На просторах бывшего СССР сейчас насчитывается 30 городов-миллионников, а по последней общесоюзной переписи 1989 года их было 23. При этом метрополитены в настоящее время имеются лишь в 16 постсоветских городах, а в Волгограде действует метротрам с подземным участком в центре города.
Именно наличие 1 миллиона жителей в советское время было одним из основных критериев при принятии решения о строительстве в городе метрополитена, при этом приоритет отдавался столицам республик ССР, а также крупным промышленным центрам. Таким образом, во многих крупных региональных городах РСФСР как Нижний Новгород и Новосибирск строить подземку начали лишь в 1980-е годы.
После распада СССР список городов-миллионеров пополнялся в основном за счет стран Средней Азии из-за большей рождаемости и миграции многочисленного сельского населения. Однако из-за экономических проблем в данных странах прокатиться под землей на голубых экспрессах жители большинства таких новоиспеченных "миллионников" в ближайшие годы точно не смогут. Альтернативу подземке в большинстве случаев составляют переполненные автобусы и маршрутки. В отдельных случаях ведется проектирование либо строительство легкого наземного метро (LRT).
Не лучшим образом дела обстоят и в российских "миллионниках", где проекты постройки метро были заморожены в конце 2000-х годов. В некоторых случаях проекты-недострои сейчас адаптируются под скоростной трамвай с несколькими подземными станциями.
Сегодня мы составили список из крупнейших по населению городов в странах бывшего СССР, где отсутствует метрополитен. Напротив, самым маленьким постсоветским городом с полноценным метрополитеном в настоящий момент является армянская столица Ереван с населением 1,14 млн жителей. Власти Армянской ССР в конце 1970-х годов каким-то образом сумели убедить Москву в необходимости строительства подземки, хотя в те годы население Еревана составляло всего лишь около 800 тыс. жителей.
5. Челябинск (1,18 млн жителей)
Россия
В промышленном центре на Урале метро начали строить в 1992 году, однако строительство шло крайне медленными темпами. За 30 лет были частично построены лишь 2 станции и несколько перегонных тоннелей. В 2021 году было решено преобразовать недостроенную систему в линии скоростного трамвая с 3-4 подземными станциями. Открытие метротрамвая запланировано не ранее 2027 года.
Сейчас горожанам доступен лишь наземный транспорт, представленный автобусами, троллейбусами и трамваями.
4. Красноярск (1,21 млн жителей)
Россия
В самом восточном миллионнике России с преимущественно славянским населением проект строительства метро был разработан в 1980-е годы, а сама стройка стартовала в 1995 году. В 2010 году работы остановились, был построен один из перегонов и шахтные стволы станций. В 2023 году проект был изменен под скоростной трамвай, работы возобновили по скорректированному проекту. Возможная дата запуска 1 участка из 6 станций - к 2028 году.
На текущий момент жителям приходится пользоваться наземным транспортом, который в городе представлен автобусами, троллейбусами и трамваями, а также отчасти городскими электричками.
3. Шымкент (1,22 млн жителей)
Казахстан
Более привычное для русских название третьего по численности населения в Казахстане города на самом его юге - Чимкент. Миллионером город стал лишь в 2019 году, а в советские годы его население не превышало 400 тыс. жителей. 70% населения составляют казахи, 16% - узбеки, а славяне - около 6%.
Общественный транспорт города сейчас представлен лишь автобусами, хотя до 2000-х годов также ходил троллейбус. Никаких планов развития метро или LRT сейчас нет.
2. Душанбе (1,23 млн жителей)
Таджикистан
В советские годы население столицы Таджикистана не превышало 600 тыс. жителей, в связи с чем строительство метро не рассматривалось. Сейчас в основном город населен таджиками (90%) и узбеками (7%).
В Душанбе общественный транспорт сейчас представлен автобусами, сохранившимися с советских лет троллейбусами и многочисленным маршрутками. С 2025 года ведётся предпроектный анализ целесообразности строительства лёгкого метро в мегаполисе.
1. Астана (1,61 млн жителей)
Казахстан
Город на севере Казахстана стал активно расти лишь после переноса сюда столицы в 1997 году, а в советское время он был лишь заурядным облцентром Целиноградом с населением менее 300 тыс. жителей, поэтому никаких планов постройки в городе метро в СССР не существовало. Статус миллионника город достиг в 2017 году. По последней переписи 83% населения составляют казахи, а славяне - около 10%.
В настоящее время общественный транспорт представлен лишь автобусами. Ведётся строительство эстакадой линии лёгкого метро (LRT) длиной 22 км с 18 станциями по типу Бутовской линии в Москве от аэропорта до ж/д станции Нурлы Жол, по которой будут курсировать китайские беспилотные 4-вагонные поезда. Открытие ожидается в 2026 году.
👍 Подпишись, ставь лайк, комментируй!