Есть такой устойчивый стереотип, особенно среди публики: если пианист играет наизусть два часа сложнейшей программы – это какое-то чудо. Ко мне часто подходят после концертов с горящими глазами: "Как вы всё это запоминаете?!". Коллеги, стакивались? 😉 На самом деле, никакого чуда здесь нет. Это как у шахматистов. Гроссмейстер не запоминает положение каждой пешки по отдельности, он видит позиции, паттерны, дебюты. Так и мы. Это годы труда, наработки нейронных связей и мышечной памяти. Руки помнят сами, минуя центр контроля в мозгу. Но сегодня я вижу тревожную тенденцию. Игра по нотам становится "модной". И я сейчас не говорю про современную музыку или ансамбли – там ноты оправданы. Я говорю про сольное исполнительство классического репертуара.
Почему это происходит? Мне кажется, тут есть два момента. 1. Страх ответственности.
Играть наизусть — это риск. Это выход в открытый космос без страховки. Ты один на один с музыкой и публикой. Поставить ноты – это способ обезопасить себя, снизить