Найти в Дзене

Риск ликвидности высок там, где недооценивают финансовое планирование

Управление рисками — это не абстрактная концепция, а ежедневная практика, от которой зависит финансовая стабильность и репутация. Федеральный оператор питания «ЭкоСфера» рассматривает эту деятельность как комплексную системную работу, требующую широких компетенций. Финансовый директор компании Алексей Капленков подробно разбирает ключевые риски и методы управления ими. Какая стратегия управления рисками применяются в вашей компании? Инструментарий управления рисками широкий: от классических продуктов страхования ответственности до диверсификации, то есть распределения ответственности между несколькими участниками процессов. После разработки конкретных мер они внедряются в ежедневную практику. Например, для минимизации риска неожиданного роста цен на продукты питания мониторинг цен ведется не раз в неделю, а каждый день, что позволяет оперативно реагировать на ситуацию и добиваться постоянного отслеживания. Помимо снижения риска через страховку или перераспределение ответственности воз

Управление рисками — это не абстрактная концепция, а ежедневная практика, от которой зависит финансовая стабильность и репутация. Федеральный оператор питания «ЭкоСфера» рассматривает эту деятельность как комплексную системную работу, требующую широких компетенций. Финансовый директор компании Алексей Капленков подробно разбирает ключевые риски и методы управления ими.

Какая стратегия управления рисками применяются в вашей компании?

Инструментарий управления рисками широкий: от классических продуктов страхования ответственности до диверсификации, то есть распределения ответственности между несколькими участниками процессов. После разработки конкретных мер они внедряются в ежедневную практику. Например, для минимизации риска неожиданного роста цен на продукты питания мониторинг цен ведется не раз в неделю, а каждый день, что позволяет оперативно реагировать на ситуацию и добиваться постоянного отслеживания.

Помимо снижения риска через страховку или перераспределение ответственности возможна и передача рисков третьей стороне. Иногда применяется стратегия простого принятия риска, когда в бюджет будущего объекта заранее закладываются непредвиденные расходы. Если это позволяет компании в любом случае выйти с прибылью, то такой метод управления считается оправданным.

Ключевыми для бизнеса являются финансовые риски. С какими из них сталкивается ваша компания и какие меры предпринимаете?

Прежде всего, это кредитный риск — риск того, что контрагент не оплатит услугу питания либо будет делать это неприлично долго. Для предотвращения таких ситуаций существуют определенные инструменты, но если они случаются, компания использует правовые методы взыскания задолженности. Это включает в себя стадии soft collection, то есть досудебную претензионную работу, и так называемый hard collection, который затрагивает стадию искового судопроизводства, работу в судах различной инстанции, получение решения о взыскании и его исполнение через судебных приставов.

Другой важный финансовый риск — рыночный. Это риск неожиданного колебания в сторону повышения стоимости потребляемых ресурсов. Например, если на мировом рынке на 30% выросла цена на мясо, этот тренд неизбежно затронет и российский, и локальный рынки. К этому же типу рисков относится и рост расходов на фонд оплаты труда. Решение правительства увеличить минимальный размер оплаты труда неизбежно отражается на индексации заработных плат в целом по стране и конкретно в отрасли общепита.

Отдельного внимания заслуживает риск ликвидности — риск невозможности компании исполнять свои текущие обязательства. Парадоксально, но компания может быть прибыльной, но в конкретный момент времени у нее может не оказаться живых денег на расчетном счете, чтобы рассчитаться с поставщиками, выплатить зарплату или налоги. Этот риск — частый гость во многих компаниях, где недооценивают важность качественного финансового планирования.

В чем заключаются операционные и стратегические угрозы?

Операционные риски заключаются в том, что сотрудники или базовые операционные процессы компании приводят к фактическим убыткам. Это может быть поломка оборудования, невыход на работу ключевого сотрудника, ошибки в документах, неправильно выставленный счет или сбой в IT-системе. Все эти инциденты в конечном итоге конвертируются и измеряются в денежном выражении.

Стратегические риски связаны с правильностью выбранного курса. Речь идет о выходе на новые географические рынки или о выходе на старые рынки с новыми продуктами. Допустим, если компания, работающая в сфере питания и клининга, задумает выход на рынок гостиничных услуг — это будет новый продукт на старом рынке. Ошибка в анализе, неверная оценка позиций конкурентов приведут к убыткам. Причем потери будут не только денежные, но и репутационные, которые сложно измерить в деньгах, но ущерб они наносят не меньше.

Какие еще риски характерны для вашей сферы?

Из стратегического риска напрямую вытекает репутационный. Любая неверно сформулированная позиция, тезис или сообщение, которое компания транслирует аудитории — контрагентам, сотрудникам, государству — формирует ее репутацию. То, как компания взаимодействует с персоналом, насколько она человекоцентрична, как позиционирует себя в вопросах экологии — все это формирует нематериальный актив, который может как снижаться, так и повышаться. Для оператора питания, где пищевая безопасность ставится во главу угла, попадание в какой-либо скандал является существенным репутационным риском.

И, наконец, юридические или правовые риски. Риск того, что неверно составленный документ будет противоречить законодательству или ухудшать положение компании, неверные действия менеджмента или линейного персонала, конфликтующие с правовыми нормами, — все это может вылиться в паралич деятельности и многомиллионные потери.

Перечень рисков, которыми управляет компания, огромен, и его можно расширять. Однако именно системная и комплексная работа по их выявлению и минимизации позволяет компании устойчиво работать в высококонкурентной и чувствительной отрасли.