Найти в Дзене

Как выполнить домашнее задание по теме ПРАВОПИСАНИЕ СУФФИКСОВ И ПРИСТАВОК

Как уже упоминалось, помимо правописания различных букв в корне слов, в русском языке возникают вопросы по написанию приставок и суффиксов. Здесь важно знать, что в большинстве случаев эти части слова являются неизменяемыми и пишутся одинаково. Как правильно – учимся на примерах из упражнений, а также запоминаем новые орфограммы. Сперва разбираемся с суффиксами. Задания взяты из учебника по русскому языку для третьего класса, часть 1. Авторы – В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, 2023 год. Программа – Школа России. Задание 243 Как выполнить задание ° В различных приставках и суффиксах есть буквы, написание которых может быть под сомнением. Это орфограммы. Их правильное написание следует запомнить раз и навсегда. Выбираем приставки, подчеркиваем буквы, написание которых надо запомнить: Выбираем суффиксы, подчеркиваем буквы, написание которых надо запомнить: ° Подбираем слова с данными приставками: Подбираем слова с данными суффиксами: Задание 244 Как выполнить задание Отгадка на зага

Как уже упоминалось, помимо правописания различных букв в корне слов, в русском языке возникают вопросы по написанию приставок и суффиксов. Здесь важно знать, что в большинстве случаев эти части слова являются неизменяемыми и пишутся одинаково. Как правильно – учимся на примерах из упражнений, а также запоминаем новые орфограммы. Сперва разбираемся с суффиксами.

Задания взяты из учебника по русскому языку для третьего класса, часть 1. Авторы – В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, 2023 год. Программа – Школа России.

Задание 243

-2

Как выполнить задание

°

В различных приставках и суффиксах есть буквы, написание которых может быть под сомнением. Это орфограммы. Их правильное написание следует запомнить раз и навсегда.

Выбираем приставки, подчеркиваем буквы, написание которых надо запомнить:

-3

Выбираем суффиксы, подчеркиваем буквы, написание которых надо запомнить:

-4

°

Подбираем слова с данными приставками:

-5

Подбираем слова с данными суффиксами:

-6

Задание 244

-7

Как выполнить задание

Отгадка на загадку: семя подсолнечника (семечка) или подсолнечник.

Объясняем отгадку:

Если семечку расколоть – внутри будет съедобное зёрнышко, а если посадить – из семени вырастет подсолнечник, который похож на солнце.

°

Приставки в словах: расколи, посади, подсолнечник.

Суффиксы в словах: зёрнышко, солнышко, подсолнечник.

Выделяем в словах значимые части:

-8

°

Подсолнечник так назван, потому, что его цветок всегда повернут к солнцу, находится под солнцем. Также цветок внешне похож на солнышко – круглый, с яркими желтыми лепестками, которые напоминают лучики.

Задание 245

-9

Как выполнить задание

Примеры заголовков: Как выглядит черника, Про чернику, Ягода-черника.

°

Вставляем пропущенные буквы:

-10

°

Находим слова с суффиксами:

  • -еньк-: тоненький, маленькие;
  • -инк-: черничинки;
  • -ек-: стебелёчек, горошек;
  • -ик-: чернику, листики, листиков;
  • -ышк-: крылышки;
  • -к-: стебельку, ягодки, пушком, чернички.

°

Составляем свой текст о другом растении:

-11

°

Для слова, помеченного цифрой 2, выполняем разбор по составу:

Тоненький

1. Лексическое значение:

Тоненький – очень тонкий.

Это имя прилагательное. Слово изменяется.

2. Определяем окончание. Для этого изменяем формы слова: тоненькая, тоненькое, тоненькие. При этом в слове исчезло буквосочетание -ий. Это изменяемая часть слова, которая является окончанием: тоненький.

3. Определяем основу. Это часть слова без окончания: тоненький.

4. Определяем корень. Для этого подбираем однокоренные слова: тонкий, утонченный, тонюсенький. Общая одинаковая часть во всех словах –

-тон-. Это корень: тоненький.

5. Определяем приставку. Она должна стоять перед корнем. В данном слове перед корнем ничего нет, значит приставки нет.

6. Определяем суффикс. Он стоит после корня. В нашем слове это -еньк-. Выделяем суффикс в слове: тоненький.

7. Указываем знаками все части слова, которые мы определили:

-12

Задание 246

-13

Как выполнить задание

°

Произносим слова и делаем вывод, что при изменении формы слова:

  • в суффиксе -ик гласный звук сохраняется;
  • в суффиксе -ек гласный звук исчезает.

°

Исходя из сделанного вывода, формулируем правило:

Если при изменении формы слова гласная буква сохраняется, значит пишем суффикс -ик, а если гласная буква исчезает, то следует писать суффикс -ек.

Это правило можно использовать для подбора проверочных слов при написании букв Е или И в суффиксах.

°

Записываем слова, выделяем суффиксы:

-14

Задание 247

-15

Как выполнить задание

°

Чтобы определить, какую букву вставить в суффикс (Е или И), следует изменить форму слов:

Ковр(?)к – коврики, замоч(?)к – замочки, клубоч(?)к – клубочки, прут(?)к – прутики, луч(?)к – лучики, бараш(?)к – барашки, веноч(?)к – веночки, кармаш(?)к – кармашки, ключ(?)к – ключики, внуч(?)к – внучки.

Если в слове гласный звук сохраняется – пишем суффикс -ик, если исчезает - -ек. Примеры: коврики – гласный сохраняется, вставляем И (коврик), замочки – гласный НЕ сохраняется, вставляем Е (замочек).

Суффиксы -ик и -ек придают словам уменьшительно-ласкательное значение.

°

Вставляем правильные пропущенные буквы, выделяем суффиксы:

-16

Задание 248

-17

Как выполнить задание

°

Составляем из слов предложения. У нас получился текст, потому что все предложения связаны по смыслу и имеют общую тему. Это текст-повествование.

Примеры заголовков: В лесу, Под дождем, Летний дождь, Лесная жизнь, Дождь в лесу.

°

Записываем текст:

-18

°

Находим в тексте слова с частью -ик. Это может быть суффикс или часть корня:

  • слова, в которых -ик является суффиксом: дождик, ёжик, зайчик;
  • слова, в которых -ик входит в состав корня: рябчик, зяблик.

Задание 249

-19

Как выполнить задание

Отгадываем загадки:

  1. Само с кулачок, красный бочок. (Яблоко)
  2. Был рожок – стал кружок. (Месяц и луна)
  3. Есть корешок, есть шляпка, но не гриб. (Зонт)

°

Выписываем слова с суффиксом -ок, ставим ударение. Выделяем суффикс, подчеркиваем букву, которая стоит перед суффиксом:

-20

Во всех словах буква, которая стоит перед суффиксом, обозначает шипящий звук.

°

Делаем вывод и формулируем правило:

В суффиксе -ок после шипящих звуков пишется буква О, если НА НЕЁ падает ударение.

°

Для слов, помеченных цифрой 1, выполняем звуко-буквенный разбор:

Кружок [кружо́к] – 2 слога;

к - [к] – согл., глух. парн., твёрд. парн.;
р - [р] – согл., звонк. непарн., твёрд. парн.;
у - [у] – гласн., безуд.;
ж -[ж] – согл., звонк. парн., твёрд. непарн.;
о - [о́] – гласн., ударн.;
к - [к] – согл., глух. парн., твёрд. парн.;

6 б., 6 зв.

Гриб [гр’и́п] – 1 слог;

г - [г] – согл., звонк. парн., твёрд. парн.;

р - [р’] – согл., звонк. непарн., мягк. парн.;

и - [и́] – гласн., ударн.;

б - [п] – согл., глух. парн., твёрд. парн.

4 б., 4 зв.

Задание 250

-21

Как выполнить задание

Образуем от данных слов однокоренные имена существительные с помощью суффикса -ок.

°

Записываем слова, ставим ударение. Выделяем корень и суффикс, подчеркиваем чередующиеся согласные в корне:

-22

В полученных словах ударение падает на гласный в суффиксе – после шипящих пишем О.

Задание 251

-23

Как выполнить задание

°

Вставляем в слова пропущенные суффиксы -оньк- или -еньк-, обозначаем их:

-24

***

Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые полезные публикации.

Также читайте:

Картинная галерея. Работа с картиной СНЕГУРОЧКА