Найти в Дзене
СВОЛО

Что я делаю, когда мне плохо

А плохо мне бывает, когда не о чём писать. Тогда я открываю какую-нибудь новую для меня репродукцию картины Михаила Нестерова и начинаю «на глазах» читающего заметку искать, что там художник в очередной раз накорёжил в изображении натуры. В этот раз репродукция такая. Нестеров. Раздумье. 1916. Оставим претензию, что беспричинно нет отражения в воде. Ни от чаек, ни от барж, ни от берега. Такое запросто может быть. Возможно, из-за низкой точки зрения и негладкости воды от, скажем, ветра. А вот что мне делать с закатывающимся справа за гору неестественно белым, как в зените, солнцем? Посчитать правильное полукружие этаким вывертом облака? Тем паче, что на дома позади двух барж падает свет от солнца, находящегося где-то слева… Ну и одна из барж отбрасывает тень вправо. Однако гора над именно этими домами освещена явно справа! Другие горы, собственно, - тоже. А вот деревья под горами – наоборот! Женщина вообще почему-то не отбрасывает тень. Лодки освещены сверху. И какие-то они больно ма

А плохо мне бывает, когда не о чём писать. Тогда я открываю какую-нибудь новую для меня репродукцию картины Михаила Нестерова и начинаю «на глазах» читающего заметку искать, что там художник в очередной раз накорёжил в изображении натуры.

В этот раз репродукция такая.

Нестеров. Раздумье. 1916.
Нестеров. Раздумье. 1916.

Оставим претензию, что беспричинно нет отражения в воде. Ни от чаек, ни от барж, ни от берега. Такое запросто может быть.

-2

Возможно, из-за низкой точки зрения и негладкости воды от, скажем, ветра.

А вот что мне делать с закатывающимся справа за гору неестественно белым, как в зените, солнцем? Посчитать правильное полукружие этаким вывертом облака? Тем паче, что на дома позади двух барж падает свет от солнца, находящегося где-то слева… Ну и одна из барж отбрасывает тень вправо. Однако гора над именно этими домами освещена явно справа! Другие горы, собственно, - тоже. А вот деревья под горами – наоборот! Женщина вообще почему-то не отбрасывает тень. Лодки освещены сверху. И какие-то они больно маленькие по сравнению с ростом женщины. Ведь обрыва, на котором бы стояла женщина, чтоб лодкам не быть такими маленькими, нету. Потом очень сомнительна принципиальная возможность существования деревца прямо у уреза воды (там, где левая лодка).

В общем, знакомая нестеровская абракадабра.

Но легче на душе не стало.

.

В поисках названия выше разобранной картины я наткнулся на такую.

Нестеров. Тяжёлые думы. 1926.
Нестеров. Тяжёлые думы. 1926.

Здесь натурокорёжение совершенно особое.

Это портрет писателя (таков преимущественный род его занятий) Дурылина, который перестал быть священником, но Нестеров его заставил надеть для позирования чёрный подрясник и серебряный священнический крест, что уже святотатство. Крест выписан особенно чувственно. Ещё Нестеров заставил Дурылина позировать в квартире художника-графика А. И. Кравченко. У того, - наверно это было редкостью в те годы, - был прошловековый письменный стол, с сукном посредине, что было признаком роскоши. На сукне не чувствовался скрип гусиных перьев по бумаге.

Этот Дурылин посвятил Нестерову книгу («Сударь кот»). Книга – образец непонимания Дурылиным ницшеанства Нестерова.

Надо ли напоминать… Нестеров был очень набожным. Но. Как он ни молил Бога оставить живой любимую жену, заболевшую от родов, Бог её убил. А Нестеров раз и навсегда полностью разочаровался в Этом мире, что выражал в неизменном натурокорёжении изображаемого.

И вот книга Дурылина «пронизана любовью к тварному миру, в котором человек всегда может увидеть руку Творца» (Алиса).

Алиса не виновата. Кто-то так написал, и она повторяет.

Но на самом деле Нестеров издевается над сублимацией самого Дурылина, выражаемой и в жизни, и в книге. Там «…трагическая и светлая история о том, как девушка Арина, из-за несчастной любви ушедшая в монастырь, стала святой старицей Иринеей» (Алиса).

Я читал немного эту книгу. Это восторг – как сладострастно там описывается тварный мир…

Надо, наверно, написать, что такое сублимация. Эта «психологическая защита заключается в замене субъективно неприличных желаний на приемлемые для других» (https://www.b17.ru/article/psychological-defence/).

Дурылину как-то не повезло в избрании значимых для себя «других». И. Он стал для Нестерова воплощением религиозного извращения: аскетизма, при сладострастно изображаемой словами тварности.

Всё у ТАК (без натурокорёжения для зрителя) изображённого портретируемого фальшиво! Всё! От облачения до обстановки.

.

Вот. Теперь мне полегчало.

14 декабря 2025 г.