Найти в Дзене
ИСТОРИЯ КИНО

«Подпольные» кинопоказы в СССР: как это было

«МВД СССР докладывает, что выявлена группа студентов высших учебных заведений и неработающей молодежи, которая с целью получения нетрудового дохода, частным порядком организовывала в ряде институтов и учреждений Москвы показ снятых с экрана или запрещенных иностранных и отечественных кинофильмов". «Подпольные» кинопоказы в СССР 1956-1957 годов В самом начале «оттепели» - в 1956/1957 годах - в Москве были организованы своего рода «подпольные» кинопоказы. Доклад министра внутренних дел СССР Н.П. Дудорова (1906-1977) в ЦК КПСС и Совет министров СССР от 30.04.1957 года: «МВД СССР докладывает, что Управлением внутренних дел исполкома Моссовета выявлена группа студентов высших учебных заведений и неработающей молодежи, которая с целью получения нетрудового дохода, частным порядком организовывала в ряде институтов и учреждений гор. Москвы показ снятых с экрана или запрещенных иностранных и отечественных кинофильмов. Организатором этой группы является Гуляев С.М., 1937 года рождения, без оп
Оглавление

«МВД СССР докладывает, что выявлена группа студентов высших учебных заведений и неработающей молодежи, которая с целью получения нетрудового дохода, частным порядком организовывала в ряде институтов и учреждений Москвы показ снятых с экрана или запрещенных иностранных и отечественных кинофильмов".

«Подпольные» кинопоказы в СССР 1956-1957 годов

В самом начале «оттепели» - в 1956/1957 годах - в Москве были организованы своего рода «подпольные» кинопоказы.

Доклад министра внутренних дел СССР Н.П. Дудорова (1906-1977) в ЦК КПСС и Совет министров СССР от 30.04.1957 года:

«МВД СССР докладывает, что Управлением внутренних дел исполкома Моссовета выявлена группа студентов высших учебных заведений и неработающей молодежи, которая с целью получения нетрудового дохода, частным порядком организовывала в ряде институтов и учреждений гор. Москвы показ снятых с экрана или запрещенных иностранных и отечественных кинофильмов. Организатором этой группы является Гуляев С.М., 1937 года рождения, без определенных занятий, судимый в текущем году на 1 год ИТР за подделку документов при поступлении в техникум.

В состав возглавляемой Гуляевым группы входили:

- Скрипченко В.И., 1939 года рождения, член ВЛКСМ, студент Московского нефтяного института, отец которого Коган И.М. работает начальником отдела завода N315, а мать Скрипченко Е.С. — старшим научным сотрудником Московского филиала ВНИИЖ;

- Табачник Г.Д., 1932 года рождения, член ВЛКСМ, лаборант военной кафедры МГУ, студент ВЮЗИ;

- Гренадеров Л. П., 1938 года рождения, член ВЛКСМ, студент Московского института цветных металлов и золота;

- Александров Ю. В., 1938 года рождения, студент-заочник Всесоюзного заочного института пищевой промышленности, отец которого Александров В.Н., полковник Советской Армии, работает в Министерстве обороны СССР;

- Якубович М. В., 1937 года рождения, неработающий, отец которого Якубович В.С., подполковник Советской Армии, работает начальником КЭЧ Ленинградского района города Москвы;

- Румянцев Ф. Я., 1932 года рождения, студент-заочник 1-го Московского городского педагогического института иностранных языков, мать которого работает директором средней школы N255;

- Рычков Ю. Н., 1935 года рождения, неработающий, сын бывшего министра юстиции СССР, и другие» (Дудоров, 1957).

Далее в докладе министра внутренних дел СССР Н.П. Дудорова сообщалось в ЦК КПСС и Совет министров СССР, что:

«Гуляев с помощью своей матери Ахундовой М.Р., работающей инокорреспондентом Техпромимпорта Министерства внешней торговли СССР, приобрел узкопленочный проекционный киноаппарат. … С помощью Скрипченко, Табачника, Александрова, Румянцева, Якубовича, Гренадерова, Рычкова и других Гуляев договаривался с представителями институтов и учреждений о демонстрации того или иного фильма за плату, выдавая себя за представителя "Главкинопроката" и "Мосэстрады". Такие сеансы состоялись в МГУ, 1-м и 2-м Медицинском институтах, Архитектурном институте, Высшем техническом училище имени Баумана, Инженерно-строительном институте имени Куйбышева, Нефтяном институте, Институте цветных металлов и золота, Полиграфическом институте, Инженерно-экономическом институте, Торфяном институте, Полиграфическом техникуме и других. … Помимо показа запрещенных и снятых с демонстрирования кинофильмов Гуляев и его соучастники организовывали в этих институтах выступления музыкантов, исполнявших перед началом киносеансов жанровые музыкальные произведения и так называемую "стильную" музыку. Эти своеобразные джазы состояли из 4-6 человек, преимущественно из числа любителей музыки или свободных от работы музыкантов, с которыми предварительно договаривались участники группы Гуляева, платя им за выступление 500-1000 рублей...

6 и 7 марта сего года на вечере молодежи в Инженерно-строительном институте имени Куйбышева Гуляевым были показаны две кинокартины "Большой вальс" и "Серенада Солнечной долины", за что он получил 1600 рублей. … В Высшем техническом училище имени Баумана в марте этого года Гуляев демонстрировал фильм "Большой вальс", за что получили Гуляев и Румянцев 500 рублей, а Рычков за организации выступления оркестра — 800 рублей. … Для организации и проведения аналогичных вечеров отдыха с привлечением джазов, участников которых набирали с улицы, арендовались помещения Дворца Спорта стадиона имени Ленина, а также московских институтов: авиационно-технологического, авиационного имени Орджоникидзе, инженерно-физического, энергетического, автомеханического, химико-технологического имени Менделеева и ряда других. …

… Непосредственными поставщиками кинофильмов Гуляеву являлись: Миллер Г.Т., 1918 года рождения, работающий адвокатом Московской областной коллегии адвокатов и др. … У Миллера изъяты 24 кинофильма, из них: "Судьба солдата в Америке", "Граф Монте Кристо", "Девушка моей мечты"… и другие, а также большое количество киножурналов американского производства с показом отдельных выступлений джазов, зачастую весьма низкопробных по своему содержанию. … Френкель заявил, что ему примерно в 1944 году один из сотрудников американского посольства, фамилию которого он не помнит, подарил кинофильм "Большой вальс", который он в начале года продал за 700 рублей Гуляеву… Часть кинофильмов, как установлено при расследовании, похищается с баз кинопроката. Так, в конце 1956 года с Московской базы кинопроката была похищена новая копия французского фильма "Идол"…» (Дудоров, 1957).

Деятельность организаторов такого рода «подпольных», не санкционированных Властью кинопоказов закончилась печально:

«Деятельность группы Гуляева была прервана в связи с арестом Гуляева, Табачника и Румянцева. Обыском у Гуляева и его соучастников изъято более 150 различных иностранных и отечественных кинофильмов, а также отдельных фрагментов и целых фильмов, завезенных в СССР нелегальным путем. …

…В процессе расследования также установлено, что отдельные лица имеют в своем пользовании большое количество кинокартин иностранного и отечественного производства, приобретенных незаконным путем, которые они продают, обменивают и по просьбам предоставляют для демонстраций. Так, при допросе Гуляев, Никитина, Кавуновский и другие показали, что большое количество кинофильмов иностранного и отечественного производства имеется у член-корреспондента Академии Наук СССР, зав. лабораторией Физического института имени Лебедева — Алиханяна А.И., Флеровой М.Н. — жены начальника отдела Атомного института Академии Наук СССР, академика Арцимовича Л.А. и ряда других» (Дудоров, 1957).

В итоге организаторы «преступной группы» незаконных показов были осуждены на разные сроки заключения… Академики и членкорры, разумеется, не пострадали…

Итак, фильмы для «подпольных показов» 1956-1957 годов в основном состояли из коллекции так называемых «трофейных» фильмов, которые демонстрировались в советских в кинотеатрах до 1955 года, но затем были изъяты из массового проката.

Записка Отдела культуры ЦК КПСС «Об улучшении практики отбора и проката зарубежных кинофильмов»

Записка отдела культуры ЦК КПСС, 8 сентября 1959 г.

«За последние годы Министерство культуры СССР в значительных размерах увеличивает приобретение иностранных кинофильмов и прокат их в кинотеатрах нашей страны. В 1955 году было выпушено на советский экран 63 иностранных кинофильма, а в 1958 году — 113.

Министерство культуры планирует дальнейшее расширение покупки иностранных кинофильмов. В текущем году оно намерено купить в зарубежных странах 125—130, а в 1960 году 160 кинофильмов.

При таком подходе к делу в предстоящем году наши кинотеатры выпустят на экраны 120 отечественных и 160 иностранных фильмов. Таким образом, внимание советских зрителей неизбежно будет направлено в преобладающей степени в сторону тем и идей, не связанных с задачами коммунистического строительства, осуществлением которых занят советский народ.

Среди приобретенных фильмов капиталистических стран имеются картины, представляющие интерес в художественном и познавательном отношениях. В их числе такие фильмы, как «Машинист», «Под небом Сицилии», «Повесть о бедных влюбленных» (Италия), «Адрес неизвестен» (Франция), «Сводные братья» (Япония), «Смерть велосипедиста», «Главная улица» (Испания). Приобретение фильмов в буржуазных странах к тому же является одним из важных условий, открывающих возможности для продвижения наших кинофильмов в эти страны.

Вместе с тем необходимо отметить, что в деле приобретения зарубежных фильмов и организации проката их в наших кинотеатрах имеются серьезные недостатки. При решении вопроса о покупке зарубежных кинофильмов Министерство культуры СССР и комиссия по отбору фильмов капиталистических стран не проявляют достаточной требовательности в оценке идейно-художественного качества картин и целесообразности показа их в наших кинотеатрах.

В результате на экранах появляются такие иностранные фильмы, в которых в идеализированном, выгодном для буржуазии освещении преподносится жизнь современного капиталистического мира, проповедуются идеи классового мира: «Фейерверк» (ФРГ), «Наш сын адвокат» (Португалия), «Моя дочь живет в Вене», «Золотая симфония», «Моя жена любит музыку», «Антон и Кнопка» (Австрия), «Жених для Лауры» (Аргентина).

По установившейся в органах кинопроката практике заграничные фильмы, даже слабые в идейно-художественном отношении, распространяются такими же тиражами, как и наши советские фильмы.

Вот несколько примеров о тиражах типичных буржуазных кинокартин. Фильм «Жених для Лауры» выпущен тиражом в 1336 копий, «Любовное свидание» — 1234 копии, «Фанфары любви» — 1012 копий, «Жизнь или смерть» — 1174.

В таких же или меньших тиражах выпущены многие хорошо принятые нашей общественностью советские кинофильмы. Фильм «Орленок» выпущен в количестве 1066 копий, «По путевке Ленина» — 698 копий, «Огненные версты» — 935 копий, «Рожденные бурей» — 1285 копий.

Имеется немало случаев, когда работники кинопроката и кинофикации, кинотеатров и клубов, составляя репертуар кинотеатров, отдают предпочтение зарубежным фильмам.

Так, например, в Москве в кинотеатре «Колизей» хорошие советские фильмы: «Дело было в Пенькове», «Дорогой мой человек» и «Красные листья» демонстрировались по 7 дней, а пустой французский фильм «Казимир» — 15 дней. В кинотеатре «Уран» кинофильм «Дорогой мой человек» шел всего два дня, «Красные листья» — 3 дня, а французский фильм «Колдунья» — 4 дня.

Подобные факты не являются исключением. Управление кинофикации и проката Министерства культуры СССР при тиражировании и прокате зарубежных фильмов нередко руководствуется чисто коммерческими соображениями, рассматривая эти кинокартины лишь с точки зрения выгодности их проката. Но практика показывает, что советские фильмы дают значительно большие сборы, чем зарубежные.

Так, в среднем лучший советский фильм дает за год проката около 54 миллионов рублей валового сбора, а зарубежные картины — около 34 миллионов рублей.

При заключении соглашений с буржуазными кинофирмами предусматриваются равные условия проката заграничных кинофильмов в Советском Союзе и советских фильмов за границей. На самом же деле наши фильмы за рубежом, как правило, показываются в ограниченном количестве кинотеатров. Это обстоятельство не учитывается нашими органами кинопроката.

В Москве, например, каждый новый советский фильм одновременно выпускается в 30—32 кинотеатрах и клубах. Большинство буржуазных фильмов выпускается в таком же количестве кинотеатров. Фильм «Разбитые мечты» был одновременно выпущен в 32 кинотеатрах, фильм «Казимир» и «Колдунья» — в 30 кинотеатрах.

Показательны данные по расходу пленки. В 1958 году на печать художественных фильмов было израсходовано 306,6 млн. метров пленки, в том числе на печать зарубежных фильмов 94,7 млн. метров или около одной трети от общего количества. За 6 месяцев 1959 года на печать художественных фильмов израсходовано 172 млн. метров пленки, из них 52 млн. на иностранные художественные фильмы.

Серьезные недостатки имеют место и в деле подготовки зарубежных кинофильмов к выпуску на экраны страны. Министерство культуры не уделяет необходимого внимания редактированию иностранных фильмов. В то время, как наши фильмы за границей подвергаются тщательному редактированию, у нас бывает так, что работники аппарата Министерства культуры не считаются с рекомендациями комиссии по закупке фильмов об изъятии тех или иных кадров из заграничных фильмов.

В настоящее время Министерство культуры СССР осуществляет дублирование всех без исключения зарубежных фильмов, хотя в этом нет необходимости. Некоторые фильмы, в частности музыкальные картины, можно было бы выпускать с субтитрами или с речевым переводом за кадром. Между тем, Министерство культуры СССР нередко расходует значительные суммы на дублирование фильмов буржуазных стран, не представляющих интереса.

Обращает на себя внимание то обстоятельство, что наша печать крайне редко выступает с критическими статьями о зарубежных фильмах. Очень плохо работает в этом отношении «Московская кинонеделя». Журнал «Советский экран» огульно расхвалил фильм «Жених для Лауры», не отметив неприемлемость для нас некоторых идей этого фильма. В журнале «Искусство кино» за последние полтора года напечатаны всего две критические статьи, посвященные разбору буржуазных фильмов, показанных в Советском Союзе. Следует отметить, что журнал не дает анализа состояния современной зарубежной кинематографии, обходит острые идейные вопросы в этой области.

ЦК КПСС уже обращал внимание Министерства культуры СССР на неудовлетворительную организацию покупки и проката заграничных фильмов и предложил устранить имевшиеся в этом деле недостатки.

Министерство культуры не сделало для себя необходимых выводов из указаний ЦК КПСС. В связи с тем, что в организации покупки и проката заграничных фильмов до сих пор имеются крупные недостатки, Отдел культуры просит ЦК КПСС принять по этому вопросу решение. Проект Постановления ЦК КПСС прилагается».

Зав. Отделом культуры ЦК КПСС Д. Поликарпов, инструктор Отдела Н. Орехова.