Справа от моего вчерашнего архитектурного героя, бывшей Набилковской богадельни, стоит небольшой уютный дом с портиком из четырех тосканских пилястр, фронтоном и лепным фризом, занявший земельный участок на углу Протопоповского и Астраханского переулков. И этот дом также напрямую связан с русской благотворительностью. Более того, связан с одной из знаменитейших купеческих фамилий.
29 мая 1880 года Московским Попечительным о бедных комитетом была…
…Учреждена бесплатная глазная больница имени П. и А. Волудских
Первоначально она расположилась на территории Набилковского богаделенного дома. К слову, и детская больница, основанная графом Сергеем Владимировичем Орловым-Давыдовым, также входила в тот же самый «благотворительный квартал».
- Друзья, большая просьба: не поленитесь оставить хотя бы короткий комментарий под статьей и поставить лайк. Это поднимет ее рейтинг и поможет другим читателям находить материалы. А кто желает не только словами поддержать проект «Тайного фотографа», может воспользоваться этой кнопкой:
А теперь к рассказу о моем сегодняшнем архитектурном герое.
Его история началась с того, что в 1878 году Перепетуя Степановна Волудская в память о своем покойном супруге, коллежском советнике Антоне Волудском завещала Императорскому Попечительскому о бедных Комитету капитал в 40,000 рублей на устройство и содержание глазной больницы.
Это направление медицины было крайне востребовано. И банально сказывался на зрении возраст, да и многие производства не обходились без травм, особенно если учесть, что охрана труда в те далекие времена пока еще оставляла желать много лучшего. Если вспомнить, то даже знаменитый зодчий Иван Гаврилович Кондратенко утратил зрение из-за несчастного случая на строительстве, хоть и продолжил творить даже после того, как ослеп.
Но необходимых медицинских заведений в Москве имелось до ужаса мало… А если точнее, на тот момент вообще существовала всего одна бесплатная глазная больница – та, что располагалась в бывшей усадьбе надворного советника Дмитрия Ивановича Нарышкина на Тверской улице, известная ныне как Офтальмологический центр имени Боткина.
Конечно, Комитет воспринял жертвенность Перепетуи Степановны с живейшим энтузиазмом и благодарностью, но сумма была все-таки маловата для полномасштабного дела, и требовались дополнительные средства. Этот груз Комитет взял на себя.
Под лечебницу выделили один из флигелей Набилковской богадельни. Провели в него отопление, освещение и воду, обеспечили работу всех необходимых служб и служителей.
Район этот был густо населен небогатыми людьми всех сословий, так что благотворительное заведение пришлось крайне к месту. Впрочем, принимались здесь и обеспеченные пациенты, что способствовало финансовым вливаниям в пользу бесплатного лечения неимущих.
Имелись в лечебнице два отделения: стационар на десять постоянных кроватей и амбулатория для приходящих больных. В стационар по воле завещательницы принимались, согласно Уставу,
«…больные глазами престарелые и неимущие мужскаго пола, преимущественно из бедных дворян и чиновников. Принятые в лечебницу больные поступают на полное содержание, пользуясь бесплатным лечением, помещением, больничным бельем, одеждою, прислугою и проч.
В отделении для приходящих больных подаются бесплатно совет и врачебное пособие больным глазами обоего пола и всякого возраста»
(Из Устава лечебницы, Высочайше утвержденного 20 января 1880 года)
К концу второго года существования клиники через руки ее врачей прошло 11 тысяч пациентов. Безусловно, крохотных палат на десять коек недоставало для миллионного города. И в 1902 году…
…На пересечении двух переулков было построено новое здание
Его архитектором стал Петр Анисимович Ушаков. А средства на постройку и дальнейшее содержание выделила Мария Федоровна Морозова, урожденная Симонова – купчиха, жена Тимофея Саввича Морозова.
С тех пор лечебница стала называться «имени П. и А. Волудских и М.Ф. Морозовой Московского попечительства о бедных».
(3 фото)
За первые 15 с половиной лет, что работало это медицинское учреждение (по данным «Краткого исторического очерка глазной лечебницы П. и А. Волудских Московского Попечительного о бедных Комитета»), в нем произвели 7701 операцию,
«из коих более половины серьезных и трудных»,
а число пациентов, обратившихся за помощью, равнялось 72,431 человеку, сделавшим 308,516 посещений. Стационар же прошло 3456 человек.
(7 фото со стороны Протопоповского переулка)
Лечебницу оборудовали всем необходимым инструментарием, здание регулярно ремонтировалось, а все возможные небезопасные углы (ведь клиника предназначалась для больных, слабых глазами) были закруглены.
(7 фото со стороны Астраханского переулка)
О дальнейшей судьбе глазной лечебницы имени Волудских и Морозовой, к сожалению, ничего найти не удалось.
Сегодня же в изящном домике постройки архитектора Ушакова располагается Постоянное представительство Чеченской республики при Президенте Российской Федерации.
* * *
Большая и искренняя благодарность каждому, кто дочитал до конца. Буду очень рад вашим оценкам, репостам и комментариям. Они помогут другим читателям находить мои заметки.
И конечно, не пропустите новые истории, ведь продолжение следует!