В среде российских мужиков, особенно тех, кто любит охоту, рыбалку или просто живет чуть дальше МКАДа, существует негласная аксиома: «Нива - это как валюта, она всегда в цене». Нам годами вбивали в голову, что отечественный внедорожник - это самая ликвидная машина на рынке, которую можно купить, покататься пару лет, а потом продать чуть ли не дороже, чем брал. Я и сам был адептом этой веры.
В 2023 году, когда ценники в автосалонах начали плясать какой-то дикий танец, я решил вложить накопления во что-то железное и понятное. Купил новенькую Lada Niva Legend. Классическая трехдверка, белый цвет, запах новой резины и уверенность в завтрашнем дне.
Прошло почти два года. На одометре сейчас честные 31 000 километров. Для Нивы это вообще не пробег, это, считай, только обкатка закончилась, и агрегаты притерлись друг к другу. Машина в идеальном состоянии: грязи по крышу не видела, в трофи-рейдах не участвовала, обслуживалась чаще, чем написано в регламенте, потому что я люблю технику и слежу за ней. В салоне до сих пор чистота, ни одной царапины на пластике, кузов в родной краске. Казалось бы - мечта покупателя, «капсула времени», бери и радуйся. Когда я решил выставить её на продажу, чтобы добавить и взять пикап, я был уверен на сто процентов: машина уйдет за два-три дня. Я даже мысленно уже потратил деньги. Но реальность ударила меня пыльным мешком по голове.
Я открыл популярные сайты, посмотрел цены. Новые Нивы в салонах сейчас стоят уже за миллион, а с допами - и того больше. Поставил, как мне казалось, очень справедливый ценник за свежий 2023 год - чуть ниже рынка, чтобы не жадничать и продать быстро. Сделал красивые фотографии, расписал все плюсы, выложил объявление и приготовился отвечать на шквал звонков. Прошел день. Тишина. Прошло два дня. Один звонок от какого-то салона с предложением поставить на комиссию. Прошла неделя - и я начал нервничать.
За две недели я не показал машину ни одному реальному покупателю. Их просто нет. И вот тут, начав анализировать ситуацию и общаться со знающими людьми, я понял горькую правду про наш нынешний рынок, о которой не принято говорить вслух.
Во-первых, злую шутку сыграл тот самый 2023 год выпуска. Покупатели, оказывается, прекрасно помним, что это было за время. Это был период так называемых «антисанкционных» или «упрощенных» версий. Люди боятся этих машин как огня. Они начитались форумов и уверены, что в Нивах 23-го года стоят какие-то некачественные комплектующие, нет АБС (хотя на моей он есть), и что эти машины собраны «на коленке» из того, что было. Народ сейчас стал очень избирательным: они лучше переплатят за машину 2024-2025 года, где, по их мнению, «все вернули как было», или будут искать старую, но «честную» Ниву докризисных времен за 500 тысяч. А моя свежая машина попала в «серую зону» недоверия.
Во-вторых, и это, наверное, главная причина - кредитная ловушка. Кто целевая аудитория Нивы за миллион с небольшим? У людей просто нет таких денег на руках наличными. А если у человека есть миллион кэшем, он не пойдет покупать подержанную Ниву. Он пойдет искать живой Duster, старую Grand Vitara или вообще праворульного «японца». Те же, кто хочет именно Ниву, идут в автосалон за новой. Почему? Потому что там есть госпрограммы, льготные автокредиты и субсидии. Да, новая машина стоит 1 200 000, но в кредит под условные (пусть и рекламные) проценты ежемесячный платеж выглядит подъемным.
А чтобы купить мою машину с рук, человеку нужно либо выложить всю сумму сразу (чего почти никто не может), либо брать потребительский кредит. А вы видели ставки по потребительским кредитам сейчас? 25, 30, а то и все 35 процентов годовых! Брать б/у Ниву в кредит под такой процент - это финансовое самоубийство. Получается парадокс: моя машина лучше и дешевле новой, но купить её в кредит дороже, чем новую в салоне. Рынок частных продаж в этом ценовом сегменте просто умер, его задушила ключевая ставка ЦБ.
Единственные, кто проявляет хоть какую-то активность - это перекупщики и менеджеры трейд-ин. Я ради интереса заехал к официальному дилеру, чтобы оценить перспективы сдачи машины. Оценщик с каменным лицом обошел мою идеальную Ниву, потыкал толщиномером и выдал вердикт: «Ну, тысяч 750-800 дадим, если диагностика ничего не покажет». Я чуть не поперхнулся. 800 тысяч за новую машину, в которую вложена душа, антикор, музыка и сигнализация? Это грабеж среди бела дня. Их логика проста: им нужно заработать, им нужно заложить риски простоя, поэтому они выкупают машины только по самому низу рынка, пользуясь безвыходностью продавцов.
Частные перекупы по телефону еще наглее. «Брат, заберу сегодня за 850, деньги сразу». Они понимают, что реальный покупатель с деньгами - это сейчас вымирающий вид, как мамонт, и пользуются этим, выкручивая руки продавцам. Им плевать на состояние, на пробег, на то, что я менял масло каждые 7 тысяч. Им нужна только цена, чтобы потом накрутить свои 200 тысяч и ждать того самого единственного чудака с наличкой.
В итоге я сижу с «ликвидной» машиной, которая стоит в гараже, и не знаю, что делать. Снижать цену до уровня 800 тысяч, чтобы конкурировать с перекупами? Это значит потерять огромную сумму и признать, что покупка была ошибкой. Ждать своего покупателя? Можно продавать и полгода, а машина тем временем стареет, страховка капает, деньги заморожены.
Миф о том, что Нива - это выгодное вложение, рассыпался на глазах. Сегодня это просто кусок железа, который очень сложно превратить обратно в деньги, если ты не готов отдать его за бесценок. Рынок изменился, и мы, простые продавцы, оказались к этому не готовы.
А как бы вы поступили на моем месте: отдали бы перекупам, чтобы не мотать нервы, или стояли бы на своей цене до победного конца?