Найти в Дзене
От чтения к сочинению

Какую роль книги играют в жизни человека?

8 вариант Р.А. Дощинский «36 вариантов ОГЭ 2026» Текст по И. С. Шмелёву (1)Впервые я увидал дядю, когда мне было лет девять. (2)Мы только что приехали из другого города, где я родился, а дядя по старости не выезжал никуда и, должно быть, знал обо мне только по письмам. (3)У нас часто говорили о нём, называли странным и «книжным» человеком, пожимали плечами и удивлялись, что он слишком много тратил на какие-то никому не нужные вещи. (4)Я ждал с нетерпением, когда меня повезут к нему, но поездку откладывали со дня на день.
(6) Случилось как-то, что нашего дворника послали к дяде с запиской, и я, потеряв терпение, не сказав никому ни слова, отправился самостоятельно.
(6)Это была дерзость, в которой я не раскаиваюсь.
(7) У меня постукивало сердце, когда я поднимался по лестнице, но, когда старичок-слуга снял с меня шубку и впустил в комнаты, я потерялся. (8)В комнатах совсем не было стен, по крайней мере я их не видел. (9)Были пол, потолок, окна, двери и... книги. (10)0ни шли стройными
Оглавление

8 вариант Р.А. Дощинский «36 вариантов ОГЭ 2026»

Текст по И. С. Шмелёву

(1)Впервые я увидал дядю, когда мне было лет девять. (2)Мы только что приехали из другого города, где я родился, а дядя по старости не выезжал никуда и, должно быть, знал обо мне только по письмам. (3)У нас часто говорили о нём, называли странным и «книжным» человеком, пожимали плечами и удивлялись, что он слишком много тратил на какие-то никому не нужные вещи. (4)Я ждал с нетерпением, когда меня повезут к нему, но поездку откладывали со дня на день.

(6) Случилось как-то, что нашего дворника послали к дяде с запиской, и я, потеряв терпение, не сказав никому ни слова, отправился самостоятельно.

(6)Это была дерзость, в которой я не раскаиваюсь.

(7) У меня постукивало сердце, когда я поднимался по лестнице, но, когда старичок-слуга снял с меня шубку и впустил в комнаты, я потерялся. (8)В комнатах совсем не было стен, по крайней мере я их не видел. (9)Были пол, потолок, окна, двери и... книги. (10)0ни шли стройными рядами всюду, куда я ни глядел, в решётчатых полках, точно их собрали сюда со всего света. (11)На самой крайней полочке, совсем под потолком, сидела большая головастая сова. (12)В комнате стоял полумрак и было тихо, торжественно-тихо, как в пустой церкви.

(13)В углу, у окна, в глубоком кожаном кресле сидел он, мой дядя, и держал книгу. (14)На коврике, у его ног, спал крупный дымчатый кот.

(15)Я стоял в дверях, не решаясь переступить. (16)Дядя услышал шорох, повернул голову, и я увидал худое, плохо выбритое лицо и всматривающиеся усталые глаза. (17)Казалось, он старался понять, кто я такой. (18)Путаясь в словах, я объяснил.

— (19)Поди-ка сюда, голова, — сказал он и поманил пальцем.

(20)Я приблизился с чувством благоговения и некоторого страха.

— (21)Вот ты какой, — сказал дядя и потрепал меня по щеке. — (22)Каков, однако, ферт! (23)Один заявился!.. (24)Ну, здравствуй. (25)Так это ты большой любитель чтения?

(26)В тоне голоса я уловил похвалу и из скромности опустил глаза.

— (27)Очень рад тебя видеть...

(28) Из проволочной корзинки он достал яблоко и дал мне.

(29) Через пять минут я был как дома, сидел на скамеечке, рядом с храпевшим котом, глазел на поразившие меня ряды книг.

— (ЗО)Ну что ты читал, дружок? — спрашивал дядя.

(31)Что я читал! (32)Я сейчас же захотел показать дяде, с кем он имеет дело, и с жаром принялся перечислять, что читал.

— (33)Я всё-таки порядочно прочёл, дядя, — говорил я. —

(34)Про «Заколдованную могилу», про «Храбрую шайку и атамана Кольцо», про «Солдата и семь разбойников», про...

— (Зб)Тпр-р-р... — остановил меня дядя. — (36)Да ты профессор! (37)Кто же тебе такие книги давал?

(38)Это была моя тайна. (39)У меня дома уже отобрали две трёпаные книжечки и допытывались, откуда я их добыл. (40)Но я не сказал. (41)Я боялся, что их отберут и у нашего дворника, который давал их мне. (42)3десь же мне ничто не угрожало, я имел случай познакомить дядю ещё с одним любителем чтения и моим другом и сказал откровенно:

— Мне давал их наш дворник Степан. (43)У него их во-от сколько! — показал я руками.

— (44)Так-так... (45)Только всё это глупости, — сказал дядя. — (46)Надо читать хорошие книги, где говорится о жизни. (47)Видишь, стоят они, — указал он на полки. — (48)Каждая из них — часть сердца человека, которого называют писателем!

(49)Я посмотрел на книги. (50)В сумеречных тенях они уже сливались в сплошную стену.

— (51)Книга не Петрушка, — продолжал дядя, тряся пальцем, — она не для смеху пишется! (52)Она должна указывать людям, как надо и как не надо жить...

(53)Я слушал и хлопал глазами. (54)Оказывалось, мы со Степаном даром тратили пятаки.

(55)Дядя подставил к книжной стенке лесенку и, кряхтя, полез кверху.

— (56)На-ка вот «Сказки Андерсена», это будет получше твоих «солдат» и «разбойников».

(57)Должно быть, радость, которую я пережил в этот момент, отразилась на моей физиономии: дядя взял меня за подбородок и, глядя в глаза, сказал:

— Книги, которые я буду давать тебе, можешь оставлять у себя. (58)Пусть это будет началом твоей библиотеки. (59)Пусть они будут твоими друзьями.

(60) Как это было давно, но как до сих пор ярко встаёт в моей памяти!

(61) В тот памятный вечер в моём сердце затеплилась искра. (62)Почти строгий тон дядиных слов, когда говорил он о книгах, чёрные молчаливые ряды на полках и грустные сумерки — всё это будило во мне тихое чувство благоговения.

(По И. С. Шмелёву*)

* Иван Сергеевич Шмелёв (1873-1950) — русский писатель, мыслитель, публицист.

Краткое содержание

-2

Рассказчик, девятилетний мальчик, впервые самовольно отправляется в гости к своему дяде, о котором в семье говорят как о «странном» и «книжном» человеке. Он поражён его квартирой, которая больше похожа на библиотеку: книги везде, на полках от пола до потолка.

Дядя, усталый и задумчивый, тепло встречает племянника. Мальчик, желая похвастаться, рассказывает о прочитанных им бульварных приключенческих книжках («Заколдованная могила», «Храбрая шайка» и т.д.), которые он тайно брал у дворника. Дядя мягко, но серьёзно объясняет ему, что такие книги - «глупости», и что настоящая книга - это «часть сердца» писателя, она должна учить жизни.

Вместо этих книжек дядя дарит мальчику «Сказки Андерсена» и разрешает оставлять у себя все книги, которые будет давать впредь, положив начало его собственной библиотеке. Этот вечер становится для мальчика важным, переломным моментом: он испытывает благоговение перед книгами и серьёзной литературой, в его сердце зажигается «искра» любви к настоящему чтению.

Ответь на вопросы по тексту

Вопрос 1: Как в тексте И. С. Шмелёва представлена книга как источник знаний и духовного опыта?

Вопрос 2: Какую воспитательную роль играет книга согласно позиции дяди?

Вопрос 3: Как противопоставлены в тексте два типа отношения к книге? Что автор считает правильным?

Вопрос 4: Как книга может стать другом для человека? Проиллюстрируйте примером из текста.

Вопрос 5: Почему встреча мальчика с библиотекой дяди описана как посещение храма? Как это раскрывает роль книги?

Вопрос 6: Какую роль играет книга в формировании личности ребёнка на примере героя рассказа?

Вопрос 7: Можно ли сказать, что в тексте речь идёт о преемственности культурных ценностей через книгу? Обоснуйте.

Вопрос 8: Какая, по вашему мнению, главная роль книги в современном мире, сохранилась ли та, о которой писал Шмелёв?

-3

Ответы

Вопрос 1: Как в тексте И. С. Шмелёва представлена книга как источник знаний и духовного опыта?
В тексте книга показана не как набор страниц, а как сгусток человеческого опыта и души. Дядя говорит мальчику: «Каждая из них - часть сердца человека, которого называют писателем!». Это значит, что книга передаёт не просто информацию, а чувства, мысли, нравственные искания автора. Читая настоящую литературу, человек соприкасается с чужой жизнью и мудростью, обогащая свой внутренний мир.

Вопрос 2: Какую воспитательную роль играет книга согласно позиции дяди?
Согласно дяде, книга - это учитель жизни. Он говорит: «Она должна указывать людям, как надо и как не надо жить». Это означает, что настоящая литература выполняет нравственно-этическую функцию: она помогает читателю различать добро и зло, формирует ценности, предлагает модели поведения и заставляет задуматься над смыслом человеческого существования.

Вопрос 3: Как противопоставлены в тексте два типа отношения к книге? Что автор считает правильным?
В тексте чётко противопоставлены:

Книга как развлечение («Петрушка для смеху»): Это бульварные книжонки про «разбойников» и «солдат», которые мальчик брал у дворника. Они дают лишь сиюминутное, поверхностное удовольствие.

Книга как духовная ценность («друг», «часть сердца»): Это книги из библиотеки дяди, которые требуют уважения и глубокого осмысления.
Автор (и дядя) считают правильным второй подход. Книга - не игрушка, а серьёзный спутник, способный стать частью личности человека.

Вопрос 4: Как книга может стать другом для человека? Проиллюстрируйте примером из текста.
Книга становится другом, когда между ней и читателем возникает личная, эмоциональная связь, когда она отвечает на его вопросы, поддерживает и формирует его взгляды. В тексте дядя, даря мальчику книги, говорит: «Пусть они будут твоими друзьями». Это означает, что они будут рядом в течение жизни, будут открывать ему новые миры и останутся верными собеседниками. Начало личной библиотеки - это начало круга таких «друзей».

Вопрос 5: Почему встреча мальчика с библиотекой дяди описана как посещение храма? Как это раскрывает роль книги?
Описание («торжественно-тихо, как в пустой церкви», «полумрак», «благоговение») придаёт книжному пространству сакральный, священный характер. Это показывает, что для автора и его героя общение с настоящей литературой - это соприкосновение с чем-то высоким, вечным, духовным, а не бытовым. Книги здесь - предмет поклонения и источник откровения, подобно иконам или религиозным текстам в храме.

Вопрос 6: Какую роль играет книга в формировании личности ребёнка на примере героя рассказа?
Книга становится ключевым фактором в переломном моменте взросления героя. Она меняет его сознание:

Ломает старые представления: Он понимает, что его прежнее чтение было пустым («даром тратили пятаки»).

Даёт новые ориентиры: Ему открывается существование другого, высокого уровня литературы.

Зажигает внутренний свет: В его сердце «затеплилась искра» - зародился интерес, который определит его дальнейшее интеллектуальное и духовное развитие. Книга здесь - катализатор личностного роста.

Вопрос 7: Можно ли сказать, что в тексте речь идёт о преемственности культурных ценностей через книгу? Обоснуйте.
Безусловно. Дядя выступает как проводник культурной традиции. Он передаёт племяннику не просто конкретные тома, а само отношение к литературе как к сокровищнице человеческого духа. Мальчик, получая в дар «Сказки Андерсена» и право начать свою библиотеку, становится хранителем и продолжателем этой традиции. Книга здесь - звено в цепи, связывающей поколения и сохраняющей духовный опыт человечества.

Вопрос 8: Какая, по вашему мнению, главная роль книги в современном мире, сохранилась ли та, о которой писал Шмелёв?
Основная роль книги как источника глубокого смысла, воспитателя души и хранителя культуры остаётся неизменной. Несмотря на обилие информации в цифровую эпоху, именно книга (в любом формате) позволяет осуществить медленное, вдумчивое погружение в материал, способствующее рефлексии и внутреннему диалогу. Как и во времена Шмелёва, книга остаётся лучшим средством от поверхностности, способным зажечь в человеке ту самую «искру», которая ведёт к самопознанию и пониманию мира.

Примеры из текста по теме «Роль книги»

-4

1. Книга как отдельный, сакральный мир (храм знаний):

«В комнатах совсем не было стен... Были пол, потолок, окна, двери и... книги.» - Гипербола, показывающая, что книги заменяют собой всё окружающее пространство, они и есть главная вселенная в доме дяди.

«...тихо, торжественно-тихо, как в пустой церкви.» - Прямое сравнение комнаты с церковью. Это создаёт ощущение святости, благоговения перед местом, где хранится знание и мудрость.

«...ряды книг... черные молчаливые ряды на полках...» - Эти «ряды» подобны молчаливым стражам или иконостасу, они несут в себе тайну и величие.

2. Книга как часть души писателя, источник жизненного опыта (а не развлечение):

«Каждая из них - часть сердца человека, которого называют писателем!» - Ключевая цитата. В ней выражена идея, что книга - это воплощение чувств, мыслей и духовного опыта автора.

«Книга не Петрушка, - продолжал дядя, тряся пальцем, - она не для смеху пишется!» - Противопоставление книги легкому, пустому развлечению (балаганному Петрушке).

«Она должна указывать людям, как надо и как не надо жить...» - Прямое указание на нравственно-воспитательную функцию настоящей литературы.

3. Книга как друг и начало личного пути:

«Книги, которые я буду давать тебе, можешь оставлять у себя. Пусть это будет началом твоей библиотеки. Пусть они будут твоими друзьями.» - Здесь соединены несколько важнейших ролей: книга как дар (акт передачи ценностей), как основа личного культурного пространства (библиотека) и как верный спутник (друг).

4. Противопоставление «плохого» и «настоящего» чтения (роль книги в формировании вкуса):

«Про "Заколдованную могилу", про "Храбрую шайку и атамана Кольцо"...» - Перечисление мальчиком названий - яркий пример развлекательного, «лубочного» чтения.

«Только всё это глупости... Надо читать хорошие книги, где говорится о жизни.» - Оценочное суждение дяди, которое сразу отделяет низкое от высокого.

«На-ка вот "Сказки Андерсена", это будет получше твоих "солдат" и "разбойников".» - Конкретный пример правильной книги, которая, оставаясь доступной ребёнку, несёт в себе глубокую поэзию и общечеловеческие истины.

«Я слушал и хлопал глазами. Оказывалось, мы со Степаном даром тратили пятаки.» - Момент прозрения у героя. Он осознаёт, что истинная ценность книги измеряется не деньгами и не острым сюжетом, а её внутренним содержанием.

5. Книга как источник перерождения, «искра»:

«В тот памятный вечер в моём сердце затеплилась искра.» - Центральная метафора. Книга (и встреча с дядей-библиофилом) становится тем самым первоначальным импульсом, который зажигает внутренний свет, интерес, определяющий дальнейшую жизнь.

«...всё это будило во мне тихое чувство благоговения.» - Итоговое состояние героя. Благоговение - это комплексное чувство уважения, преклонения и трепета, которое вызывает только что-то поистине великое. Таким великим и предстают перед ним книги.

6. Книга как объект тайного влечения и самостоятельного поиска (ещё до встречи с дядей):

«У меня дома уже отобрали две трёпаные книжечки и допытывались, откуда я их добыл. Но я не сказал. Я боялся, что их отберут...» - Это показывает, что потребность в книге (даже в самой низкопробной) была у героя изначально. Книга уже выполняла для него роль окна в другой, более интересный мир, пусть и искажённый. Дядя не убивает это влечение, а направляет его в правильное русло.

Сочинение 13.3

Книги – это не просто набор страниц с буквами. Они – живые проводники, способные открыть перед человеком целые миры, стать его учителями и друзьями. Настоящая литература формирует личность, зажигает в душе искру любознательности и даёт нравственные ориентиры, помогая понять, «как надо и как не надо жить».

В тексте Ивана Шмелёва эта мысль раскрывается с особой силой через образ дяди и его библиотеки. Во-первых, книга здесь показана как источник духовного опыта и мудрости, а не простое развлечение. Дядя, укоряя племянника за чтение бульварных книжек про «разбойников», говорит ключевую фразу: «Каждая из них – часть сердца человека, которого называют писателем!». Для него книга – это сгусток души автора, его переживаний и мыслей, а значит, общение с ней – это диалог с другой, более глубокой жизнью. Это прямо указывает на воспитательную и смыслообразующую роль литературы.

Во-вторых, автор показывает, как книга может стать судьбоносным другом и катализатором внутреннего перерождения. Мальчик, до этого тайком читавший «трёпаные книжечки», попадает в атмосферу почти священного трепета: в комнате «торжественно-тихо, как в пустой церкви». Дядя не просто отчитывает его, а предлагает альтернативу – дарит «Сказки Андерсена» и разрешает начать свою библиотеку, говоря: «Пусть они будут твоими друзьями». Этот момент становится для героя переломным: в его сердце, по его же словам, «затеплилась искра». Так книга выступила в роли проводника, переключившего ребёнка с пустого времяпрепровождения на путь осмысленного чтения и духовного роста.

Таким образом, книги играют в жизни человека фундаментальную роль. Они – наши главные союзники в познании мира и самих себя, хранители культуры и мудрости прошлого. Как верно показал И.С. Шмелёв, встреча с настоящей книгой может стать тем самым моментом, который зажигает внутренний свет и определяет дальнейший путь души.

Вот мы и дошли до конца этой удивительной истории Ивана Шмелёва.

Вопрос на миллион: Кто или что в вашей жизни сыграло роль такого «дяди»? Что зажгло в вас ту самую искру интереса к чему-то настоящему?

👉 Пишите в комменты 1 книгу/фильм/событие - вашу личную «искру».
Соберём каноничный список для вдумчивого старта😊