Найти в Дзене

Центр Евразии и Золотой человек (Казахстан, часть 2)

Вид на город Предыдущую часть статьи читайте по ссылке Климат северо-восточного Казахстана, а именно региона, где находится его современная столица — резко континентальный. Причем, до последних климатических изменений погода здесь была ещё более суровой, о чём свидетельствует серая бескрайняя болотистая местность за окном иллюминатора при подлете к Астане. Неслучайно в этом далеком от европейской части СССР районе, с сильными ветрами, 40-градусными жарой и холодами, полчищами мошек и комаров, в сталинское время действовали женские исправительные лагеря системы ГУЛАГ. Здесь содержались в общей сложности около двадцати тысяч «идеологических врагов» советской власти, включая женщин легкого поведения. В тридцати пяти километрах от Астаны находился самый известный из советских женских лагерей смерти «Алжир» (Акмолинский лагерь жен изменщиков Родины). Меня впечатлила, помимо другого, хорошо всем известного, история о доброте и отзывчивости местных жителей. Во время конвоирования заключенных
Вид на город
Вид на город

Предыдущую часть статьи читайте по ссылке

Климат северо-восточного Казахстана, а именно региона, где находится его современная столица — резко континентальный. Причем, до последних климатических изменений погода здесь была ещё более суровой, о чём свидетельствует серая бескрайняя болотистая местность за окном иллюминатора при подлете к Астане. Неслучайно в этом далеком от европейской части СССР районе, с сильными ветрами, 40-градусными жарой и холодами, полчищами мошек и комаров, в сталинское время действовали женские исправительные лагеря системы ГУЛАГ. Здесь содержались в общей сложности около двадцати тысяч «идеологических врагов» советской власти, включая женщин легкого поведения.

В тридцати пяти километрах от Астаны находился самый известный из советских женских лагерей смерти «Алжир» (Акмолинский лагерь жен изменщиков Родины). Меня впечатлила, помимо другого, хорошо всем известного, история о доброте и отзывчивости местных жителей. Во время конвоирования заключенных казахи бросали в женщин камни и кричали оскорбления. Как-то раз, когда одна из них подняла камешек и увидела, что это курут — среднеазиатский сыр. Сам по себе это довольно твердый на ощупь и соленый на вкус кисломолочный продукт, он хорошо сохраняется, не портится и содержит, к слову, много витаминов и микроэлементов. Его и теперь часто встретишь на базарах среднеазиатских городов. Так вот, надзиратели лагеря тогда так и не поняли, каким способом местные жители помогали несчастным выжить.

Еще одной трагической страницей северо-восточного Казахстана является история города Семипалатинск и его полигона по испытанию атомного оружия в СССР. На площади в Астане этому месту и событиям, происходившим в нём, посвящен красивый, необычный памятник «Стена мира». В Семипалатинске на протяжении пятидесяти лет, с 1949 по 1989 гг., проводились открытые и закрытые испытания ядерного оружия, в общей сложности их было проведено более четырёхсот пятидесяти. При этом население не информировали об опасности радиации из-за секретности, таким образом семьсот тысяч человек продолжали жить своей обычной жизнью. В результате советских испытаний мутации были зафиксированы в трех поколениях жителей города, о чём, в частности, рассказывает экспозиция в Национальном музее Казахстана. Чтобы в наше время было как можно меньше ассоциаций с советской историей, в 2007 году Семипалатинск переименовали в Семей.

Столица Казахстана Астана — это красивый и очень современный город, но назвать его среднеазиатским Дубаем, как рассказывают некоторые, у меня не поднимается язык. Впрочем, у Астаны есть свои большие достижения, например, её градостроительный план разработал известный японский архитектор Кисё Курокава. Он же разбил столицу на кластеры: правительственный, спортивный, культурный, учебный и парковый. Также, по приглашению Первого президента Казахстана Назарбаева в Астане работали признанные во всем мире архитекторы, самым знаменитым из которых является Норман Фостер, автор лондонского «Яйца».

Из архитектурных творений Астаны меня в полной мере впечатлили Фара (Библиотека первого президента Н. Назарбаева), Шатер (Хан Шатыр), Ракушка (Концертный зал «Казахстан»), Шар (Музей будущего), Горшок (Дворец творчества «Шабыт»). Интересной внутри выглядит Пирамида (Дворец мира и согласия), а наиболее эффектным в городе получился Байтерек-Древо. В общем, Астана по праву считается одним из центров мирового хайтека. Помимо перечисленных мною архитектурных шедевров в Астане недавно открыли великолепную мечеть, напоминающую аналогичную в Абу-Даби (Объединенные Арабские Эмираты), но уступающую ей по размеру. Как снаружи, в части архитектуры, так и внутри, по наполнению самыми разными коллекциями, оказался прекрасен Национальный музей Республики Казахстан. В нём на постоянной основе открыта уникальная экспозиция «Золото скифов».

Первые упоминания этого народа обнаружили в нескольких источниках, начиная с восьмого века до нашей эры, при этом, сам термин «скифы» придумал позже, в V век до н.э., Геродот. Как в действительности называл себя этот народ, неизвестно. Центральным экспонатом этой коллекции, да и всего музея, по праву считается реконструкция наряда Золотого человека V-IV вв. до н.э. При жизни это был молодой человек — принц, семнадцати лет от роду, который, судя по травме на костях, был убит. В процессе раскопок в его могиле нашли четыре тысячи самых разных, искусно выполненных золотых предметов. Этот великолепный наряд являлся погребальным, так что при жизни Золотой человек его не носил, хотя очевидно, что примерял. Помимо основного клада в его могиле была найдена чаша с надписью на непонятном языке. На непонятном, потому что считается, что скифы письменности не имели. Украшения принца имеют изображения не реальных, но вымышленных, фантастических животных, именно такие рисунки определяют скифо-сакский звериный стиль.

Когда рассматриваешь такие сокровища, невольно возникает вопрос, как они дошли до наших дней, а вернее, почему их не разграбили, например, в Средние века или ХХ веке. В данном конкретном случае это связано с тем, что над могилой Золотого человека располагалась захоронение его отца, которое и разорили. Мародеры просто не догадались о наличии нижней могилы. Второй важной причиной «укомплектованности» представленных в музее кладов является то, что захоронения сарматских вождей были обнаружены в советское время.

Так, например, Алтын адам (Золотой человек) был найден в 1969 году, когда решили построить местную автобазу, но «самостоятельно раскапывать окрестности строителям не разрешили, поскольку, согласно Академии наук в этом месте располагался древний курган» («Аргументы и факты»). В Советское время клады не пытались утаивать и сотнями сдавали в Госхран, в том числе потому что за их утаивание предусматривалось уголовное наказание. Еще одно захоронение другого сарматского вождя в коллекции Национального музея вообще было обнаружено пионерами. В общем, благодаря этим обстоятельствам музеи республики Казахстан, и не только этого государства, теперь обладают великолепными коллекциями.

Национальный музей Казахстана
Национальный музей Казахстана

Среди интересных экспонатов золотой выставки выделяются женские одежда и украшения (также в реконструкции с их «владелицами»), в частности великолепное женское зеркало на ручке VI-V веков до н.э. Также, на экспозиции представлены макеты лошадей с оригинальными конскими украшениями. Остатки этих и других деревянных украшений были обнаружены в курганах на севере Республики. Эти предметы относятся к четвертому тысячелетию до н э., а не сгнили благодаря холодному климату и болотистой местности. Рассматривая реконструкции нарядов лошадей следует обратить внимание на то, что в них отсутствуют стремена. Дело в том, что поначалу скифы в походах использовали колесницы, стремена же тюркские племена изобрели только к третьему веку нашей эры. Конечно, китайцы это сделали намного раньше, за несколько сотен лет до н.э., но своими секретами не делились, впрочем, как и сейчас.

Заслуживающим интереса на выставке также является захоронение женщины, которое обнаружили в кургане Тасарык. Эта знатная представительница скифов жила в IV-III вв. до н. э., а когда умерла, ей было сорок пять лет. Под стеклом можно рассмотреть не только ее золотые погребальные украшения, но и увидеть, что все её зубы до конца жизни оставались целыми и здоровыми. И все это благодаря отсутствию в употреблении у скифов сахара.

Плитка...
Плитка...

Если говорить про столицу Казахстана в целом, то Астана нам понравилась своими концептуальными хай-тек зданиями, продуманным планом города, самим фактом зеленого пояса вокруг него и высаженными на бульварах, пока невысокими, деревцами. И это при том, что вокруг Астаны степь, да болото.

Но не хватает Астане какой-то целостности. Словно власти Казахстана пригласили именитых архитекторов для создания города будущего, прекрасных местных скульпторов для сооружения оригинальных, точно проработанных памятников, но всё это происходило на казахской (немного русской по менталитету) земле. И поэтому местные рядом с элитными кварталами добавили жилые коробки по типу «Самолета» и «Пика», проложили некачественные тротуары и не пытаются ремонтировать жилые строения. Когда я спросила нашего гида, почему некоторые комплексы в центре города, которым всего, кажется, лет пятнадцать так плохо выглядят, она ответила, что в них живут в основном квартиросъёмщики, которые не платят взносы на капремонт. Почему их не платят сами собственники, я так и не поняла. Ну и наконец, уже длительное время в Астане никак не достроят каких-то несчастных семь станций монорельса — метро.

В общем, все хорошо в Астане, но до полного фен-шуя ей нужно ненадолго взять в аренду Собянина.

#Казахстан #Астана #Евразия #казахи #Алжир #Семипалатинск #путешествия #литература #события #общество