Найти в Дзене

Почему Тазлар стал Байкалом?

До революции в Татарстане существовали деревни с некрасивыми для слуха названиями – Коллар и Тазлар. «Коллар» означает «рабов», а «таз» – паршу, грибковое заболевание кожи головы, приводящее к облысению. Бытует мнение, будто бы в деревне Коллар жили нищие, а в Тазлар – больные и бедные. После революции от таких постыдных названий отказались: Тазлар переименовали в Байкал, один из Коллар стал Зирекле, другой – Кызыл Яр. «Таз» – это и болезнь, и персонаж народного фольклора: хитрый, ловкий, изворотливый. Слово использовалось и как ругательство. Во время войны, например, Гитлера называли таз. Парша была болезнью бедняков и возникала из-за плохой гигиены, недостаточного питания и привычки носить чужой головной убор. Персонаж-таз встречается и у Тукая: у него так называют одного из шакирдов – болезненного, но хитрого. На деле мы точно не знаем, что изначально означали эти топонимы. Так, писатель Кол Гали называл себя «кол», но это совершенно не означало, что он был рабом. В религиозной т

До революции в Татарстане существовали деревни с некрасивыми для слуха названиями – Коллар и Тазлар. «Коллар» означает «рабов», а «таз» – паршу, грибковое заболевание кожи головы, приводящее к облысению. Бытует мнение, будто бы в деревне Коллар жили нищие, а в Тазлар – больные и бедные. После революции от таких постыдных названий отказались: Тазлар переименовали в Байкал, один из Коллар стал Зирекле, другой – Кызыл Яр.

«Таз» – это и болезнь, и персонаж народного фольклора: хитрый, ловкий, изворотливый. Слово использовалось и как ругательство. Во время войны, например, Гитлера называли таз. Парша была болезнью бедняков и возникала из-за плохой гигиены, недостаточного питания и привычки носить чужой головной убор. Персонаж-таз встречается и у Тукая: у него так называют одного из шакирдов – болезненного, но хитрого.

На деле мы точно не знаем, что изначально означали эти топонимы. Так, писатель Кол Гали называл себя «кол», но это совершенно не означало, что он был рабом. В религиозной традиции «кол» – раб Божий, богобоязненный человек. Поэтому названия Коллар и Тазлар могли иметь иное содержание, обозначать род или племя.

Есть и археологические аргументы. В этих деревнях сохранились очень старые и хорошо выполненные каменные надгробия. Малоимущие не ставили камень – максимум деревянную дощечку, которая давно бы сгнила. То есть в этих местах жили зажиточные семьи. Более того, в деревне Байкал сохранился древний мавзолей – төрбә, единственный во всём Арском районе. Склепы такого типа связаны с традициями суфизма. Наши предки учились в Бухаре, принадлежали к тарикату Накшбандия и строили мавзолеи по бухарским образцам. В такие сооружения заходили, чтобы прочитать дуа за умершего.

Мавзолей сейчас разрушен, и имени покоящегося в нём человека никто не знает. Но сам факт его существования говорит о многом: обычному богачу или рядовому мулле мавзолей не строили. Такое могло быть сделано только для крупного религиозного учёного, духовного лидера, вокруг которого была школа и последователи. Получается, что в древности в деревне Тазлар, ныне Байкал, действительно жил человек большого духовного авторитета.

И в какой-то степени переименование было даже ошибкой: мы утратили часть истории из-за незнания, потому что рассуждали поверхностно, не понимая истинного значения названия. Этот мавзолей – как символ нашей истории. Мы знаем, что наше прошлое глубокое и богатое, но большая его часть утрачена или забыта. И мы сами порой пренебрежительно относимся к своей истории.

Есть ещё один любопытный факт. На «Яндекс-картах» видно дорогу от Байкала к посёлку Мариец. Но на самом деле дороги нет – это тупик. Из-за ошибки карт навигатор регулярно заводит сюда автомобили, включая грузовики, которые потом застревают.

#байкал #арскийрайон #рамистантатарча #суфизм #тазлар