Найти в Дзене
ИСТОРИЯ КИНО

"Три орешка для Золушки" и "Триста спартанцев": разные мнения

Три орешка для Золушки / Tři oříšky pro Popelku / Drei Haselnüsse für Aschenbrödel. Чехословакия–ГДР, 1973. Режиссёр Вацлав Ворличек. Сценарист Франтисек Павличек. Актеры: Либуше Шафранкова, Павел Травничек, Карола Браунбок, Рольф Хоппе и др. Прокат в СССР – с 24 марта 1975: 9,0 млн. зрителей за первый год демонстрации. Прокат в Чехословакии: 2,8 млн. зрителей. Режиссёр Вацлав Ворличек (1930-2019) любил ставить сказки. Но на его счету и пародии, например, веселая пародия на «бондиану» «Конец агента». Кинокритик, сценарист и драматург Василий Сухаревич (1931-2014) писал о киносказке «Три орешка для Золушки» так: «Очаровательная сказка Шарля Перро, вероятно, будет жить вечно. И, что самое удивительное, будет обогащаться, дополняться и трактоваться по-своему каждым народом, каждым поколением. В озорной и веселой комедии, которую сделали по этой сказке чехословацкие кинематографисты, очень расширена предыстория главного события — Золушка не на балу встречается с принцем, а задолго до него

Три орешка для Золушки / Tři oříšky pro Popelku / Drei Haselnüsse für Aschenbrödel. Чехословакия–ГДР, 1973. Режиссёр Вацлав Ворличек. Сценарист Франтисек Павличек. Актеры: Либуше Шафранкова, Павел Травничек, Карола Браунбок, Рольф Хоппе и др. Прокат в СССР – с 24 марта 1975: 9,0 млн. зрителей за первый год демонстрации. Прокат в Чехословакии: 2,8 млн. зрителей.

Режиссёр Вацлав Ворличек (1930-2019) любил ставить сказки. Но на его счету и пародии, например, веселая пародия на «бондиану» «Конец агента».

Кинокритик, сценарист и драматург Василий Сухаревич (1931-2014) писал о киносказке «Три орешка для Золушки» так:

«Очаровательная сказка Шарля Перро, вероятно, будет жить вечно. И, что самое удивительное, будет обогащаться, дополняться и трактоваться по-своему каждым народом, каждым поколением. В озорной и веселой комедии, которую сделали по этой сказке чехословацкие кинематографисты, очень расширена предыстория главного события — Золушка не на балу встречается с принцем, а задолго до него. И происходит это в лесу, где Золушка, дочь умершего лесника, — свой человек. Она друг всех зверей и птиц, у нее любимая лошадь, преданная собака и мудрая сова. И сама она лихая наездница и умелая охотница на хищных птиц, этакая Диана в лохмотьях. Правда, не всегда в лохмотьях. Три орешка, которые вынесены в заголовок фильма, попали в руки Золушки путем волшебным и таинственным. И разбивая их, Золушка получает самые ослепительные наряды — то охотничий, то бальный, то будничный, но такой элегантный, что не только принц, ни один кинозритель, пожалуй, не устоит.

Так все добавки, которые сделали сценаристка Богумила Зеленкова и режиссер Вацлав Ворличек, очень нужны и оправданы стилем повествования и тем тоном, который избран для изложения классической и вечно живой сказки. Все чудеса и волшебства в ней показаны с явной и даже чуть язвительной иронией. Не повредил ей и некоторый нарочитый бытовизм. Золушка (арт. Либуше Шафранкова) и принц (арт. Павел Травничек) это не только герои из сказки. Золушка здесь не только забитое существо, она умеет и отбиваться и постоять за себя... Но ведь сказка есть сказка. И к тому же очень веселая» (Сухаревич, 1975).

Киновед Александр Федоров

-2

Триста спартанцев / The 300 Spartans / Лев Спарты / Lion of Sparta. США, 1961. Режиссёр Рудольф Мате. Сценарист Джордж Ст. Джордж. Актеры: Ричард Иган, Дайан Бейкер, Джон Кроуфорд, Дэвид Фаррар, Барри Коу, Айвен Трайсолт, Сандро Джилио, Ральф Ричардсон и др. В СССР – с октября 1970. 27,1 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссёр Рудольф Мате (1898-1964) начал свою карьеру (сначала, как оператор) еще в немом кино. В 1940-х он стал режиссером, как правило, снимавшим зрелищные ленты, рассчитанные на массовую аудиторию. В советском прокате шла, например, его музыкальная мелодрама «Серенада большой любви» с Марио Ланца (1921-1959) в главной роли.

Масштабный пеплум «300 спартанцев» был одним из последних фильмов Р. Мате. На сей раз он рассказал легендарную историю, когда в 480 году до нашей эры могущественный властитель Персии Ксеркс решил завоевать свободную Спарту…

Эта картина и сегодня нравится многим зрителям:

«Фильм смотрится очень легко. Сейчас бы его назвали боевик. Он снят так, что действие не растянуто, сюжет понятный, роли главных героев сыграны хорошо» (Норд).

«Прекрасно снятый фильм о несгибаемом мужестве людей, до последнего момента остающихся верными своему долгу. … Даже сегодня, много лет спустя, дух захватывает. Мальчишкой смотрел, потом с детьми, теперь вот с внуками. Только почему-то всё чаще слёзы на глазах... Всё время кажется, что я там, вместе с Леонидом и его воинами, на острие клина в их последнем бою...» (Игорь Поветкин).

«Еще одно сильнейшее впечатление детства, не потерявшее своей силы до сих пор! Настоящий, красивый и захватывающий фильм, оставляющий яркие эмоции. Спартанцы чувствовали свою ответственность за людей, которых они сплотили вместе и повели за собой» (Кирш).

Киновед Александр Федоров