Найти в Дзене
Музей Оранэлы

Магия вагона в отечественном кино

В нашей стране, где из одного конца в другой на поезде можно ехать две недели, режиссерам и сценаристам пройти мимо железной дороги трудно. Фильмам, где есть сцены, снятые на вокзале или в вагоне – несть числа. Но вот кинолент, в которых действие практически целиком происходит в поезде – немного. А ведь вагон поезда, или даже отдельное купе — идеальная сценическая площадка. Действующим лицам никуда не деться друг от друга. Им приходится играть свои роли до конца. У режиссёра, словно у физика-ядерщика, появляется возможность сталкивать между собой персонажи как атомы в надежде получить невиданные доселе эффекты. А с помощью вагонов и купе многократно перетасовывать пасьянс из героев. Нам же такие фильмы сохраняют историю и интересные свидетельства о быте железной дороги своей эпохи. Давайте перелистнем наиболее яркие страницы этой вагонной антологии. Для начала неожиданный и малоизвестный двадцатиминутный научно-популярный фильм «Что такое теория относительности?» 64-го года с Георгие

В нашей стране, где из одного конца в другой на поезде можно ехать две недели, режиссерам и сценаристам пройти мимо железной дороги трудно. Фильмам, где есть сцены, снятые на вокзале или в вагоне – несть числа. Но вот кинолент, в которых действие практически целиком происходит в поезде – немного.

А ведь вагон поезда, или даже отдельное купе — идеальная сценическая площадка. Действующим лицам никуда не деться друг от друга. Им приходится играть свои роли до конца.

У режиссёра, словно у физика-ядерщика, появляется возможность сталкивать между собой персонажи как атомы в надежде получить невиданные доселе эффекты. А с помощью вагонов и купе многократно перетасовывать пасьянс из героев.

Нам же такие фильмы сохраняют историю и интересные свидетельства о быте железной дороги своей эпохи. Давайте перелистнем наиболее яркие страницы этой вагонной антологии.

Для начала неожиданный и малоизвестный двадцатиминутный научно-популярный фильм «Что такое теория относительности?» 64-го года с Георгием Вициным и Аллой Демидовой в главных ролях. Действие происходит в купе поезда, едущего в Новосибирск. То есть в только что построенный Новосибирский Академгородок, который был тогда на слуху у всей советской интеллигенции.

Красивая, молодая и умная женщина берётся объяснить трём своим недалёким попутчикам (актёрам, едущим на съёмки фильма про учёных), что такое теория относительности. И с успехом это проделывает на глазах изумлённой публики. В ход идёт даже мультипликация и замедленная съёмка. В финале умные зрители должны догадаться, что женщина сия — сама физик, причём засекреченный.

Интересно, что Алла Демидова позднее признавалась, что хоть она и объяснила доступно, что такое теория относительности, сама в ней так ничего и не поняла.

К любопытным деталям относится тот факт, что в советских поездах раньше можно было курить. И если не в самом купе, то, стоя рядом с ним в коридоре и просто приоткрыв из вежливости дверь. Для этого не нужно было даже выходить в тамбур. И проделывает это не какой-нибудь асоциальный тип, а вполне себе культурный человек — артист с внешностью академика.

Интересно устроено и купе. Особенно колоритно выглядит столик и настольная лампа.

В том же году выходит более серьезный фильм «Поезд милосердия» режиссера Искандера Хамраева. В основе сценария повесть Веры Пановой «Спутники». Фильм рассказывает о фронтовых буднях санитарного поезда, спасающего жизнь раненым бойцам. Весь фильм происходит целиком в поезде, лишь перемежаясь сценами на станциях и полустанках.

-2

И у раненых солдат, и у ответственных за них командирах, врачах и сестрах – разная судьба и разные характеры. Но поезд один на всех, так же как и будущая Победа. Именно к этой победе и мчится «Поезд милосердия», за окном которого мирные виды чередуются с огненными панорамами войны. Лишь в самом конце герои «сходят на берег», чтобы начать новую мирную жизнь…

Через десять лет к тридцатилетию Великой Победы выйдет еще одна экранизация повести Веры Пановой «Спутники». Это четырехсерийный телевизионный фильм «На всю оставшуюся жизнь» режиссера Петра Фоменко и звездного состава актеров. Одним из сценаристов фильма выступил Борис Вахтин, родной сын писательницы.

-3

И снова драматические события и диалоги в вагоне санитарного поезда и за его пределами. Условности телевизионного фильма делают его железнодорожную реальность условной, она выглядит несколько беднее, чем в «Поезде милосердия». Зато общий хронометраж в четыре с половиной часа делает его самым продолжительным отечественным фильмом, где действие происходит целиком в поезде.

Знаменитую песню к фильму исполняет сам режиссёр Петр Фоменко (он соавтор текста) и Таисия Калинченко, сыгравшая главную героиню Лену Огородникову. Музыку написал композитор Вениамин Баснер, известный музыкой к более чем 100 кинофильмам. Ему принадлежат «С чего начинается Родина» и «На безымянной высоте».

…Занавески с рюшечками, зеркала, окна в стиле модерн, шикарный вагон-ресторан, экзотические пассажиры в стильных костюмах и платьях и прочие атрибуты начала двадцатого века в фильме «Транссибирский экспресс». Мы такого железнодорожного барокко уже не застали, тем заманчивее атмосфера поезда.

-4

Действие происходит в 1927 году. Резидент советской разведки, «казахский Штирлиц» чекист Чадьяров едет в Транссибирском экспрессе в Москву с целью защитить от покушения японского бизнесмена. Восточный гость направляется этим же поездом в Россию, чтобы наладить экономические отношения между Россией и Японией.

Экспресс, как колбаса жиром, набит всякой нацеленной сорвать переговоры белогвардейским элементом, иностранными агентами и просто международными авантюристами. Причём многие из них оказываются не совсем теми, кем кажутся в начале.

Сценаристы — молодые братья Михалковы совместно с Александром Адабашьяном создают «Транссибирский экспресс» как прямой оммаж на «Убийство в Восточном экспрессе» Агаты Кристи. Кстати, все три сценариста, а также режиссёр фильма Эльдор Уразбаев были удостоены Государственной премии Казахской ССР. А вот сам роман Агаты Кристи, экранизированный много раз за рубежом, так и останется обойденным вниманием наших режиссеров.

Неведомый в капстранах жанр кино — производственная драма! Фильм «Мы, нижеподписавшиеся» 1981 года.

-5

На этот раз ее действие которой перенесено из кабинетов и заводских цехов в купе вагона. Радеющий за судьбу своего начальника мелкий производственник Леонид Шиндин в исполнении Леонида Куравлёва подсаживается в купе к членам правительственной комиссии, которые возвращаются из командировки.

Цель командировки – принятие в эксплуатацию хлебозавода, строительством которого руководил начальник Шиндина. Комиссия объект не приняла. А это означает крах начальника, за которого (по своей инициативе) радеет герой Куравлёва.

Он старается уговорить членов комиссии подписать акт о приёмке объекта. И сделать это надо, понятно, до прибытия поезда на конечную станцию! В ход идут любые средства. Шиндин готов даже подложить свою жену под одного из членов комиссии, которого блистательно сыграл Олег Янковский.

Всё действие разворачивается в нескольких купе, лишь изредка переносясь в коридор или тамбур поезда. Несмотря на это, фильм смотрится на одном дыхании. В этом несомненная заслуга актёрского ансамбля. В ролях снимались Юрий Яковлев, Ирина Муравьёва, Аристарх Ливанов и Клара Лучко. Режиссёром, кстати, является Татьяна Лиознова, та самая, которая перед этим сняла «Семнадцать мгновений весны».

В одном из эпизодов появляется Иосиф Кобзон, спевший в «Мгновениях». Это его актёрский дебют в кинематографе.

Ещё одна короткометражка и ещё один оммаж «Восточному экспрессу» Агаты Кристи. Детектив «Гиблое дело» того же 81-год года выпуска. Хоть и камерный, но неплохой фильм с неожиданной развязкой.

-6

Всё обходится без трупов. У одного из пассажиров поезда Мурманск-Ленинград украден чемодан с деньгами. Подозреваются все пассажиры, которые ехали в одном купе с пострадавшим. В главных ролях — Владимир Меньшов и Алексей Жарков.

И опять пассажиры курят опять прямо в коридоре, у выхода из купе. Правда, проводник делает им замечание: «Товарищи, ну, нельзя же в вагоне курить! Потушите папиросы». Товарищи ещё не привыкли, что нельзя, но папиросы тушат.

Один из первых советских фильмов-катастроф – «34-й скорый». В начале 80-х «Мосфильм» решил догнать и перегнать Америку по части блокбастеров, и тогда вышло сразу несколько фильмов с расчётом на зрелищность: «Экипаж», «Тревожное воскресенье», «Прорыв», «Случай в квадрате 36-80», «Магистраль», «Поезд вне расписания». Действие последних двух, кстати, тоже происходит на железной дороги.

-7

Все основано на реальных событиях. 27 февраля 1977 года загорелся один из вагонов поезда «Юность», следовавшего из Москвы в Ленинград. К счастью, в поезде оказались курсанты Ленинградского высшего пожарно-технического училища МВД СССР. Они спасли всех пассажиров, но трое курсантов погибли.

Кстати, во время съёмок едва реально не погибли в горящем вагоне актёр Лев Дуров и его партнёр по фильму Олег Голубицкий.

В 1988 году уже вовсю несётся поезд под названием «Перестройка», причем по встречному пути... Кинематограф тоже перестраивается и местами откровенно сходит с рельсов.

На экраны страны выходит фильм «СВ. Спальный вагон»

-8

Знаменитый в будущем режиссёр Владимир Хотиненко в содружестве с Виолеттой Седовой и при поддержке фонда Михалкова «Тритэ» снимает доселе невиданный в СССР фильм в жанре «сюрреализм». По коридорам поезда ходят красноармейцы с ружьями, бродят коровы, прыгают лягушки и бегают голые девки.

Тогдашнюю публику это шокировало. В довершение ко всему молодая Гузеева прямо в поезде спит со Стебловым! … Что поделаешь, как самостоятельный жанр эротический фильм у нас еще не сложился, поэтому «обнаженкой» заполняют остросюжетные и неопределенные по жанру ленты. Впрочем, наша Гузеева на фоне кофейного пластика немецкого вагона «Аммендорф» даст фору заморской Шерон Стоун.

В одном из купе сидит Иосиф Виссарионович. В другом — девушка в очках коротает время за чтением Де Сада.

В эпизоде появляется набирающий популярность певец — некто Вячеслав Бутусов. Что логично – в качестве станции фигурирует «Шарташ», находящийся в черте его родного Свердловска. По недосмотру теряющих власть цензоров фильм прошёл по жанру «сатирическая комедия».

Хуже сатирической комедии в перестроечное время были только фильмы-чернухи.

Фильм «Караул» 1989-го года попадает в этот жанр, как шар в лузу. Явление сие породила перестройка в советском кино, когда стало модным обличать и жечь глаголом. Причём, чем хуже получалось, и чем ужаснее были события, изображённые на экране, тем было лучше. В числе черно-режиссёров оказался и Александр Рогожкин.

-9

Советскому Союзу оставалось жить всего пару лет. Гвозди в его гроб проснувшаяся творческая интеллигенция заколачивала с таким усердием, что на крышке, казалось уже не осталось места. Зато фильмы про ужасы СССР охотно привечали на международных кинофестивалях. Под одобрительное «Зер гут» «Караул» собрал как минимум 5 таких Оскаров второго ранга.

Фильм рассказывает о царящей в советской армии дедовщине и, якобы, тоже, как и «34-й скорый» снят на основе реальных событий, когда молодой солдат внутренней службы расстрелял из автомата всех своих сослуживцев во время перевозки в поезде зеков. На всю страну благодаря гласности прогремело знаменитое «дело Сакалаускаса» 1987 года. Впрочем, сам Рогожкин говорил, что не важно — реальные это события или нет, в Советской армии такие случаи были, увы, не единичны.

Несмотря на мрачность, в фильме — невероятный актёрский состав: Алексей Булдаков — будущий генерал из «Особенностей национальной охоты», Дмитрий Иосифов — бывший Буратино, Алексей Полуян, восходящая звезда фильмов Балабанова и Никита Михайловский — рано ушедший от нас юноша-вундеркинд из «Вам и не снилось».

Драматургию фильма усиливает замкнутое пространство вагона с довольно специфическим делением на купе.

То, как резко с развалом СССР падает качество фильмов, хорошо видно на примере двух железнодорожных детективов конца 80-х: «Дополнительный прибывает на второй путь» и «Презумпция невиновности».

Первый из них снят в 1986 году на «Таджикфильме».

-10

И снова классика жанра в духе Агаты Кристи. В тамбуре поезда «Москва – Душанбе» обнаружен труп и убийца скорее всего еще в поезде. Отправляющийся на отдых милиционер Денисов в исполнении Сергея Никоненко получает приказ приступить к расследованию. Ему в помощь придают следователя Курбанова. Под своей фамилией следователя играет актер Сайдо Курбанов. Он же и режиссер фильма. И хотя это его первая режиссерская работа, весь 2-часовой фильм, проходящий в поезде, смотрится на одном дыхании.

Прямая и показательная противоположность – «Презумпция невиновности». В титрах ленты, снятой всего два года спустя на «Ленфильме» золотые имена отечественного кино: режиссер Евгений Татарский, оператор Юрий Векслер, художник Исаак Каплан, артисты Любовь Полищук, Станислав Садальский, Леонид Куравлев.

-11

Но в сумме складывается довольно посредственная перестроечная комедия, детектив-фарс. У певицы, севшей в поезд, пропадает пиджак с вожделенным в те времена загранпаспортом. Без него сорвутся гастроли. Администратор певицы предпринимает все возможное для поиска. Как следствие в поезде оказываются псевдосыщики.

В традициях отечественного вагонного кино, под стук колес постепенно высыпаются из карманов подробности личной жизни пассажиров. Но все оказывается не стоившим выеденного лица. На пропавшем пиджаке попросту спал уставший финский алкотурист.

Интересно, что уже после 90-х годов жанр «вагонной драмы» или «вагонной комедии» практически проигнорирован нашими сценаристами. Может, поездка в поезде теряла свою драматургию. В 2007 году вышел сериал «Путейцы», который «выдержал» три сезона. Название никак не соответствует месту действия. Путейцы – те, кто обслуживает железнодорожную технику и пути. А главными героями сериала становится «экипаж» скорого поезда 55/56 «Москва – Сочи» (в другом сезона номер поезда другой – 33/34 – опять же отсыл к советскому фильму).

-12

В фильме сняты как актеры старой гвардии, так и молодые. Однако свойственная для сериалов низкая плотность актерской игры и наколенный сценарий не сделали этот сериал таким «пересмотрибельным» как, например, близкие по жанру «Сваты».

Не прошли мимо возможности погрузить главную часть действия в вагон поезда создатели уникального пока в нашем кино жанра «фильма-разговора» — группа «Квартет И». В 2018 году они выпускают третий фильм «О чем говорят мужчины» - «Продолжение».

-13

Странно, что в поезде не сняли сразу первую, как обычно, самую яркую серию любой франшизы. До знаменитого жанра «русского вагонного разговора», мимо которого прошел редкий отечественный писатель, «квартетчики» дошли только к третьей части. Идея экранизации «разговора мужчин» к этому моменту заметно выдохлась. Как следствие, весь фильм получился на крепкую троечку.

Вдобавок раздражает всякого, хоть сколько-нибудь знакомого с путешествием по железной дороге из Москвы в Петербург, неточность деталей поездки. Достоверен только Ленинградский вокзал и плацкартный вагон поезда «Мурманск – Адлер».

Первая часть поездки вроде как проходит в «Сапсане», а на самом деле герои сидят в бизнес-вагоне «Ласточки». Снаружи этот поезд – ни «Ласточка», ни «Сапсан», а вагон-ресторан в нем и вовсе — от «Стрижа». Довершает картину железнодорожного абсурда квадросъемка рельсового автобуса «РА» (читать эр-а) , который ходит по неэлектрифицированным линиям.

Возможно, в комментариях наверняка вспомнят и про фильм «Скорый «Москва – Россия». Абсолютно мерзкий фильм 2014 года выпуска. Хуже фильма про магическую атмосферу путешествия на поезде по нашей необъятной стране, наверное, невозможно снять. Приведем ниже лишь единственный достойный темы кадр из кинофильма...

-14

Но надежду, что вагонная драматургия еще не исчерпана, дает довольно симпатичная короткометражка «Поезд Москва – Владивосток». Ее снял начинающий режиссер-самоучка Иван Соснин. Не сумевший покорить Москву молодой парень Саша забегает в плацкартный вагон поезда очень дальнего следования. Соседом по «боковому отсеку» – возвращающийся домой суровый вахтовик Иван.

-15

В пути герои успевают подружиться, написать песни, создать музыкальную группу и даже дать концерты на перронах проносящихся мимо станций.

Рано или поздно поездка закончится, героям предстоит сделать выбор…

В 2021 году Иван Соснин свою короткометражку положил в основу полнометражной ленты «Иваново счастье». Фильм необычайно добр и светел от первого до последнего кадра. Он словно очищает и возвращает нам жанр железнодорожного фильма с его магией вагона.

А впереди новые дороги и обязательно новые фильмы о них! Не зря уходящее в даль железнодорожное полотно напоминает разворачивающуюся киноленту.

Вы также можете почитать о маленьких станциях, сыгравших роли в большом кино.

Если вам понравился рассказ, ставьте, как говорится, «лайк». Подпишитесь на канал, если хотите вместе с нами больше узнать железных дорогах и трамвае, о Петербурге и его Юго-Западных окрестностей вплоть до Крыма.

Приходите на наши экскурсии, подробная информация о них – на нашем сайте www.oranela.ru

Смотрите небольшие ролики на You-Tube канале OranelaTV

Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте

Пользуйтесь нашими бесплатными аудиогидами по Музею Оранэлы и «Миру Оранэлы» на платформе izi.TRAVEL