Найти в Дзене

Феномен памяти пианиста: почему музыка должна быть в голове, а не на пюпитре

Есть такой устойчивый стереотип, особенно среди публики: если пианист играет наизусть два часа сложнейшей программы – это какое-то чудо. Ко мне часто подходят после концертов с горящими глазами: "Как вы всё это запоминаете?!". Коллеги, стакивались? 😉 На самом деле, никакого чуда здесь нет. Это как у шахматистов. Гроссмейстер не запоминает положение каждой пешки по отдельности, он видит позиции, паттерны, дебюты. Так и мы. Это годы труда, наработки нейронных связей и мышечной памяти. Руки помнят сами, минуя центр контроля в мозгу. Но сегодня я вижу тревожную тенденцию. Игра по нотам становится "модной". И я сейчас не говорю про современную музыку или ансамбли – там ноты оправданы. Я говорю про сольное исполнительство классического репертуара.
Почему это происходит? Мне кажется, тут есть два момента. 1. Страх ответственности.
Играть наизусть — это риск. Это выход в открытый космос без страховки. Ты один на один с музыкой и публикой. Поставить ноты – это способ обезопасить себя, снизить

Есть такой устойчивый стереотип, особенно среди публики: если пианист играет наизусть два часа сложнейшей программы – это какое-то чудо. Ко мне часто подходят после концертов с горящими глазами: "Как вы всё это запоминаете?!".

Коллеги, стакивались? 😉

На самом деле, никакого чуда здесь нет. Это как у шахматистов. Гроссмейстер не запоминает положение каждой пешки по отдельности, он видит позиции, паттерны, дебюты. Так и мы. Это годы труда, наработки нейронных связей и мышечной памяти. Руки помнят сами, минуя центр контроля в мозгу.

Но сегодня я вижу тревожную тенденцию. Игра по нотам становится "модной". И я сейчас не говорю про современную музыку или ансамбли – там ноты оправданы. Я говорю про сольное исполнительство классического репертуара.
Почему это происходит?

Мне кажется, тут есть два момента.

1. Страх ответственности.
Играть наизусть — это риск. Это выход в открытый космос без страховки. Ты один на один с музыкой и публикой. Поставить ноты – это способ обезопасить себя, снизить градус напряжения. Но вместе с напряжением часто уходит и тот самый "ток", то ощущение "здесь и сейчас", ради которого люди и приходят в зал.

2. Профессиональная лень.
Будем честны, есть категория "халявщиков", которые прикрываются именами Рихтера или "уважением к тексту", а на деле просто не хотят тратить часы на глубинную работу. Ведь выучить наизусть – это значит присвоить музыку себе, отождествиться с ней. А читать с листа – это всё-таки оставаться немного сторонним наблюдателем.

Конечно, бывают исключения. Я сам играл по нотам, когда исполнял всего Скрябина за одни сутки – 10 с половиной часов музыки. Человеческий мозг имеет пределы. Бывают и художественные задачи: например, мой друг, композитор Юрий Буцко, просил играть его цикл "Из дневника" именно по нотам, чтобы создать образ чтения сокровенных записей.

Но правило остаётся правилом: подлинная зрелость музыканта наступает тогда, когда исчезает посредник в виде бумажного листа. Когда музыка звучит не из нот, а из тебя.

Подробнее об этом, а также о разнице подходов в ЦМШ и обычных школах – в моём новом видео на YouTube: https://youtu.be/2yEnDkUYhXw

Наизусть или по нотам?
Наизусть или по нотам?