Никто не будет спорить, что одними из самых любимых в нашей стране являются конфеты "Мишка косолапый".
Придя в продуктовый или кондитерский магазин, покупатель практически не думает, какое именно лакомство купить на праздник. Лично я изо всех конфет предпочтение отдаю лишь нескольким, и в том числе "Мишке косолапому". Именно эти конфеты являются российским брендом, никогда не надоедают и даже являются символом достатка.
Не только сейчас, но и в советское время наличие в новогодних подарках именно "Мишки косолапого" делало подарок исключительным, престижным и вкусным!
На днях я купила к чаю этих конфет. Восхищаясь в очередной раз их исключительным вкусом, решила узнать про историю этого лакомства. И была очень удивлена тем, что конфетам этим более ста лет и они, оказывается, были ещё дореволюционным брендом.
Дореволюционный бренд
"Мишка Косолапый" - самая старая конфета из производимых на фабрике "Красный Октябрь". «Мишку косолапого» там выпускали с 1913 года. Однако "Мишкой" он стал значительно раньше.
Конфета, как и ее упаковка, появилась в позапрошлом веке и до нас практически неизменными дошли и рецепт, и фантик. А дело было так.
В XIX веке ни конфеты, ни шоколад не имели названия. Шоколад обозначался цифрами и упаковывался в фольгу. Покупатели различали его либо по номерам, либо по цвету фольги. Так же и с конфетами. Они назывались пралиновые – пралине это миндаль, растертый с сахаром с добавлением какао-масла. Начинка – между двумя хрустящими вафлями, покрытая шоколадом.
Миндаль, растертый с сахаром, был очень распространенным лакомством в Германии, на родине Фердинанда Теодора фон Эйнема, основателя фабрики "Эйнемъ" ещё при царе Горохе. Решил он производить традиционное немецкое лакомство в России, чтобы всегда пить чай, как дома. Однако, очень скоро стало ясно, что именно эта конфета пользуется огромным спросом, увеличивая тем самым капитал владельца.
История обертки
Перед написанием картины «Утро в сосновом лесу» (1889) знаменитый художник Иван Иванович Шишкин вдохновился природой острова Гордомля на озере Селигер. С изображением животных и людей у Шишкина не ладилось, поэтому к нему на помощь пришел Константин Савицкий, остро нуждавшийся в деньгах. Именно он нарисовал четырех медведей, которые лазают по рухнувшему дереву (хотя изначально Шишкин планировал изобразить зайцев).
Картину сразу же купил Павел Третьяков, который стер с нее подпись Савицкого скипидаром. Коллекционер объяснил, что работу прислал Шишкин, а о втором художнике ему не сказали. Начиная от замысла и кончая исполнением, все в картине говорило о манере живописи, о творческом методе, свойственных именно Шишкину. Так говорил Третьяков.
За картину Шишкин получил 4 тыс. руб., из которых одну тысячу отдал Савицкому. Тот обиделся, что гонорар поделили не пополам, и заявил, что его медведи занимают центральное место в картине, а лес Шишкина служит лишь фоном. Больше художники не дружили.
Как именно договорились Эйнем и Третьяков, доподлинно неизвестно, однако факт остается фактом: мишки в сосновом лесу перекочевали с картины на фантик. Есть мнение, что руководителю «Эйнема» Юлиусу Гейсу (совладелец марки "Эйнемъ") принесли на пробу конфету из миндального пралине между слоями вафель, покрытую шоколадной глазурью.
По легенде, в кабинете Гейса висела репродукция картины Шишкина и Савицкого «Утро в сосновом лесу». Пробуя конфету и глядя на изображение, предприниматель придумал название лакомства и оформление фантика.
Правда, утверждал макет уже сын Юлиуса Гейса Владимир, вставший во главе фабрики после смерти отца. Макет фантика разрабатывал художник упаковок Мануил Андреев. Он взял за основу сюжет "Утра в сосновом лесу" и поместил его на бирюзовый фон в вертикальном прямоугольнике. Шедевр стал соответствовать шедевру - уж слишком вкусны были конфеты! Обёртка с картиной маститого художника очень здорово подчеркнула их незабываемый вкус! Так создан был для фабрики "Эйнемъ" своеобразный фирменный знак соответствия одного шедевра другому.
По бокам художник нарисовал вифлеемские звезды и логотип фабрики с гербом царской России, а остальное пространство заполнил орнаментом из елочек на голубом фоне, ведь эти конфеты часто покупались для рождественских подарков. Но самое любопытное заключается в том, что религиозная символика сохранилась и в советское время.
Название конфеты, видимо, родилось вместе с дизайном фантика. Когда это произошло - точно сказать сложно, но на исторической этикетке присутствует герб российской империи – отличительный знак победителя художественно-промышленной ярмарки в Нижнем Новгороде (1896). Это означает, что в промежуток между концом 1880-х и серединой 1890-х годов эта конфета уже была в продаже с этой оберткой и названием.
Самые дорогие конфеты
В честь пятилетия революции в 1922 году фабрика «Эйнемъ» получила название «Красный Октябрь», но на этикетках и в рекламе всегда в скобках писали «бывшая «Эйнемъ». И действительно, вплоть до начала 1930-х годов это название служило хорошим стимулом для покупателей, которые помнили дореволюционный бренд. Подлинный фантик "Мишки косолапого" рубежа XIX-XX веков мы имеем благодаря труду людей, которые смогли "выловить" его на аукционах. Его можно увидеть в музее истории шоколада и какао "МИШКА" в Москве. В собрании музея находится и обертка начала 1920-х годов с агитационной надписью пера Владимира Маяковского: "Если хочешь кушать "Мишку", заведи себе "Сберкнижку".
Это было единственным нововведением советской эпохи, бирюзовый фон и медведи остались на месте. "Мишки косолапые" были самыми дорогими конфетами в СССР. Их цена доходила до семи рублей за килограмм в 80-е годы.
После войны главным художником фабрики стал ученик Андреева Леонид Челноков. Он упростил изначальный вариант обертки «Мишки косолапого», сделав «елочки» бирюзовыми и убрав вифлеемские звезды. В 1958 году обертка с медведями завоевала гран-при на всемирной выставке в Брюсселе. Дизайн фантика почти не менялся с 50-х годов — разве что недавно в верхней части композиции появился ярко-красный логотип кондитерской фабрики.
В советские годы конфеты не были запатентованы, поэтому их копировали многие фабрики — как в СССР, так и за границей. Свои «Мишки» существовали даже в США. Также появлялось много аналогов со схожими названиями и составом — «Мишутка», «Мишка на поляне», «Мишки в лесу», «Мишка-топтыжка» и другие.
Но с 90-х годов двадцатого века патент был закреплен за фабрикой «Красный октябрь». Фабрика сохранила не только оригинальное название, но и рецептуру конфет, так что можно быть уверенными в том, что даже сейчас мы лакомимся точно такими же конфетами, какие вкушали дети и взрослые в дореволюционной России. В настоящее время килограмм этих конфет стоит около 1000 руб.
Мало кто знает, что состав этих конфет стал причиной появления еще одной популярной шоколадной марки. Как известно, с самого начала в начинку «Мишки» клали миндаль — не самый дешевый и распространенный в СССР ингредиент. Однако масштабы выпуска этих конфет порой превосходили запасы импортного миндаля. В этой связи родилась идея заменить его на арахис. Но разница во вкусе оказалась заметной. Поэтому родившиеся в результате этого эксперимента конфеты получили новое имя — «Красная шапочка».
Если понравился материал - поставьте лайк. Подписаться не забыли?
Помочь каналу донатом можно по ссылке здесь.
Еще много интересного будет у нас!
Пишу и пишу для вас.