Хотелось бы представить, какой станет индустрия игр через сотню лет. У меня есть несколько идет, которые основаны на простых догадках и наблюдением за текущими трендами. Называть это прогнозом или предсказанием не рискну, слово «фантазия» подходит лучше всего, хоть она и немного мрачновата.
Становление мега-корпораций
Можете представить себе геймера, который играл только в одну серию и больше не притрагивался вообще ни к чему? В будущем это может стать реальностью. Просто франшизы станут настолько огромными, что будут включать в себя ФСЁЁЁ! Именно поэтому компании, предлагающие универсальные вселенные, начнут свое восхождение и превращение в мега-корпорации. Геймеры еще увидят свой собственный Голливуд, и никакая слава Valve и Стима там и рядом стоять не будет.
Представьте не компанию, а целое цифровое государство, например, «Allgard». Это не магазин игр, а планетарная платформа-вселенная, построенная на едином, бесконечно расширяемом сеттинге в жанре космической оперы. Новорожденному дарят подписку «Allgard: Cradle» — мир развивающих AR-игр, где милые питомцы учат ребенка основам математики, истории, чтению и письму. Подросток переходит в «Allgard: Vanguard» — здесь его ждут конкурентные шутеры, масштабные PvP-битвы за секторы галактики и социальные лифты, где лучшие игроки попадают в профессиональные киберспортивные лиги корпорации.
Взрослый человек с семьей живет в «Allgard: Hearth» — это расслабляющий симулятор колонизации планет, сложная экономическая стратегия по управлению ресурсами семьи и бесконечные кооперативные квесты для совместного прохождения с близкими. А для ностальгирующего отца семейства работает сервис «Allgard: Legacy», где эмуляция и ИИ-ремастеринг дают доступ ко всем играм, которые выходили в этой вселенной за последние 50 лет. Вам не нужно ничего покупать на стороне. Ваша игровая идентичность, социальный капитал, виртуальная недвижимость и прогресс навсегда привязаны к этой экосистеме.
Сила «Allgard» не в самих играх, а в монополии. Раз в год выходит «Каноническое Событие» — масштабный интерактивный ивент, результат которого (победил ли Альянс планет или Орда галактик) определяет сюжет всех продуктов экосистемы на следующий год.
Мега-корпорации поглощают таланты и нишевые проекты, не покупая студии, а предлагая «канонизацию». Независимая хоррор-игра про заброшенную станцию может стать официальным дополнением к «Allgard: Outland», а её разработчики — «хранителями канона» этой локации. Потребительское сознание окончательно сминается: ты не выбираешь игру, ты выбираешь, в каком углу этой единственной реальности ты хочешь жить сегодня.
Капитализм и его козни
Капитализм победит игры и владеть вы ими не будете. Вы и сейчас ими не владеете, если читать лицензионные соглашения, но я стараюсь эту мысль не думать. Только подписка, только хардкор. Пиратство тоже заткнут, хоть и не победят полностью. Причем заткнут законодательно во многих странах мира, с реальными сроками за «преступление», причем не только для пиратов, но и для тех, кто воспользовался их услугами.
Исчезнут даже пиратские бухты — не потому, что их не смогут создать, а потому что за их посещение будет моментальный, автоматический социальный и финансовый штраф. Сеть станет абсолютно прозрачной для надзора, а анонимность — симптомом болезни, которую будут лечить на законодательном уровне.
При этом в странах третьего мира пиратство останется. Не потому, что эти страны за свободу и вольность, или потому что не вывезут контроль технически, а потому что так дешевле всего поддерживать народ «зрелищами».
Обязательные фичи игр будущего
VR. У всех игр будет режим виртуальной реальности. А там, где он просто не нужен (в карточных играх), будет дополненная реальность. Готовьтесь раскидывать картишки на столе, не имея ни стола, ни картишек. Главное, чтоб VR-шлем был.
Расширенный мир. На разработку любой игры уходит много ресурсов, поэтому никто не в состоянии разработать целый работающий мир по установленным правилам. ИИ может. Качество, конечно, пострадает, но дело в том, что есть действительно интересные задумки, которые хотелось бы увидеть в масштабированной версии. Например, Halo. Ведь насколько крута идея кольцевого мира, но в самой игре мы можем посетить только отдельные локации, часть из которых вообще в помещении. А как бы хотелось именно прогуляться по этому кольцу, да? ИИ сделает это возможным, просто расширяя мир по уже существующим правилам.
Мультиплеер с ИИ. Есть такие старые игры, которые и сейчас играются неплохо, но сервера уже пусты. С развитием искусственного интеллекта эта проблема перестанет существовать. Мультиплеерных игроков заменит ИИ. Не надо думать, что новые технологии — это просто чуть улучшенные боты, которые уже существуют. ИИ-боты будут неотличимы от людей. Неотличимы! Возможно, они даже смогут отправлять вам сообщения в личку, поздравляя с победой и желая удачи в будущем, как это делают и настоящие люди 😀.
Все равно хотите играть с настоящими людьми? Для «живых» игр это проблемой и не будет, а ИИ будет нужен только для древних игрушек. Например, я бы с удовольствием пошел в мультиплеер Might & Magic: Clash of Heroes, но там никого нет. Для таких случаев ИИ стал бы спасением.
Через сто лет игровая индустрия, вероятно, предстанет перед нами в образе цифрового Левиафана: невероятно могущественного, повсеместного и глубоко персонализированного. С одной стороны, нас ждут чудеса полного погружения, бесконечные миры, порожденные ИИ, и вечная жизнь для любых мультиплеер-сообществ. С другой — эта утопия будет построена на фундаменте тотальных подписок, законодательного диктата и культурного доминирования гигантских франшиз-вселенных, превратившихся в новых богов поп-культуры. Игрок будущего получит невиданную свободу в виртуальных мирах, но может окончательно потерять право называть игры «своими».