Найти в Дзене
Pro.историю

История каблука. Почему после казни Марии-Антуанетты женщины отказались носить обувь на каблуках?

Каблук может быть очень высоким, низким или средним, служит украшением обуви, делая фигуру визуально стройнее и добавляя роста. Однако изначально отношение к каблукам было иным, людей, носивших такую обувь, причисляли к крестьянам, ведь знать предпочитала шлёпанцы на плоской подошве. Это было обусловлено практичностью и необходимостью справляться с ежедневными задачами. Со временем всё изменилось, каблуки стали символом стиля и роскоши, их носили короли и модники. Затем в моду вошли балетки, пока не появился устойчивый классический каблук. Обувь в Древнем Египте Как зародилась обувь? Её история уходит к самому началу человеческой цивилизации, когда изобреталась одежда из шкур, а параллельно создавалась защита для ног. Первые прообразы обуви выглядели крайне просто: кусок шкуры или кора дерева, примитивно стянутые в форме лодочки. Функциональность тогда имела первостепенное значение. Примитивная конструкция помогала обезопасить ступни и сохранить здоровье, что в условиях сложной среды
Оглавление

Каблук может быть очень высоким, низким или средним, служит украшением обуви, делая фигуру визуально стройнее и добавляя роста. Однако изначально отношение к каблукам было иным, людей, носивших такую обувь, причисляли к крестьянам, ведь знать предпочитала шлёпанцы на плоской подошве. Это было обусловлено практичностью и необходимостью справляться с ежедневными задачами. Со временем всё изменилось, каблуки стали символом стиля и роскоши, их носили короли и модники. Затем в моду вошли балетки, пока не появился устойчивый классический каблук.

Обувь в Древнем Египте

Как зародилась обувь? Её история уходит к самому началу человеческой цивилизации, когда изобреталась одежда из шкур, а параллельно создавалась защита для ног. Первые прообразы обуви выглядели крайне просто: кусок шкуры или кора дерева, примитивно стянутые в форме лодочки. Функциональность тогда имела первостепенное значение. Примитивная конструкция помогала обезопасить ступни и сохранить здоровье, что в условиях сложной среды было гораздо важнее эстетики. В приоритете всегда была практичность - это стало основой для дальнейшего развития форм и стилей обуви.

Золотые сандалии из гробницы Тутанхамона
Золотые сандалии из гробницы Тутанхамона

Интересно, что древние египтяне, которых называли феллахами, додумались до первых элементов обувного дизайна благодаря суровым условиям своей повседневной жизни. Их обиталища были сосредоточены в плодородных районах дельты Нила, где засушливый климат оставлял немного шансов для земледелия. Но даже здесь крестьянский труд не был лёгким, разливы рек превращали почву в скользкую грязь, и удержаться на ногах было непросто. Чтобы справиться с этой задачей придумали обувь на каблуках. Она обеспечивала устойчивость и стала незаменимым помощником во время работ. Однако нужно учесть, что у простого народа обувь с каблуками оставалась скорее мечтой, крестьяне чаще всего ходили босыми, ведь такую роскошь могли позволить себе немногие.

Сандалии из Древнего Египта
Сандалии из Древнего Египта

Совсем иная картина наблюдалась в среде фараонов и знати. Они предпочитали носить сандалии - лёгкую и удобную обувь с тонкой подошвой и перемычкой между пальцев. Функциональность сочеталась с элегантностью, изначально сандалии изготавливались из доступных материалов вроде листьев папируса или тонкой кожи. Внешний вид этих изделий постепенно усложнялся, подъём носков сандалии вверх становился символом социального статуса владельца - чем загнутее, тем выше положение в обществе. Позже появилась мода на украшение обуви драгоценностями и блёстками. Пример роскоши и богатства можно увидеть в гробницах египетских правителей, где археологи обнаружили сандалии из чистого золота. Правда, их практичность вызывает вопросы, но ведь речь шла не о комфорте, а о символике могущества.

Со временем обувь не только адаптировалась к нуждам общества, но и стала важной частью культуры и моды. Все начиналось с простой необходимости, но, как и многие изобретения человечества, простой кусок шкуры или кожи превратился в настоящее искусство.

Каблуки изобрели для мужчин

Эволюция каблука -это удивительная история, наполненная различными поворотами и модными экспериментами. Сначала этот элемент обуви служил сугубо практическим целям. Он стал верным помощником для всадников, помогая надежнее фиксировать ноги в стременах. Особенно это было важно в моменты, когда приходилось отпускать вожжи, чтобы уверенно прицелиться и стрелять.

Людовик XIV
Людовик XIV

С течением времени каблук перестал быть только инструментом удобства. В XVII веке он превратился в символ статуса и роскоши, покорив сердца аристократов и модников высшего света. Настоящим поклонником каблуков был король Людовик XIV. Его небольшой рост подтолкнул к тому, чтобы заказывать туфли с 10-сантиметровыми каблуками. Эти обувные шедевры были украшены замысловатыми узорами и драгоценными камнями, подчёркивая величие монарха. В то время как мужчины гордо носили каблуки, женская мода оставалась минималистичной, обувь дам была практически плоской. Но вскоре для женщин начали изготавливать высокие подставки-колодки, которые позволяли сохранять подол платья чистым даже при прогулках по пыльным улицам.

Со временем мужская мода ушла в сторону большего комфорта и практичности. Это отразилось и на обуви, каблуки у мужчин становились всё ниже, чтобы не мешать активному образу жизни, работе и передвижению. Тем временем они окончательно закрепились в женском гардеробе, превратившись из утилитарного элемента в изящный аксессуар, символ элегантности, грации и даже кокетства. Сегодня каблук продолжает вдохновлять дизайнеров и оставаться важной частью индустрии моды, подчёркивая стиль и индивидуальность.

От обуви на каблуках к плоским балеткам

В XIV веке в моду вошли туфли с загнутыми носками, получившие название "нос корабля". Это были необычайно длинные и закрученные носки, которые делали ходьбу настоящим испытанием. Такие туфли больше подходили для стояния или сидения, что как бы подчёркивало привилегию и высокий статус владельца, ведь активное передвижение не ассоциировалось с аристократией. Длина носка также стала маркером социального положения: аристократы могли позволить себе носки на полторы стопы длиннее, принцы - на две с половиной. Крестьянам же приходилось довольствоваться лишь небольшими пуленами с удлинением всего в полстопы. Однако мода на столь экстравагантную обувь столкнулась с суровой критикой. Ватикан осудил её, а король Англии Эдуард IV постановил закон, ограничивающий длину носков до пяти сантиметров.

Пулены
Пулены

Спустя столетия Екатерина Медичи ввела моду на женскую обувь с каблуками. Желая произвести впечатление на собственной свадьбе, она выбрала туфли, придававшие ей величественный вид за счёт высоты. Её примеру вскоре последовали женщины благородного сословия. Но история каблуков пошла на спад после трагического момента - казни Марии-Антуанетты. Королева взошла на эшафот в туфлях на высоких каблуках, и это событие отбило желание носить такую обувь у многих. Позже мода кардинально изменилась, и на первый план вышли балетки - символ лёгкости и движения. Они стали своеобразным протестом против старых устоев, а их возвращению способствовали знаменитости, такие как Брижит Бардо, появившаяся в культовых балетках в фильме "И Бог создал женщину" в 1956 году.

Со временем балетки превратились в нечто большее, чем просто удобная обувь. Иконы стиля сделали их частью своей идентичности. Например, Жозефина, супруга Наполеона, одной из первых оценила их изящность. А позже известная актриса Одри Хепберн довела популярность балеток до совершенства. Ей настолько была близка эта обувь благодаря танцевальному прошлому, что она носила их практически всегда. Специально для неё создали уникальную модель балеток с маленьким каблучком и ремешком под названием Audrey, которые воплощали её неподражаемый стиль и утончённость.

Шпильки остались только на женской обуви

К началу XX века мужчины полностью отказались от обуви на высоком каблуке, которая к тому времени уже перестала считаться символом мужества. В то же время женщины начали активно осваивать обувь с высоким каблуком. Если ранее аристократки предпочитали обувь на среднем каблуке, танкетки или конструкции, напоминающие ходули, то к XXI веку сам подход к созданию обуви претерпел значительные изменения. Обувные мастера усовершенствовали конструкцию каблуков, сделав их удобнее и устойчивее. От первых туфель на шпильке, появившихся при мадам Помпадур, до их триумфального признания в мире моды прошло три столетия.

Сальваторе Феррагамо и Одри Хепберн
Сальваторе Феррагамо и Одри Хепберн

Среди создателей обуви на высоком каблуке выделяются многие выдающиеся мастера, чьи работы заслуженно можно считать произведениями искусства. Например, творения Роджера Вивье, которого прозвали королём обуви, или Раймона Массаро, создававшего туфли, инкрустированные бриллиантами и рубинами. Однако именно итальянскому дизайнеру Сальваторе Феррагамо приписывают важнейшую роль в становлении современного высокого каблука. Его первые туфли с каблуком в 10 сантиметров оказались неудобными, а тонкие деревянные каблуки часто ломались. Чтобы решить эту проблему, Феррагамо вставил железный стержень внутрь каблука и обтянул конструкцию кожей. Так появились знаменитые стилеты - символ женственности, который неизменно притягивает взгляды.

Иногда критики утверждают, что шпильки носят только неуверенные в себе женщины, а балетки выбирают исключительно простушки. Тем не менее, история каблуков доказывает обратное, их роль никогда не сводилась только к внешнему виду или статусу. Модельер Марк Джейкобс говорил, что все женщины делятся на "шпильки" и "балетки", но следует понимать, что он говорил скорее о взгляде на жизнь, нежели о предпочтениях в моде.

Подписывайтесь на канал и читайте новые статьи каждый день.