Село Меркушино Верхотурского района Свердловской области
зафиксировано в Переписной книге Верхотурского уезда 1680 года переписи стольника Льва Мироновича Поскочина РГАДА ф.214 оп.1 д.697. Она хранится в Российском государственном архиве древних актов (г. Москва) и стала доступна широкому кругу читателей благодаря усилиям родоведов. В России с 1679г. начала проводиться налоговая реформа: единицей налогообложения стал крестьянский двор. В Сибирь для проведения переписи населения был направлен в 1680г. стольник Лев Миронович Поскочин, так и появились переписные книги западносибирских уездов 1680–1685 годов. Согласно переписной книге Верхотурского уезда Село Меркушино зафиксировано как "Погост Меркушинской над рекою Турою" в черте Подгородной волости, Верхотурского уезда.
На Руси «погостом» называли административно-территориальную единицу, включавшую несколько селений, их население составляло один приход. Как правило, в них находились приходская церковь, судная изба, казенные хлебные амбары (житницы) и жилые дворы. В документах XVII века иногда понятия «погост» и «село» использовались как синонимы.
Первые церкви за пределами слобод были построены в погостах. Именно они становились приходскими духовными центрами для жителей первых деревень.
Погост-слово давнишнее.
Погост-слово давнишнее. Так назывались в далёкие годы сборные пункты, куда съезжались славяне для торговли или обмена товарами. В дальнейшем в таких местах, имеющих значения рынков, ставились храмы. Тогда погост получил значение места, где стоит церковь. При церкви хоронили умерших из населённых пунктов церковного прихода. Отсюда появилось значение погоста как кладбища.
Источник: книга И.К. Черданцева «На земле ТАЛИЦКОЙ. Записки краеведа», Екатеринбург, 1999 г.
Выдержка из переписи Л. Поскочина 1680 года, где указаны деревни Вехотурской подгородной волости. /набор Коновалова Ю.В./
Погост Меркушинской над рекою Турою.
Погост Меркушинской над рекою Турою. А в том погосте церковь Архистратига Михаила со всякою (л.64 об.) утварью. У той церкви.
Во дворе поп Иван Андреев. У него дети: Пашко десяти лет, Андрюшка девяти лет, Пашко ж семи лет, Федка пяти лет, Титко четырех лет, Ивашко дву лет. Пашни пашет на церковной земли полдесятины в поле, а в дву по тому ж. Сенных у него покосов в лугу на тритцать копен.
Во дворе дьячек Левка Лукин сын Гиганов. Сказал, родился де он на Верхотурье, стрелетцкой сын. У него сын Левка дву лет. Пашни пашет на церковной земли полдесятины в поле, а в дву по тому ж. Сенных у него покосов в лугу на пятдесят копен.
Во дворе пономарь Гришка Борисов. Сказал, родился де он на Верхотурье. У него сын Якунка десяти лет. Пашни пашет на церковной земле полдесятины в поле, а в дву по тому ж. Сенных у него покосов в лугу на пятдесят копен.
(л.65) Того ж погосту Меркушинского крестьяне.
Во дворе Федка Лукьянов сын Каменной. Сказал, родился де он в Устюжском уезде в Спаской волости в деревне Городищенской, жил за великим государем во крестьянех. В Сибирь пришол и живет в Верхотурской подгородной волости со 149-го году. У него дети: Семейка, Микитка, Ондрюшка, Федка. У Сенки дети: Васка девяти лет, Филка пяти лет. Государевы десятинной пашни пашет десятину без чети и полполчети в поле, а в дву по тому ж. А собинной у него пахоты три десятины с получетью в поле, а в дву по тому ж. И сверх указу в пахоте ево лишка нет. Сенных у него покосов в лугу и в дуброве на двесте копен.
Во дворе Ивашко Федоров сын Байбаков. Сказал, родился де он в уезде Соли Камской в Яйвинской волости, жил за великим государем во крестьянех. В Сибирь пришол и живет в Верхотурской подгородной волости со 180-го году. (л.65 об.) У него дети Матюшка двенатцати лет, Ивашко одиннатцати лет, Вавилко девяти лет. Государевы десятинной пашни пашет полчети и полполчети десятины в поле, а в дву по тому ж. А собинной у него пахоты десятина с полудесятиною в поле, а в дву по тому ж. И сверх указу в пахоте ево лишка полдесятины бес получети в поле, а в дву по тому ж. И на тое лишную пахоту Прибавлено на него государевы десятинной пашни полполчети десятины в поле, а в дву по тому ж. Сенных у него покосов в лугу и в дуброве на сто копен.
Во дворе Климка Григорьев сын Зырянов. Сказал, родился де он в том же Меркушинском погосте. У него сын Сенка десяти лет да братья: Гаврилко, Акинфейко. У Гаврилка сын Васка пяти лет. Государевы десятинной пашни пашет полдесятины в поле, а в дву по тому ж. А собинной у него пахоты три десятины без чети в поле, а в дву по тому ж. И сверх указу в пахоте ево (л.66) лишка нет. Сенных у него покосов в лугу и в дуброве на сто на тритцать копен.
Во дворе Овдокимко Федоров сын Баландин. Сказал, родился де он в том же Меркушинском погосте. У него дети: Куземка, Микитка тринатцати лет да брат Андрюшка дватцати пяти лет. Государевы десятинной пашни пашет полдесятины с получетью в поле, а в дву по тому ж. А собинной у него пахоты три десятины бес получети в поле, а в дву по тому ж. И сверх указу в пахоте ево лишка нет. Сенных у него покосов в лугу и в дуброве и около поль на сто на пятдесят копен.
Во дворе Микишка Иванов сын Лаптев. Сказал, родился де он в том же Меркушинском погосте. У него дети: Сенка, Петрушка четырех лет, Васка полугоду. Государевы десятинной пашни пашет полдесятины без получети в по(л.66 об.)ле, а в дву по тому ж. А собинной у него пахоты две десятины бес получети в поле, а в дву по тому ж. И сверх указу в пахоте ево лишка нет. Сенных у него покосов в лугу и в дуброве на сто на пятдесят копен.
Во дворе Васка Родионов сын Лаптев. Сказал, родился де он в том же Меркушинском погосте. У него братья: Митка дватцати лет, Петрушка дву лет. Государевы десятинной пашни пашет полдесятины и полполполчеть в поле, а в дву по тому ж. А собинной у него пахоты три десятины без чети в поле, а в дву по тому ж. И сверх указу в пахоте ево лишка нет. Сенных у него покосов в лугу и в дуброве на двести копен.
Во дворе Офонка Оксенов сын Загайнов. Сказал, родился де он в том же Меркушинском погосте. У него сын Мишка дватцати трех лет. Государевы десятинной па(л.67)шни пашет четь десятины в поле, а в дву по тому ж. А собинной у него пахоты две десятины бес получети в поле, а в дву по тому ж. И сверх указу в пахоте ево лишка полдесятины бес получети в поле, а в дву по тому ж. И на тое лишную пахоту прибавлено на него государевы десятинной пашни полполчети десятины в поле, а в дву по тому ж. Сенных у него покосов в лугу и в дуброве на двести копен.
Во дворе Малафейко Оксенов сын Загайнов. Сказал, родился де он в том же Меркушинском погосте. У него дети: Овдокимко пятнатцати лет, Бориско десяти лет, Максимко пяти лет. Государевы десятинной пашни пашет четь десятины в поле, а в дву по тому ж. А собинной у него пахоты две десятины без получети в поле, а в дву по тому ж. И сверх указу в пахоте ево лишка нет. Сенных у него покосов в лугу и в дуброве на сто на пятдесят копен.
(л.67 об.) Во дворе Епишка Федоров сын Баландин. Сказал, родился де он в том же Меркушинском погосте. У него сын Васка семи лет. Государевы десятинной пашни пашет полдесятины бес получети и полполполчеть в поле, а в дву по тому ж. А собинной у него пахоты две десятины бес получети в поле, а в дву по тому ж. И сверх указу в пахоте ево лишка нет. Сенных у него покосов в лугу и в дуброве на сто на пятдесят копен.
РГАДА ф.214 оп.1 д.697 л.64 об-67об.
(л.92) Верхотурские ж подгородные оброчные крестьяне платят государев хлебной оброк.
Погосту Меркушинского.
Во дворе Ивашко Григорьев сын Худяков. Сказал, родился де он в том же Меркушинском погосте. У него сын Ортюшка. Государева оброчного хлеба платит шесть чети с осминою и с четвериком ржи, двенатцать чети с четвериком овса. А своей пашни пашет три десятины с полудесятиною в поле, а в дву по тому ж. И сверх указу в пахоте ево лишка нет. Сенных у него покосов в лугу и в дуброве на двести копен.
Во дворе Офонка Григорьев сын Худяков. Сказал, родился де он в том же Меркушинском погосте. У него дети: Мишка, Титко пятнатцати лет, Макарко двенатцати лет, Демидко всеми лет, Климка дву лет. У Мишки дети: Федка пяти лет, Стенка полутора году. (л.93 об.) Государева оброчного хлеба платит шесть чети с осминою ржи, двенатцать чети с полуосминою овса. А своей пашни пашет три десятины с полудесятиною в поле, а в дву по тому ж. И сверх указу в пахоте ево лишка нет. Сенных у него покосов в лугу и в дуброве на двести копен.
Во дворе Александрик Тимофеев сын Чащегоров. Сказал, родился де он в том же погосте Меркушинском. У него дети: Гришка семнатцати лет, Игнашка пятнатцати лет, Васка десяти лет. У него ж племянники: Пашко, Мемнонко дватцати лет. Государева оброчного хлеба платит шесть чети с четвериком ржи, одиннатцать чети с четвериком и полполутретника овса. А своей пашни пашет три десятины с четью в поле, а в дву по тому ж. И сверх указу в пахоте ево лишка нет. Сенных у него покосов около поль и в дуброве на двести на восемдесят копен.
(л.94) Во дворе Офонка Тимофеев сын Чащегоров. Сказал, родился де он в том же Меркушинском погосте. У него дети: Савка, Макарко, Доронка дватцати дву лет, Карпунка восмнатцати лет. У Савки дети: Мирошка восми лет, Кипрюшка шти лет. Государева оброчного хлеба платит три чети с четвериком ржи, пять чети с осминою и полполполтретник овса. А своей пашни пашет две десятины бес чети в поле, а в дву по тому ж. И сверх указу в пахоте ево лишка нет. Сенных у него покосов в лугу и в дуброве на сто на сорок копен.
Во дворе Елфимко Микитка сын Фомин. Сказал, родился де он в том же Меркушинском погосте. У него дети: Федка, Поликарпко четырнатцати лет, Дейко восми лет, Митка дву лет, Демка полугоду. У Федки сын Макарка году. Государева оброчного хлеба платит девять чети бес полуосмины ржи, шеснатцать чети с полуосминой овса. А своей пашни пашет четыре десятины (л.94 об.) без чети в поле, а в дву по тому ж. И сверх указу в пахоте ево лишка нет. Сенных у него покосов в лугу и в дуброве на триста копен.
Во дворе Обросимко Гаврилов сын Фомин. Сказал, родился де он в том же Меркушинском погосте. У него дети: Ивашко дватцати пяти лет, Анкудинко пятнатцати лет, Пахомко четырнатцати лет, Ларка девяти лет, Стенка дву лет, Васка году. У него ж братья: Якунка, Юдка. У Якунки сын Наумко дву лет. Государева оброчного хлеба платит пять чети с осминою ржи, двенатцать чети с полуосминою овса. А своей пашни пашет две десятины с полудесятиною в поле, а в дву по тому ж. И сверх указу в пахоте ево лишка нет. Сенных у него покосов в лугу и в дуброве на двести на пятдесят копен.
Во дворе Тимошка Гаврилов сын Фомин. Сказал, родился де он в том же Меркушинском погосте. У него дети: Овдейко (л.95) девяти лет, Куска шти лет. Государева оброчного хлеба платит три чети с полуосминою ржи, четыре чети овса. А своей пашни пашет десятину с четью в поле, а в дву по тому ж. И сверх указу в пахоте ево лишка нет. Сенных у него покосов в лугу на пятдесят копен.
Во дворе Андрюшка Васильев сын Загайнов. Сказал, родился де он в том же Меркушиноком погосте. У него братья: Данилко семнатцати лет, Елфимко шеснатцати лет, Дорофейко десяти лет, Матюшка пяти лет. Государева оброчного хлеба платит шесть чети ржи, двенатцать чети овса. А своей пашни пашет две десятины с полудесятиною в поле, а в дву по тому ж. И сверх указу в пахоте ево лишка нет. Сенных у него покосов в лугу и в дуброве на четыреста копен.
РГАДА ф.214 оп.1 д.697 л.92-95.
Выражаю искреннюю благодарность Юрию Витальевичу Коновалову за предоставленное разрешение на публикацию материала.