Как уже упоминалось, помимо правописания различных букв в корне слов, в русском языке возникают вопросы по написанию приставок и суффиксов. Здесь важно знать, что в большинстве случаев эти части слова являются неизменяемыми и пишутся одинаково. Как правильно – учимся на примерах из упражнений, а также запоминаем новые орфограммы. Сперва разбираемся с суффиксами.
Задания взяты из учебника по русскому языку для третьего класса, часть 1. Авторы – В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, 2023 год. Программа – Школа России.
Задание 243
Как выполнить задание
°
В различных приставках и суффиксах есть буквы, написание которых может быть под сомнением. Это орфограммы. Их правильное написание следует запомнить раз и навсегда.
Выбираем приставки, подчеркиваем буквы, написание которых надо запомнить:
Выбираем суффиксы, подчеркиваем буквы, написание которых надо запомнить:
°
Подбираем слова с данными приставками:
Подбираем слова с данными суффиксами:
Задание 244
Как выполнить задание
Отгадка на загадку: семя подсолнечника (семечка) или подсолнечник.
Объясняем отгадку:
Если семечку расколоть – внутри будет съедобное зёрнышко, а если посадить – из семени вырастет подсолнечник, который похож на солнце.
°
Приставки в словах: расколи, посади, подсолнечник.
Суффиксы в словах: зёрнышко, солнышко, подсолнечник.
Выделяем в словах значимые части:
°
Подсолнечник так назван, потому, что его цветок всегда повернут к солнцу, находится под солнцем. Также цветок внешне похож на солнышко – круглый, с яркими желтыми лепестками, которые напоминают лучики.
Задание 245
Как выполнить задание
Примеры заголовков: Как выглядит черника, Про чернику, Ягода-черника.
°
Вставляем пропущенные буквы:
°
Находим слова с суффиксами:
- -еньк-: тоненький, маленькие;
- -инк-: черничинки;
- -ек-: стебелёчек, горошек;
- -ик-: чернику, листики, листиков;
- -ышк-: крылышки;
- -к-: стебельку, ягодки, пушком, чернички.
°
Составляем свой текст о другом растении:
°
Для слова, помеченного цифрой 2, выполняем разбор по составу:
Тоненький
1. Лексическое значение:
Тоненький – очень тонкий.
Это имя прилагательное. Слово изменяется.
2. Определяем окончание. Для этого изменяем формы слова: тоненькая, тоненькое, тоненькие. При этом в слове исчезло буквосочетание -ий. Это изменяемая часть слова, которая является окончанием: тоненький.
3. Определяем основу. Это часть слова без окончания: тоненький.
4. Определяем корень. Для этого подбираем однокоренные слова: тонкий, утонченный, тонюсенький. Общая одинаковая часть во всех словах –
-тон-. Это корень: тоненький.
5. Определяем приставку. Она должна стоять перед корнем. В данном слове перед корнем ничего нет, значит приставки нет.
6. Определяем суффикс. Он стоит после корня. В нашем слове это -еньк-. Выделяем суффикс в слове: тоненький.
7. Указываем знаками все части слова, которые мы определили:
Задание 246
Как выполнить задание
°
Произносим слова и делаем вывод, что при изменении формы слова:
- в суффиксе -ик гласный звук сохраняется;
- в суффиксе -ек гласный звук исчезает.
°
Исходя из сделанного вывода, формулируем правило:
Если при изменении формы слова гласная буква сохраняется, значит пишем суффикс -ик, а если гласная буква исчезает, то следует писать суффикс -ек.
Это правило можно использовать для подбора проверочных слов при написании букв Е или И в суффиксах.
°
Записываем слова, выделяем суффиксы:
Задание 247
Как выполнить задание
°
Чтобы определить, какую букву вставить в суффикс (Е или И), следует изменить форму слов:
Ковр(?)к – коврики, замоч(?)к – замочки, клубоч(?)к – клубочки, прут(?)к – прутики, луч(?)к – лучики, бараш(?)к – барашки, веноч(?)к – веночки, кармаш(?)к – кармашки, ключ(?)к – ключики, внуч(?)к – внучки.
Если в слове гласный звук сохраняется – пишем суффикс -ик, если исчезает - -ек. Примеры: коврики – гласный сохраняется, вставляем И (коврик), замочки – гласный НЕ сохраняется, вставляем Е (замочек).
Суффиксы -ик и -ек придают словам уменьшительно-ласкательное значение.
°
Вставляем правильные пропущенные буквы, выделяем суффиксы:
Задание 248
Как выполнить задание
°
Составляем из слов предложения. У нас получился текст, потому что все предложения связаны по смыслу и имеют общую тему. Это текст-повествование.
Примеры заголовков: В лесу, Под дождем, Летний дождь, Лесная жизнь, Дождь в лесу.
°
Записываем текст:
°
Находим в тексте слова с частью -ик. Это может быть суффикс или часть корня:
- слова, в которых -ик является суффиксом: дождик, ёжик, зайчик;
- слова, в которых -ик входит в состав корня: рябчик, зяблик.
Задание 249
Как выполнить задание
Отгадываем загадки:
- Само с кулачок, красный бочок. (Яблоко)
- Был рожок – стал кружок. (Месяц и луна)
- Есть корешок, есть шляпка, но не гриб. (Зонт)
°
Выписываем слова с суффиксом -ок, ставим ударение. Выделяем суффикс, подчеркиваем букву, которая стоит перед суффиксом:
Во всех словах буква, которая стоит перед суффиксом, обозначает шипящий звук.
°
Делаем вывод и формулируем правило:
В суффиксе -ок после шипящих звуков пишется буква О, если НА НЕЁ падает ударение.
°
Для слов, помеченных цифрой 1, выполняем звуко-буквенный разбор:
Кружок [кружо́к] – 2 слога;
к - [к] – согл., глух. парн., твёрд. парн.;
р - [р] – согл., звонк. непарн., твёрд. парн.;
у - [у] – гласн., безуд.;
ж -[ж] – согл., звонк. парн., твёрд. непарн.;
о - [о́] – гласн., ударн.;
к - [к] – согл., глух. парн., твёрд. парн.;
6 б., 6 зв.
Гриб [гр’и́п] – 1 слог;
г - [г] – согл., звонк. парн., твёрд. парн.;
р - [р’] – согл., звонк. непарн., мягк. парн.;
и - [и́] – гласн., ударн.;
б - [п] – согл., глух. парн., твёрд. парн.
4 б., 4 зв.
Задание 250
Как выполнить задание
Образуем от данных слов однокоренные имена существительные с помощью суффикса -ок.
°
Записываем слова, ставим ударение. Выделяем корень и суффикс, подчеркиваем чередующиеся согласные в корне:
В полученных словах ударение падает на гласный в суффиксе – после шипящих пишем О.
Задание 251
Как выполнить задание
°
Вставляем в слова пропущенные суффиксы -оньк- или -еньк-, обозначаем их:
***
Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые полезные публикации.
Также читайте: