Итак, позвольте мне рассказать вам историю, неординарную во многих отношениях, историю, которая разворачивалась в сердце Индии в XIX веке. В 1838 году в семье правительниц княжества Бхопал рождается девочка, Шах Джахан-бегум. Ее бабушка и мать были сильными и самостоятельными женщинами. Они правили мусульманским государством, что было очень необычно для того времени. Как сказал Отто фон Бисмарк: "Революции готовят гении, а совершают фанатики". В данном случае, гениями реформ были эти женщины.
Джахан, единственная выжившая дочь Сикандар-бегум, унаследовала не только трон, но и твердый характер, присущий ее матери. Ее дед, убитый в 1819 году, открыл дорогу к власти ее бабушке, Кудсии-бегум, которая, в свою очередь, передала бразды правления своему зятю, Джахангиру Мохаммеду. Однако, мужское правление оказалось недолгим, смерть Джахангира в 1844 году вновь вернула власть в женские руки.
Сикандар-бегум, мать Джахан, приняла на себя узды правления, сначала как регент при малолетней дочери, а затем, при поддержке британцев, и как полноправный наваб Бхопала. Не имея формального образования, она, тем не менее, проявила себя как мудрый и дальновидный правитель.
Шах Джахан-бегум получила прекрасное домашнее образование, изучала математику и английский язык. Она не отличалась красотой, но была одарена умом, писала стихи на урду и фарси и оставила после себя несколько исторических трудов.
В 17 лет ее выдали замуж за Бака Мухаммада, образованного военного, уже имевшего двух жен. Несмотря на разницу в статусе и возрасте, брак оказался счастливым, хотя и недолгим.
После смерти матери в 1868 году, Джахан взошла на престол, продолжив политику своих предшественниц. Она открыла школы для девочек, что по тем временам было неслыханной дерзостью, и ввела обязательное образование для чиновников. "Знание — сила", – как говорил Фрэнсис Бэкон, и Шах Джахан-бегум это прекрасно понимала.
Она также была увлечена архитектурой, построила дворец Тадж-Махал в Бхопале и инициировала строительство мечети Тадж-уль-Масджид. За свои заслуги она была удостоена высшего ордена «Звезда Индии» от британского правительства.
Примечательно, что, подобно своей матери, Шах Джахан-бегум вела скромный образ жизни, что резко контрастировало с роскошью, окружающей других правителей. Ее дворец отличался аскетичной обстановкой.
Итак, спустя четыре года после смерти первого мужа, Джахан-бегум решает вновь выйти замуж. Ее избранником становится Сиддик Хасан Кхан, известный ученый и лидер мусульманской общины. Казалось бы, вот оно, счастье. Пара познакомилась на работе. Сиддик, умный и образованный, работал архивариусом и историком во дворце, а после коронации Джахан стал ее главным секретарем. Они проводили много времени вместе, и между ними вспыхнули чувства.
Сиддик Хасан уже был женат, но это никого не смутило. Тем более что к нему проявила интерес сама правительница. В 1871 году они поженились.
Но, как это часто бывает, не все были рады этому союзу. Вдова, правительница, снова выходит замуж – это шло вразрез с традициями. К тому же, приближенные Джахан опасались, что ее муж будет влиять на политику.
После женитьбы Сиддик опубликовал около 200 своих трудов по теологии, что вызвало еще больше вопросов.
Вскоре после замужества, по настоянию Сиддика, Шах Джахан-бегум стала соблюдать пурду – средневековый обычай, предписывающий женщине вести закрытый образ жизни. И тут возникает вопрос: как можно управлять княжеством, не общаясь с людьми?
Соблюдать пурду и управлять княжеством оказалось непросто. Джахан постепенно отошла от дел, передав большую часть обязанностей мужу.
Дочь Джахан, Саркар, невзлюбила отчима. Она считала его ортодоксальным мусульманином и была против того, что он заставляет ее мать соблюдать пурду. Отношения между матерью и дочерью испортились.
К тому же у Джахан были сложные отношения со свекровью, которая считала, что место женщины – в зенане, а не у власти.
Брак с Сиддиком продлился 19 лет, но детей у них не было.
Позже идеи Сиддика были признанны законными, и его деятельность привлекла внимание британских властей. В 1885 году он был свергнут и заключен под домашний арест. Ему запретили видеться с женой днем.
Джахан пыталась отстоять мужа, писала письма британским властям, но безуспешно.
Ряд историков считает, что обвинения против Сиддика были ложными и вызваны политическими соображениями.
В 1890 году Сиддик Хасан скончался от гепатита. Джахан тяжело переживала потерю любимого мужа.
Но она продолжила править княжеством, провела реформы в армии, повысила жалование военнослужащим, занималась оптимизацией налогообложения и провела первую в истории княжества перепись населения.
В последние годы у нее были сложные отношения с дочерью Саркар, которую она винила в смерти своей первой внучки.
В 1901 году Шах Джахан-бегум скончалась от рака. Ей было 63 года.
Правительницей Бхопала стала ее дочь Саркар под именем Султан Джахан-бегум, продолжившая дело матери.
Итак, более 100 лет княжество Бхопал находилось под управлением четырех сильных женщин. Они бросали вызов традициям, религиозным догмам и предрассудкам своего времени. Как гласит цитата из книги дочери Шах Джахан-бегум - Саркар Амман, 1918 год: «Мужчины наделены физической силой, чтобы зарабатывать себе на жизнь и сражаться в битвах. Женщинам были дарованы такие качества, как милосердие, сочувствие, терпимость, верность и твердость. Это делает их особенно подходящими в качестве правителей королевств, хотя, без сомнения, образование и тщательное воспитание необходимы обоим полам. Учитывая это, женщины превосходят мужчин».
История Шах Джахан-бегум – это история о любви, власти, традициях и борьбе за справедливость. История, которая заставляет задуматься о том, что действительно важно в жизни.
А теперь, если вам понравился этот рассказ, подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новые истории о людях, которые меняли мир. Вместе мы будем открывать неизведанное в истории и смотреть правде в глаза, какой бы она ни была.