Найти в Дзене
ИСТОРИЯ КИНО

"Даки" и "Колонна": разные мнения

Даки / Dacii / Les Guerriers. Румыния–Франция, 1966. Режиссёр Серджиу Николаеску. Сценарист Титус Попович. Актеры: Амза Пелля, Пьер Брис, Мари-Жозе Нат, Эмиль Ботта, Дьёрдь Ковач, Жорж Маршаль, Джо Бартон, Серджиу Николаеску и др. В СССР – с 16 июня 1969. Повторный прокат в СССР – с 17 августа 1985. В СССР – 23,5 млн. зрителей за первый год демонстрации. Прокат в Румынии – 13,1 млн. зрителей.

Даки / Dacii / Les Guerriers. Румыния–Франция, 1966. Режиссёр Серджиу Николаеску. Сценарист Титус Попович. Актеры: Амза Пелля, Пьер Брис, Мари-Жозе Нат, Эмиль Ботта, Дьёрдь Ковач, Жорж Маршаль, Джо Бартон, Серджиу Николаеску и др. В СССР – с 16 июня 1969. Повторный прокат в СССР – с 17 августа 1985. В СССР – 23,5 млн. зрителей за первый год демонстрации. Прокат в Румынии – 13,1 млн. зрителей.

Режиссер Серджиу Николаеску (1930-2013) за свою карьеру поставил три десятка фильмов разных жанров, среди которых были масштабные костюмно-исторические постановки («Даки», «Михай Храбрый» и др.), вестерны («Прерия», «Последний из могикан», «Зверобой», «Приключения на берегах Онтарио»). Но наибольшую любовь советских зрителей этому режиссеру принесла детективная ретросерия о борьбе с преступностью в послевоенной Румынии, начатая со стильного фильма «Чистыми руками».

Римская империя против даков. Пеплум Серджиу Николаеску под названием «Даки» был одним самых дорогостоящих кинематографических проектов в Румынии 1960-х и пользовался большим успехов — как у румынских, так и советских зрителей.

Советская кинопресса отнеслась к «Дакам» вполне благосклонно.

Кинокритики Инна Соловьева (1927-2024) и Вера Шитова (1927-2002) писали на страницах журнала «Искусство кино» о фильме «Даки» так:

«Существует понятие мировых стандартов. В науке и на производстве это очень уважаемое понятие. Фильм «Даки» отвечает мировым стандартам «большого исторического фильма». Суперколоссс не из самых крупных, но вполне добросовестный. По отношению к положенным в его основу былым событиям едва ли не из самых добросовестных — притом что вообще-то у постановщиков, работающих в этом жанре, даже у самых сведущих, всегда прорывается едва ли не болезненная потребность в отсебятинах-анахронизмах: они с такой же одержимостью втискивают на экран персонажей со школьно-известными именами, как и нарушают всякую хронологическую правдоподобность их появления (допустим, в «Спартаке» откуда ни возьмись — жирный и цинический старик Гай Гракх, в истории погибший молодым и суровым героем гражданских доблестей лет за пятьдесят до восстания фракийца...).

Серджиу Николаеску с фактами и именами вежлив… Фильму присуща мера в постановочном размахе и скромная тщательность во всем — от исторических костюмов до следования канонам жанра. Никакого «соревнования с Вандербильдтихой», соорудившей «Клеопатру», никакого состязания в расходах и блеске приглашенных звезд, но ясное знание, что фильмы такого рода не получаются без известных актеров (и у румын играет Мари-Жозе Нат) и, главное, без накопления «массы»… Картина вся выполнена со знанием дела и чисто. Она не притворяется ничем другим, есть то, что она есть. Не выдает себя за реконструкцию прошлого, не предается философствованиям над истоками национального характера, как не предается и проблемам иным. В ней есть отлично слаженные ударные сцены, опять же не соревнующиеся с бравурной классикой гонки колесниц и морского боя из «Бен-Гура» или другой гонки колесниц из «Падения Римской империи», но знающие их опыт и успех. Так снята сцена засады и разгрома римской конницы в ущелье. Очень хороша особая подлинность — подлинность чистой работы постановщика и спортсменов, работы, чистота которой не запятнана настоящей кровью животных и где самый жестокий, самый ближний план боя всегда сохраняет благородный оттенок своей почти балетной разыгранности. «Даки» принадлежат кинематографу открытой условности. В таком качестве эту картину можно принимать или не принимать» (Соловьева, Шитова, 1967: 116).

Уже в XXI веке кинокритик Денис Горелов отметил, что, «кажется, Николаеску сделал для своих даже больше, чем де Голль для побитых французов, хотя куда уж больше. Даки молчаливы и мужественны. Они говорят пословицами и ни перед кем не ломают лыжной шапки-«петушка». Они, как митьки, никого не хотят победить, но все время побеждают. … Как и индейская серия, это было кино несказанно красивого жеста» (Горелов, 2019: 155-156).

Киновед Александр Федоров

-2

Колонна / Columna. Румыния-ФРГ, 1967. Режиссер Мирчя Дрэган. Сценарист Титус Попович. Актеры: Ричард Джонсон, Антонелла Луальди, Иларион Чобану, Амедео Наццари, Амза Пелля, Франко Интерленги, Флорин Пьерсик и др. Прокат в СССР – с 3 августа 1970: 19,4 млн. зрителей за первый год демонстрации. Прокат в Румынии: 10,5 млн. зрителей.

Режиссер Мирчя Дрэган (1932-2017) ставил фильмы разных жанров, включая исторические драмы («Колонна», «Род Шоймаров», «Братья Ждер», «Штефан Великий»). Но самым популярным его фильмом в СССР стала историческая драма «Колонна», как бы продолжающая историю, рассказанную в фильме «Даки».

… 106 год нашей эры. Война Римской империи захватывают столицу даков. Римский император Траян получает отрубленную голову царя даков Децебала… А дальше в фильме возникает горькая мысль о безысходности проигравшей гордой нации, которой приходится подчиниться победителям…

В год выхода этого фильма в советский кинопрокат кинокритик и сценарист Владлен Кагарлицкий (1924-1998) напоминал читателям, что «это было время, когда приближался закат Римской империи, но великий Рим еще был в состоянии завоевывать новые земли и новые народы. … В фильме, очень помпезном и в тоже время сурово реалистичном, много истине волнующих эпизодов. Вот сцена тайной воинской учебы юных дакийцев. За промах в стрельбе из лука достается даже внуку великого Децебала. Мальчики не плачут от наказаний, и когда приходит их час, достойно показывают себя в бою. Сложна линия взаимоотношений Тиберия и знатной дакийки Андрады. Оставшийся строить в горах крепость Тиберий против насилия, он хочет подружиться с местным населением, сделать его своим помощником. Отчасти Тиберию это удается — Однорукий и его друзья становятся верными слугами Тиберия. Но гордая Андрада долго не поддается на его уговоры. И даже когда она полюбила благородного римлянина, ей больно переносить то, что он и сына назвал римским именем, и все окрест хочет переделать на римский лад…» (Кагарлицкий, 1970).

Киновед Александр Федоров