Если кто-то из вас проезжал по Восточно-Сибирской железной дороге, то вы могли наблюдать странное сочетание городов на некоторых поездах: "Москва-Таксимо". И каждому понятно, что речь идёт о крайних точках маршрута: с одной стороны столица Российской Федерации, а с другой...
... а что, собственно, с другой стороны?
Если прямо сейчас ввести в поисковую строку название посёлка, то вы узнаете, что в северо-восточной части Республики Бурятия находится целый административный центр Муйского района с населением в 9,5 тысяч человек. Но, согласитесь, что этой информации как-то маловато. Ибо даже по сибирским меркам, посёлок городского типа, расположенный на Муйской равнине, находится в одном из самых живописный и суровых уголков республики и Восточно-Сибирского региона. А потому мы сегодня совершим полноценное погружение в реалии Таксимо и совершим виртуальную прогулку по его улицам и окрестностям.
🗻История в пару абзацев
Первые документальные упоминания о Таксимо относятся ещё к 1910 году. И основание посёлка неразрывно связано с именем первого поселенца - Ивана Баранчеева, который обосновался здесь и позволил начаться будущему посёлку. До этой даты здесь кочевали эвенки - представители местного населения, а потом и буряты, которые ещё до прихода сюда русских первопроходцев заняли главенствующее положение.
Вплоть до 1970-х годов о Таксимо знали только военные. И только с началом строительства Байкало-Амурской магистрали в регион пришла широкими шагами индустриализация и совсем другой уровень жизни. И так как требовалось обслуживать железную дорогу, локомотивы и вагонное хозяйство, посёлок закономерно превратился в крупный узел поддержания инфраструктуры, а население на "советском пике" выросло до 13 тысяч человек.
Официальное и окончательное преобразование в рабочий посёлок состоялось в 1989 году. Но когда Советского Союза не стало, как и все поселения вдоль БАМа, фактически крайняя точка маршрута вошла в стадию медленного упадка, которая продолжается по настоящий день.
🗻 Суровость и красота
Таксимо стоит в окружении красивейших хребтов Муйской системы. До административного центра республики - 690 километров далеко не самых лучших дорог. Чуть ближе - Северо-Байкальск и другие станции, связанные с БАМом.
Посёлок входит в зону резко континентального климата. Это значит, что здесь очень короткое и прохладное лето, а зимой трещат морозы, да ещё и с ветром. Температурный минимум, зафиксированный здесь за всю историю наблюдений - это -57,3 градуса по Цельсию. Зимой температуры в -40 - -43 градуса - вполне нормальное явление, на которое обращают внимание только коммунальщики.
Для коммунальщиков зима - самая жаркая пора. Многоквартирных домов немало. И хоть они так и не выросли выше пятых этажей, они всё же требуют организации полноценного отопления. А потому поддержка отопительной инфраструктуры и поддержание запаса угля на котельной - насущные и крайне важные проблемы.
🗻 Транспорт, экономика и связь
Таксимо, как посёлок, с точки зрения экономики - типичная северная модель с транспортной функцией и ресурсной ориентацией. Основа всего - железнодорожная инфраструктура, которая даёт самый большой и стабильный заработок. Развита и горнодобывающая промышленность. В том числе неподалёку расположены золотодобывающие рудники - важная веха в местной экономической модели.
Работает и лесозаготовка, и добыча строительного камня, и щебёночные производства. Этого вполне достаточно, чтобы обеспечить работой всё взрослое население.
Помимо железнодорожной станции и вокзала в посёлке есть небольшой аэропорт для малой авиации. Он используется преимущественно для санитарных перелётов и связи с отдалёнными пунктами. А иначе никак, ибо местные грунтовые дороги имеют низкое качество, прерываются с одной из сторон рекой Витим с крайне жидким и опасным мостом и паромной переправой, и фактически теряют свою способность поддерживать транспортное сообщение в осеннюю и весеннюю распутицу.
🗻 Достопримечательности и досуг
Куда может пойти житель Таксимо или гость посёлка на досуге? В библиотеку, дом культуры или музей. В летнюю пору - на близлежащие озёра и на реку Муя.
Можно полюбоваться памятником АНТ-4 - он установлен в память о всех, кто оставил жизнь ради строительства БАМа. Или сходить на воскресную службу в Успенскую церковь.
Для любителей экстремального отдыха есть возможность осуществить восхождение на Муйского Гиганта - главную вершину Южно-Муйского хребта. Или посмотреть на заброшки, оставшиеся от советской эпохи.
Да, развлечений немного. И всё-таки рассказать вам об этом посёлке стоило. Ибо противопоставление с Москвой на одном из маршрутов очень символично: Россия настолько большая и разная, что пообедав в лучшем ресторане столицы можно сесть в обычный поезд и отправиться в полную неизвестность. Туда, где есть памятник АНТ-4, а зимой ветер настолько сильно "дерёт кожу", что иногда кажется: вот-вот снимет с кости.
С уважением, Иван Вологдин
Дорогие друзья! Теперь на этой платформе нельзя писать о сложной технике в целом. Статьи уходят в нарушения. Ищем новый формат. Об этих темах теперь только в ТГ, так как выбора нет https://t.me/CulturniyCod
Подписывайтесь на канал «Культурный код», ставьте лайки и пишите комментарии – этим вы очень помогаете в продвижении проекта, над которым мы работаем каждый день.
Прошу обратить внимание и на другие наши проекты - «Танатология» и «Размеренность Бытия». На этих каналах будут концентрироваться статьи о других исторических событиях.