Найти в Дзене
Дас Гельд

Томас Мюнцер. Фанатик или провидец?

Томас Мюнцер - личность весьма интересная и неординарная. Так кто он? Пророк или безумец? Томас Мюнцер действовал в эпоху перемен и реформации. Порядок в империи и власть Папы и императора, казалось, распадались. В церкви накапливались жалобы на злоупотребления, показывающие жадность к деньгам, требовались реформы. Мюнцер родился в Штольберге в эту неспокойную эпоху. О его семье почти ничего не известно. В 1506 году он начал учёбу в Лейпциге, которую продолжил во Франкфурте-на-Одере. Восемь лет спустя он был рукоположен в священники в Хальберштадте. Его путь быстро привёл к раннему реформаторскому движению. В Виттенберге он впервые встретился с Мартином Лютером. Позже он также присутствовал на знаменитом Лейпцигском диспуте между Лютером и Йоханнесом Экком. Повсюду царили шум и гам, приближались бурные годы Реформации. Мюнцер изначально чувствовал большую привязанность к Лютеру. Лютер даже рекомендовал Мюнцера на должность приходского священника в Цвиккау в 1520 году. Но взгляды Мюнце

Томас Мюнцер - личность весьма интересная и неординарная. Так кто он? Пророк или безумец?

Томас Мюнцер действовал в эпоху перемен и реформации. Порядок в империи и власть Папы и императора, казалось, распадались. В церкви накапливались жалобы на злоупотребления, показывающие жадность к деньгам, требовались реформы.

Мюнцер родился в Штольберге в эту неспокойную эпоху. О его семье почти ничего не известно. В 1506 году он начал учёбу в Лейпциге, которую продолжил во Франкфурте-на-Одере. Восемь лет спустя он был рукоположен в священники в Хальберштадте. Его путь быстро привёл к раннему реформаторскому движению. В Виттенберге он впервые встретился с Мартином Лютером. Позже он также присутствовал на знаменитом Лейпцигском диспуте между Лютером и Йоханнесом Экком. Повсюду царили шум и гам, приближались бурные годы Реформации. Мюнцер изначально чувствовал большую привязанность к Лютеру. Лютер даже рекомендовал Мюнцера на должность приходского священника в Цвиккау в 1520 году. Но взгляды Мюнцера вскоре вышли далеко за рамки представлений Лютера. Для Лютера авторитетом было только Священное Писание, но послушание Мюнцера было голосом Бога, который говорит с людьми даже в видениях и снах. Лютер выступал против восстаний – Мюнцер, напротив, не только призывал к реформе церкви, но и хотел коренным образом изменить земную жизнь. Мюнцер не делал различий между религиозными и светскими целями - он рассматривал Реформацию как "Революцию простого человека".

"Всё должно быть общим", - проповедовал он, тем самым прямо нападая на основы феодального строя. Он создал теологию революции с чётким заявлением: "Народ станет свободным, и только Бог будет господином над ним".

В 1523 году Мюнцер провёл первое богослужение на немецком языке. Своей знаменитой княжеской проповедью он всё ещё пытался привлечь к своему делу будущих курфюрстов Иоганна Стойкого и его сына Иоганна Фридриха I. Затем он присоединился к восставшим крестьянам. Значительная часть сельского населения между Гарцем и Верхним Рейном восстала и образовала так называемые кучки. Они опирались на идеи реформаторов. Программа Мюнцера нашла благодатную почву среди крестьян, охваченных крепостничеством, служением на фронте и произволом властей. Мюнцер энергично пытался объединить фермерские группы, которые образовались в разных местах. Под его влиянием в Мюльхаузене был создан "Вечный совет", который должен был проводить социальные реформы. Церковное имущество было конфисковано, монастыри распущены, и должна была появиться своего рода система социального обеспечения для бедных. Однако Мюнцер был не хладнокровным стратегом, а более целеустремленным. Князья сопротивлялись и создали наёмные армии. Мартин Лютер также решительно выступал против восставших крестьян. Он парировал: "Их следует бить, душить, колоть, тайно и публично, кто может, как нужно убивать отличную собаку".

Крестьянские отряды были застигнуты врасплох. Последняя битва при Франкенхаузене в 1525 году была похожа на бойню. Почти 6000 повстанцев были убиты, а армия принца имела только шесть убитых.

Мюнцер был заключён в тюрьму, подвергнут пыткам и обезглавлен. После его смерти многие пытались уничтожить его память. Лютер называл его "сатаной Альштедта". На протяжении веков его считали опасным фанатиком. Только в XIX веке началась переоценка его деятельности, особенно со стороны Фридриха Энгельса, который видел в нём одного из первых борцов за социальную революцию.

В ГДР Мюнцер был возведён в ранг символической фигуры. Его портрет украшал банкноту достоинством в пять марок, его именем были названы города и школы. Даже сегодня, спустя 500 лет после его смерти, призраки Мюнцера продолжают существовать. Для одних он утопист и радикальный фанатик, для других - борец за правду и лучшее общество.

Так или иначе, фигура Мюнцера плотно вошла в немецкую историю.

Нашёл он своё отражение и в тематике нотгельдов. Портреты с его изображением, да и сами исторические события того времени, можно встретить на серийных купюрах Альштедта, Ольдислебена, Мюльхаузена и других.

Публикация подготовлена Элиасом Хайндлом (Elias Heindl). Перевод статьи сделан с немецкого языка. Все изображения взяты из открытого доступа. Материал предназначен для общего ознакомления исключительно в контексте денежного оборота немецкой истории и не несёт в себе никакой политической подоплёки!