Найти в Дзене
Репетитор Иванова

Что нужно школьнику для успешного выполнения заданий?

Изображение сгенерировано с помощью ИИ Очень много всего, на самом-то деле. Например, нужно уметь удерживать внимание на задаче дольше нескольких секунд. Для взрослого это кажется пустяком, но это только потому, что мы взрослые, и у нас созрела наша префронтальная кора. Потому что наша рабочая память (то есть то, с помощью чего мы выполняем задачу) может удерживать около 7 элементов одновременно, а у младшего школьника - в два раза меньше. Только потому, что мы переключаемся между задачами за 2-3 секунды, а младший школьник - в три-четыре раза медленнее. Только потому, что у младшего школьника есть так называемый ориентировочный рефлекс, когда он отвлекается на что-то яркое или громкое не по своей воле, а потому, что так велел ему организм. И этот рефлекс (то есть непроизвольный поступок) перебивает произвольное (то есть усилием воли созданное) внимание. Есть три этапа созревания внимания: непроизвольное, произвольное и постпроизвольное. Я очень много в статьях пишу про созревание пре
Изображение сгенерировано с помощью ИИ
Изображение сгенерировано с помощью ИИ

Очень много всего, на самом-то деле. Например, нужно уметь удерживать внимание на задаче дольше нескольких секунд. Для взрослого это кажется пустяком, но это только потому, что мы взрослые, и у нас созрела наша префронтальная кора. Потому что наша рабочая память (то есть то, с помощью чего мы выполняем задачу) может удерживать около 7 элементов одновременно, а у младшего школьника - в два раза меньше. Только потому, что мы переключаемся между задачами за 2-3 секунды, а младший школьник - в три-четыре раза медленнее. Только потому, что у младшего школьника есть так называемый ориентировочный рефлекс, когда он отвлекается на что-то яркое или громкое не по своей воле, а потому, что так велел ему организм. И этот рефлекс (то есть непроизвольный поступок) перебивает произвольное (то есть усилием воли созданное) внимание.

Есть три этапа созревания внимания: непроизвольное, произвольное и постпроизвольное.

Я очень много в статьях пишу про созревание префронтальной коры, и это неспроста. В младшей школе у детей она находится в процессе развития, а школьная программа предполагает, что она уже развилась. И тогда начинается маскировка провалов. Ребёнок был на уроке? Был. Сидел ровно? Сидел. Записывал за учителем? Записывал. Ну вот! Мы своё дело сделали. А то, что он не запомнил ничего, так это у вас проблемы, а не у нас. Но проблема как раз в том, что ученик уже на 20-й секунде выключился из процесса и примерно через 5 минут после начала урока в принципе не понимал, про что идёт речь. Он слышал звук голоса учителя, видел, как тот что-то пишет на доске, но эти сигналы растворялись в его голове, не формируя никакой картинки.

Для детей, у которых ещё не развито произвольное внимание, нужен совсем другой подход.

И таких детей в классе может быть до 70%. Чтобы развить эту память, нужно сделать шаг назад - инструкции делать короче, после каждой инструкции делают паузу, убирают лишние "шумы", делают задачу максимально наглядной. "Детский сад!" - может категорично высказаться какой-нибудь специалист по примерно всем разделам педагогики. Может ещё добавить, как мы в своё время пешком за 10 вёрст в школу ходили, тоже есть такие любители подвигов. Но это не детский сад, это последовательная работа по тренировке произвольной памяти. И это совсем не шутки.

Наша задача как родителей и преподавателей - увеличить объём этой памяти до такого размера, чтобы ребёнок смог запоминать задания из учебника целиком. Это непросто. Но если этого не сделать в начальной школе, то дальше он будет опаздывать сильнее, и каждый урок будет становиться для него не просто пыткой, а бессмысленно потраченным временем. Потому что он всё равно ничего не понял, а только просидел 45 минут почти без движения.

Есть способы увеличить рабочую память, не травмируя ребёнка

И я подумала, что будет хорошо, если я начну вести бесплатные 15-минутные консультации, которые бы помогли родителям понять - есть эта проблема у ребёнка или нет. Это будет не беседа в общих чертах, а структурированный скрининг, на котором мы посмотрим, что у ребёнка с произвольным вниманием, что с рабочей памятью. В конце вы получите понимание, в каком направлении двигаться дальше.