "Гангут" №50. полностью Вы можете, написав нам в личные сообщения нашей группы в ВКонтакте - https://vk.com/ipkgangut

Друзья, если статья вам понравилась - поддержите нас лайком и/или репостом, напишите комментарий