В 2026 году в России начнет действовать целый набор изменений, которые прямо бьют по повседневной жизни автомобилистов — от обучения и страховки до эвакуации и налогов. Часть нововведений уже оформлена как решения, часть — на стадии законопроектов и обсуждений, но общий тренд очевиден: контроль усиливается, а содержание автомобиля становится дороже.
Рейтинг автошкол — будет публичным
С 2026 года в стране заработает рейтинг автошкол. Законопроект, как указано в материале Autonews.ru, уже одобрен депутатами Госдумы.
Список школ сделают открытым для всех, а сам рейтинг соберут на основе двух показателей: процента сдачи экзаменов учениками и количества аварий с участием выпускников. Власти считают, что это должно подтянуть качество подготовки будущих водителей и сократить число ДТП.
В Москве вырастут тарифы на эвакуацию и штрафстоянки
С 1 января 2026 года в Москве подорожает перемещение и хранение автомобилей на штрафстоянках. В дептрансе уточнили: даже после индексации тарифы останутся ниже фактических расходов города.
Суммы за эвакуацию с начала года будут такими:
перемещения мотоциклов и автомобилей с моторами мощностью до 80 л.с. обойдется в 8,5 тыс. руб. (сейчас 7,6 тыс.),
перемещение автомобилей с моторами мощностью от 80 до 250 л.с обойдется в 12,45 тыс. руб. (сейчас 11,4 тыс. руб.),
перемещение автомобилей мощностью более 250 л.с. обойдется в 12 450 руб. (сейчас 11 845 руб.).
Хранение на штрафстоянке с 1 января обойдется от 1360 до 3040 руб., при этом первые сутки по-прежнему бесплатные. Также в 2026 году продолжит действовать скидка 25% при быстрой оплате постановления. Для ориентира: минимальный тариф хранения сейчас — 1210 руб.
Утильсбор проиндексируют — и это может ударить по цене авто
После вступивших в декабре новых правил расчета утильсбора с 1 января 2026 года проиндексируют и сами ставки. Решение об ежегодном повышении на 10%–20% приняли еще в 2024 году.
Экспертное сообщество ожидает, что новые тарифы отразятся на финальной цене автомобилей в России. Власти же считают, что для машин российской сборки существенного влияния быть не должно. Первый вице-премьер Денис Мантуров ранее заявлял, что в стране уже производят машины практически всех «наиболее популярных сегментов».
Транспортный налог поднимут в нескольких регионах
На 2026 год запланировано повышение транспортного налога, но не по всей стране — речь идет о нескольких регионах. Например, в Рязанской области.
На заседании Думы 29 октября депутаты внесли корректировки в Закон «О транспортном налоге на территории Рязанской области». Изменены налоговые ставки, которые действовали с 2014 года.
Речь идет о 8 категориях транспортных средств.
Для легковых автомобилей с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил устанавливается ставка до 15 рублей за 1 лс, с мощностью от 100 до 150 лс – до 25 рублей; для мотоциклов и мотороллеров с мощностью до 20 лс – до 6 рублей, с мощностью от 20 до 35 лс – до 10 рублей; для автобусов с мощностью до 200 лс – до 40 рублей, свыше 200 лс – до 80 рублей; для грузовых автомобилей с мощностью от 100 до 150 лс – до 35 рублей, с мощностью от 150 до 200 лс – до 45 рублей.
Закон о локализации такси: с марта — только на «подходящих» авто
С 1 марта 2026 года вступит в силу закон о локализации такси. Суть простая: возить пассажиров можно будет только на определенных машинах, которые проходят по критериям.
Указаны два условия допуска:
- Общее число баллов локализации соответствует параметру для госзакупок (3,2 тыс. баллов)
- Автомобиль произведен в рамках специнвестконтракта, заключенного в период с 1 марта 2022 года по 1 марта 2025 года.
Денис Мантуров считает, что мера должна позитивно сказаться на рынке и простимулировать продажи автомобилей отечественного производства.
Минпромторг в октябре опубликовал предварительный список моделей, допущенных к работе в такси: сейчас там 20 моделей, ведомство не исключает обновления и расширения реестра. В перечне названы:
- Lada (Granta, Iskra, Vesta, Niva Travel, Niva Legend, Aura, Largus)
- УАЗ («Патриот», «Хантер»)
- Evolute (i-Pro, i-Joy, i-Sky, i-Jet, i-Space)
- Voyah (Free, Dream, Passion)
- «Москвич» (3, 3е, 6, 8)
Камеры и ОСАГО: могут начать штрафовать автоматически
С 2026 года камеры могут начать выявлять водителей без полисов ОСАГО — речь о законопроекте, который в ноябре одобрили в Госдуме в первом чтении. В материале подчеркивается: нужный функционал у комплексов уже есть.
Если документ пройдет дальше и получит окончательное одобрение, штрафовать будут не чаще одного раза в 24 часа — даже если камера зафиксировала несколько эпизодов. Сейчас штраф за езду без ОСАГО — 800 руб., а за повторное нарушение — от 3 тыс. до 5 тыс. руб.
Ограничения для курьеров — возможны новые поправки в ПДД
Еще одна тема 2026 года — потенциальные изменения в ПДД, которые затронут курьеров-доставщиков. На проблему с такими участниками движения недавно указал президент России Владимир Путин.
Он поручил МВД, мэрам городов и руководителям регионов подготовить предложения, как решить вопрос с организацией движения. Конкретных норм в самом материале не приводится — речь именно о поручении и ожидаемых инициативах.
Камеры для пешеходов: хотят ловить тех, кто перебегает пути
В 2026 году внимание может усилиться и к нарушителям-пешеходам — тем, кто перебегает железнодорожные пути в неположенном месте. Минтранс предложил выявлять таких людей с помощью камер по аналогии с водителями.
Сейчас идет публичное обсуждение соответствующего законопроекта.