Найти в Дзене
Мои страницы

А вы знаете, что наши любимые конфеты "Мишка косолапый" были ещё дореволюционным брендом?

Оглавление

Любимое лакомство. Фото автора.
Любимое лакомство. Фото автора.

Никто не будет спорить, что одними из самых любимых в нашей стране являются конфеты "Мишка косолапый".

Придя в продуктовый или кондитерский магазин, покупатель практически не думает, какое именно лакомство купить на праздник. Лично я изо всех конфет предпочтение отдаю лишь нескольким, и в том числе "Мишке косолапому". Именно эти конфеты являются российским брендом, никогда не надоедают и даже являются символом достатка.

Не только сейчас, но и в советское время наличие в новогодних подарках именно "Мишки косолапого" делало подарок исключительным, престижным и вкусным!

Конфеты "Мишка косолапый". Фото автора.
Конфеты "Мишка косолапый". Фото автора.

На днях я купила к чаю этих конфет. Восхищаясь в очередной раз их исключительным вкусом, решила узнать про историю этого лакомства. И была очень удивлена тем, что конфетам этим более ста лет и они, оказывается, были ещё дореволюционным брендом.

Конфеты "Мишка косолапый". Фото автора.
Конфеты "Мишка косолапый". Фото автора.

Дореволюционный бренд

"Мишка Косолапый" - самая старая конфета из производимых на фабрике "Красный Октябрь". «Мишку косолапого» там выпускали с 1913 года. Однако "Мишкой" он стал значительно раньше.

Конфета, как и ее упаковка, появилась в позапрошлом веке и до нас практически неизменными дошли и рецепт, и фантик. А дело было так.

В XIX веке ни конфеты, ни шоколад не имели названия. Шоколад обозначался цифрами и упаковывался в фольгу. Покупатели различали его либо по номерам, либо по цвету фольги. Так же и с конфетами. Они назывались пралиновые – пралине это миндаль, растертый с сахаром с добавлением какао-масла. Начинка – между двумя хрустящими вафлями, покрытая шоколадом.

Конфета "Мишка косолапый" в разрезе. Фото автора.
Конфета "Мишка косолапый" в разрезе. Фото автора.

Миндаль, растертый с сахаром, был очень распространенным лакомством в Германии, на родине Фердинанда Теодора фон Эйнема, основателя фабрики "Эйнемъ" ещё при царе Горохе. Решил он производить традиционное немецкое лакомство в России, чтобы всегда пить чай, как дома. Однако, очень скоро стало ясно, что именно эта конфета пользуется огромным спросом, увеличивая тем самым капитал владельца.

Конфеты "Мишка косолапый". Фото автора.
Конфеты "Мишка косолапый". Фото автора.

История обертки

Перед написанием картины «Утро в сосновом лесу» (1889) знаменитый художник Иван Иванович Шишкин вдохновился природой острова Гордомля на озере Селигер. С изображением животных и людей у Шишкина не ладилось, поэтому к нему на помощь пришел Константин Савицкий, остро нуждавшийся в деньгах. Именно он нарисовал четырех медведей, которые лазают по рухнувшему дереву (хотя изначально Шишкин планировал изобразить зайцев).

"Утро в сосновом лесу". Художник - И. Шишкин. Фото из открытых источников.
"Утро в сосновом лесу". Художник - И. Шишкин. Фото из открытых источников.

Картину сразу же купил Павел Третьяков, который стер с нее подпись Савицкого скипидаром. Коллекционер объяснил, что работу прислал Шишкин, а о втором художнике ему не сказали. Начиная от замысла и кончая исполнением, все в картине говорило о манере живописи, о творческом методе, свойственных именно Шишкину. Так говорил Третьяков.

За картину Шишкин получил 4 тыс. руб., из которых одну тысячу отдал Савицкому. Тот обиделся, что гонорар поделили не пополам, и заявил, что его медведи занимают центральное место в картине, а лес Шишкина служит лишь фоном. Больше художники не дружили.

Как именно договорились Эйнем и Третьяков, доподлинно неизвестно, однако факт остается фактом: мишки в сосновом лесу перекочевали с картины на фантик. Есть мнение, что руководителю «Эйнема» Юлиусу Гейсу (совладелец марки "Эйнемъ") принесли на пробу конфету из миндального пралине между слоями вафель, покрытую шоколадной глазурью.

Конфета "Мишка косолапый" в разрезе. Фото автора.
Конфета "Мишка косолапый" в разрезе. Фото автора.

По легенде, в кабинете Гейса висела репродукция картины Шишкина и Савицкого «Утро в сосновом лесу». Пробуя конфету и глядя на изображение, предприниматель придумал название лакомства и оформление фантика.

Правда, утверждал макет уже сын Юлиуса Гейса Владимир, вставший во главе фабрики после смерти отца. Макет фантика разрабатывал художник упаковок Мануил Андреев. Он взял за основу сюжет "Утра в сосновом лесу" и поместил его на бирюзовый фон в вертикальном прямоугольнике. Шедевр стал соответствовать шедевру - уж слишком вкусны были конфеты! Обёртка с картиной маститого художника очень здорово подчеркнула их незабываемый вкус! Так создан был для фабрики "Эйнемъ" своеобразный фирменный знак соответствия одного шедевра другому.

Первоначальная обертка конфеты "Мишка косолапый. Фото из открытых истояников.
Первоначальная обертка конфеты "Мишка косолапый. Фото из открытых истояников.

По бокам художник нарисовал вифлеемские звезды и логотип фабрики с гербом царской России, а остальное пространство заполнил орнаментом из елочек на голубом фоне, ведь эти конфеты часто покупались для рождественских подарков. Но самое любопытное заключается в том, что религиозная символика сохранилась и в советское время.

Название конфеты, видимо, родилось вместе с дизайном фантика. Когда это произошло - точно сказать сложно, но на исторической этикетке присутствует герб российской империи – отличительный знак победителя художественно-промышленной ярмарки в Нижнем Новгороде (1896). Это означает, что в промежуток  между концом 1880-х и серединой 1890-х годов эта конфета уже была в продаже с этой оберткой и названием.

Самые дорогие конфеты

В честь пятилетия революции в 1922 году фабрика «Эйнемъ» получила название «Красный Октябрь», но на этикетках и в рекламе всегда в скобках писали «бывшая «Эйнемъ». И действительно, вплоть до начала 1930-х годов это название служило хорошим стимулом для покупателей, которые помнили дореволюционный бренд. Подлинный фантик "Мишки косолапого" рубежа XIX-XX веков мы имеем благодаря труду людей, которые смогли "выловить" его на аукционах. Его можно увидеть в музее истории шоколада и какао "МИШКА" в Москве. В собрании музея находится и обертка начала 1920-х годов с агитационной надписью пера Владимира Маяковского: "Если хочешь кушать "Мишку", заведи себе "Сберкнижку".

Часть обертки 20-х годов с логотипом Владимира Маяковского. Фото из открытых источников.
Часть обертки 20-х годов с логотипом Владимира Маяковского. Фото из открытых источников.

Это было единственным нововведением советской эпохи, бирюзовый фон и медведи остались на месте. "Мишки косолапые" были самыми дорогими конфетами в СССР. Их цена доходила до семи рублей за килограмм в 80-е годы.

Конфеты "Мишка косолапый". Фото автора.
Конфеты "Мишка косолапый". Фото автора.

После войны главным художником фабрики стал ученик Андреева Леонид Челноков. Он упростил изначальный вариант обертки «Мишки косолапого», сделав «елочки» бирюзовыми и убрав вифлеемские звезды. В 1958 году обертка с медведями завоевала гран-при на всемирной выставке в Брюсселе. Дизайн фантика почти не менялся с 50-х годов — разве что недавно в верхней части композиции появился ярко-красный логотип кондитерской фабрики.

Современный фантик конфеты. Фото автора.
Современный фантик конфеты. Фото автора.

В советские годы конфеты не были запатентованы, поэтому их копировали многие фабрики — как в СССР, так и за границей. Свои «Мишки» существовали даже в США. Также появлялось много аналогов со схожими названиями и составом — «Мишутка», «Мишка на поляне», «Мишки в лесу», «Мишка-топтыжка» и другие.

Но с 90-х годов двадцатого века патент был закреплен за фабрикой «Красный октябрь». Фабрика сохранила не только оригинальное название, но и рецептуру конфет, так что можно быть уверенными в том, что даже сейчас мы лакомимся точно такими же конфетами, какие вкушали дети и взрослые в дореволюционной России. В настоящее время килограмм этих конфет стоит около 1000 руб.

Мало кто знает, что состав этих конфет стал причиной появления еще одной популярной шоколадной марки. Как известно, с самого начала в начинку «Мишки» клали миндаль — не самый дешевый и распространенный в СССР ингредиент. Однако масштабы выпуска этих конфет порой превосходили запасы импортного миндаля. В этой связи родилась идея заменить его на арахис. Но разница во вкусе оказалась заметной. Поэтому родившиеся в результате этого эксперимента конфеты получили новое имя — «Красная шапочка».

Если понравился материал - поставьте лайк. Подписаться не забыли?

Помочь каналу донатом можно по ссылке здесь.

Еще много интересного будет у нас!

Пишу и пишу для вас.