Найти в Дзене

Густав Климт — в истории и моей жизни

Лейла ПЛИЕВА, 8 «А» класс Я хочу рассказать, какие впечатления и эмоции вызывает у меня творчество художника Густава Климта. Знаменитый «Поцелуй» Густава Климта Растиражированные шедевры Сейчас почти все мы знаем, кто такой Густав Климт. Неудивительно, ведь его, пожалуй, самая известная картина — «Поцелуй» — любима многими. С ней делают всевозможные сувениры, её можно встретить на обложках тетрадей, на кружках. Необычный, яркий, запоминающийся орнамент, цветовая гамма и сама сцена мало кого оставили равнодушными. Когда я была в Вене, остановилась в отеле в самом центре, и я помню сувенирный магазин с набитыми доверху полками, на которых лежали разные безделушки, все с изображениями картин Климта. Золотой фон и детали сделали художника узнаваемым. (Климт с детства любил золотые мозаики и орнаменты и стремился повторить их эффект в своём творчестве.) Всё это обилие сувениров заставило меня задуматься: действительно ли жители Вены так любят художника или просто зарабатывают на туристах? Д

Лейла ПЛИЕВА, 8 «А» класс

Я хочу рассказать, какие впечатления и эмоции вызывает у меня творчество художника Густава Климта.

Знаменитый «Поцелуй» Густава Климта
Знаменитый «Поцелуй» Густава Климта

Растиражированные шедевры

Сейчас почти все мы знаем, кто такой Густав Климт. Неудивительно, ведь его, пожалуй, самая известная картина — «Поцелуй» — любима многими. С ней делают всевозможные сувениры, её можно встретить на обложках тетрадей, на кружках. Необычный, яркий, запоминающийся орнамент, цветовая гамма и сама сцена мало кого оставили равнодушными.

Когда я была в Вене, остановилась в отеле в самом центре, и я помню сувенирный магазин с набитыми доверху полками, на которых лежали разные безделушки, все с изображениями картин Климта. Золотой фон и детали сделали художника узнаваемым. (Климт с детства любил золотые мозаики и орнаменты и стремился повторить их эффект в своём творчестве.)

Всё это обилие сувениров заставило меня задуматься: действительно ли жители Вены так любят художника или просто зарабатывают на туристах? Должно быть, немного и того, и другого. Но мне всё равно слегка грустно: многие не размышляют о смысле картин, изображённых на их памятной кружке. Наверное, чем популярнее что-то, тем больше люди любят это слепо, лишь потому, что любят все.

Но что для нас творчество Климта на самом деле?

Нельзя описать словами

Густав Климт родился в 1834 году, в восемь лет начал заниматься гравюрой и ювелирным делом. В 1876 году четырнадцатилетний мальчик поступил в венское художественно-ремесленное училище. Особенно важную роль в становлении юного художника сыграл директор училища Рудольф фон Эйтельбергер, который знакомил мальчика с новейшими зарубежными направлениями в искусстве. В Вене того времени самым известным и востребованным художником был Ганс Макарт, следовавший эталонам салонной живописи, поэтому то, что сделал Рудольф фон Эйтельбергер, — поразительно.

Ганс Макарт, мастер академизма, был примером для многих художников, в том числе и для Климта. Блестящая композиция, плавность, идеально проработанный фон, детали, яркость — вот за что его ценили. Я видела некоторые из его картин вживую, и они действительно впечатляют, но не вызывают восторга. У Макарта идеальная техника, но его творчество не вызвало у меня никаких эмоций. Для меня в этом-то и заключается его главный изъян.

За это я и люблю Климта — его картины живые, неоднозначные, завораживающие. Я видела некоторые из них в венских музеях, и этот трепет и восторг, который я испытала, стоя прямо напротив великих шедевров, не сравним ни с чем.

Климт способен вызвать самые разные чувства: и смятение, и восхищение, и меланхолию. Он в своих картинах выражает то, что нельзя описать словами. Картины Ганса Макарта будто статичны, они неподвижны, как статуи, в них нет искры, нет жизни. А персонажи Климта совсем как люди: немного хаотичные, сочетающие и радость, и грусть.

Даже в знаменитом «Поцелуе» всё не так однозначно, как может показаться на первый взгляд. Это просто двое возлюбленных — мужчина, целующий женщину? Но если присмотреться, то её эмоции неясны — нельзя точно сказать, обнимает она мужчину или стремится оттолкнуть, прикрыла глаза в умиротворении или волнении, встреча ли это двух влюблённых или последний поцелуй перед прощанием.

Именно это и завораживает: картины Климта можно разглядывать вечно, и каждый находит в них что-то своё.

Он касается моей души

Особенно люблю я, как художник изображает смерть. Картину «Смерть и жизнь» мне тоже довелось увидеть: она ещё более притягательная, чем на фотографиях. Её темный фон казался совсем чёрным в окружении белоснежных стен музея Леопольда.

В первой версии картины смерть неподвижна, над её головой нимб. Но в окончательной всё совсем иначе. Смерть больше не молчаливая статуя, она живая, движущаяся. Смерть крепко держит свою косу, готовая в любой момент подкрасться к людям и утащить их во мрак вечности. Она настигает человека, когда меньше всего этого ожидаешь. Незаметно утаскивает в свои ледяные объятия, заставляя некогда живого человека умолкнуть навсегда.

Я знаю это чувство на личном опыте: смерть подкрадывается совсем близко и хладнокровно забирает любимых тобой людей, а затем ускользает, будто и не выходила из своего мрачного логова.

Картины Климта умеют коснуться самой души, и это меня в них трогает и цепляет.