Найти в Дзене
Журнал «Баку»

Прямой путь: интервью с главой Музея истории Азербайджана Наилей Велиханлы

Наша беседа с генеральным директором Национального музея истории Азербайджана Наилей Велиханлы – не только о коллекциях и экспозициях. Мы говорили о сохранении исторической памяти, о вызовах современности, о будущем музейного дела и о том, почему история важна для каждого из нас.

Национальный музей истории – это живая летопись народа, его побед, испытаний и достижений. Дом на улице Тагиева стал одним из ключевых научных и культурных центров страны, где история не застыла в витринах, а дышит и говорит.

Уже многие годы Национальный музей истории Азербайджана возглавляет доктор исторических наук, академик Наиля Велиханлы – выдающийся ученый, исследователь, организатор. Благодаря ее усилиям музей превратился в пространство диалога науки и общества, прошлого и настоящего, а экспозиции не только образовывают, но и эмоционально вовлекают.

– Я выросла в центре Баку, и вся моя жизнь шла словно по прямому маршруту, – вспоминает Наиля ханым. – Из нашего уютного дворика на улице Лермонтова я спустилась на квартал и поступила в обычную, хотя и образцовую, школу № 132. Получив аттестат и перейдя Коммунистическую улицу (сегодня – Истиглалият), поступила на востоковедческий факультет Азербайджанского государственного университета. А после окончания вуза мне осталось пройти по улице еще несколько метров и стать сотрудницей Академии наук. В Баку тогда все было рядом. Баку 1950–1960-х был небольшим, красивым и очень уютным. Когда меня спрашивают про современную столицу, я отвечаю, что сегодня город тоже очень красив, очень хорош, разросся, стал настоящим мегаполисом, впечатляет и вызывает гордость, но мой Баку остался в ХХ веке.

-2

_________

БАКУ: Наиля ханым, а как от научной работы вы перешли к руководству музеем?

НАИЛЯ ВЕЛИХАНЛЫ:В 1998 году на одном мероприятии президент Академии наук Азербайджана Фарамаз Максудов внезапно спросил меня, хочу ли я быть директором. Я опешила: как директором, чего директором? Он сказал подумать до завтра и приходить с ответом. Оказалось, в том году лишились руководителей сразу три крупных научных учреждения: Институт рукописей, Институт востоковедения и Музей истории. И хотя первые два мне были близки по специализации (я занималась арабскими манускриптами), выбрала Музей истории. Эта работа показалась самой интересной. И я не ошиблась.

БАКУ: У Музея истории почтенный возраст. С чего все когда-то началось?

Н.В.: Наш музей был открыт 15 июня 1920 года. Сперва он назывался просто «Учебный музей родного края». Его основали на материалах музея «Истиглал» («Независимость»), открытого еще в Азербайджанской Демократической Республике, и разместили в большом дворце, ранее принадлежавшем известному промышленнику и меценату Гаджи Зейналабдину Тагиеву. В октябре 1920-го появилось торжественное название – Государственный музей Азербайджанской ССР. В первые годы функционировали отделы истории, этнографии, археологии, ботаники, зоологии, искусства и краеведческое общество, а также Комиссия по охране древних памятников. Со временем наш музей стал своеобразной альма-матер для других: от него отпочковались музеи естественной истории, искусств, литературы, театральный и другие. Именно отсюда отправлялись первые археологические и этнографические экспедиции.

В 1936 году музей стал Историческим при Закавказском отделении Академии наук СССР, а после основания Национальной академии наук – при АН Азербайджана. Так он превратился в полновесное научное учреждение – не только просветительское, но и исследовательское. Правда, недавно нас перевели в подчинение Министерства культуры.

БАКУ: Вы помните свой первый день на новой работе?

Н.В.: Прекрасно помню, как собрала коллектив, как знакомилась... Я была доктором исторических наук, хорошо знала историю Азербайджана, а вот музейное дело пришлось постигать с азов. Впрочем, даже моего взгляда было достаточно, чтобы понять: лихие 1990-е очень тяжело сказались на музее. К концу прошлого века здание имело не лучший вид: пыльно, грязно, штукатурка сыплется, телефоны не работают. В наших помещениях размещались медицинский архив, туристическое агентство, какой-то склад и даже пекарня-кутабная, пропитавшая старинный особняк ароматами жареного мяса. Выселение «жильцов» продлилось не один год.

А затем благодаря инициативе Президента Ильхама Алиева были осуществлены ремонт и реставрация. Глава государства неоднократно лично приходил знакомиться с ситуацией, а затем вместе с Первой леди Мехрибан Алиевой торжественно открыл обновленный музей. И в дальнейшем, сколько бы раз я ни обращалась к Президенту, всегда мы получали помощь. Трижды нам выделяли по миллиону манатов – на реставрацию экспонатов и на приобретение новых. И мы сделали три большие выставки.

БАКУ: Научная деятельность тоже продолжается?

Н.В.: Непременно! Ведь мы прежде всего научная организация. У нас трудятся кандидаты и доктора наук, защищаются диссертации. Ежегодно мы выпускаем около 20 книг по истории страны. Раз в год выходит сборник «Музей истории Азербайджана», статьи в котором написаны преимущественно на основе музейных материалов, рассказывают о собранных экспонатах, научной организации экспозиций, задачах музееведения...

Исторические сокровища, собранные у нас, не должны просто лежать в запасниках. Они становятся предметами все новых и новых исследований. Мы постоянно выпускаем каталоги наших жемчужин: только коврам посвящены целых три, а еще есть каталоги коллекции Ниязи, каталоги, посвященные Узеиру Гаджибейли и Муслиму Магомаеву, каталоги амулетов и посуды и так далее.

_________

БАКУ: Сколько сейчас в музее экспонатов?

Н.В.: У нас около 300 тысяч единиц хранения, но в экспозиции представлено всего полтора-два процента. Все распределено по фондам: археологическому, этнографическому, документальных источников, изобразительных материалов, нумизматики, оружия и знамен – и так вплоть до фонда Отечественной войны, где мы собрали огромное количество экспонатов, посвященных 44-дневной Карабахской войне.

БАКУ: Сложно, наверное, выделить самые интересные, самые показательные, самые-самые экспонаты?

Н.В.: Да, непросто. Но к столетию музея мы попытались это сделать: выпустили большой альбом «История Азербайджана в 100 экспонатах». Он начинается с куска древесины возрастом примерно 25 миллионов лет, который мне давным-давно подарил директор Института географии академик Будаг Будагов. Эти остатки окаменелого дерева были обнаружены в отложениях майкопской серии на территории Шамахинского района. Еще один уникальнейший экспонат – нижняя челюсть азыхантропа, найденная в июне 1968 года экспедицией под руководством археолога Мамедали Гусейнова. Девушка, жившая некогда в Азыхской пещере, была кавказской представительницей гейдельбергского человека – предка неандертальцев. Есть у нас и кости доисторических животных, найденные в окрестностях Баку, – например, череп плейстоценового носорога, утонувшего в кировом озере близ Бинагади.

Мы не смогли обойти вниманием и бронзовую богиню Баст с кошачьей головой и женским телом, относящуюся к эпохе поздней бронзы, найденную на территории Азербайджана и хранящуюся теперь в археологическом фонде нашего музея. В Древнем Египте Баст связывали с солнцем и плодородием, ее почитали как защитницу дома, семьи и детей.

Безусловно, собрание музея значительно обогатили находки, связанные с древней историей: оружие и доспехи, посуда и украшения, амулеты и символы верховной власти разных эпох – все это демонстрирует обширнейшее наследие азербайджанской истории.

Среди ценных экспонатов, хранящихся в фонде оружия и знамен, – флаг Бакинского ханства и серебряные ключи от ворот Шушинской крепости. И еще один флаг мы экспонируем с большой гордостью: триколор первой республики, сшитый лично ее основателем Мамедом Эмином Расулзаде.

Завершается альбом золотой медалью I Европейских игр, состоявшихся в Баку в 2015 году. Она тоже хранится в коллекции нашего музея как символ важного события в истории спорта не только Азербайджана, но и всего мира.

БАКУ: А лично у вас есть любимые экспонаты?

Н.В.: Они, конечно, мне все дороги… Но как-то раз я подумала, что меня трогают детские игрушки древних людей: глиняные погремушки, фигурки зверушек, всякие свистульки V–VII веков. Мы собрали их в отдельной витрине. Очень нравятся женские фигурки, имевшие, наверное, ритуальное предназначение: фоном к ним мы установили зеркальце, чтобы гости увидели, что у глиняной девушки красивая коса. Меня вообще поражает тяга древних людей к красоте. Казалось бы, можно сделать кувшин или кинжал простым, без изысков – но ведь оформляли удивительными орнаментами, рисунками.

-3

_________

БАКУ: Какие изменения в подходе к музейному делу произошли в последние годы?

Н.В.: Я поклонница классических музеев, где посетитель может остановиться перед тем или иным экспонатом и спокойно поразмышлять. Вместе с тем я понимаю, что нельзя отставать от современных тенденций. Поэтому у нас появилось множество интерактива: информационные панели, голографические экспонаты и так далее. И они очень привлекают посетителей.

БАКУ: Что самое вдохновляющее в вашей работе?

Н.В.: Я историк, недавно завершила две книги на русском языке: «Из истории Нахчывана VII–XII веков» и «Из истории Зангезура VII–XII веков». Но и музейная работа мне очень дорога. Не хочу бросаться расхожими фразами о патриотизме – я просто люблю свою работу. В музее безразличные люди вообще не задерживаются.

БАКУ: А как бы вы сформулировали миссию Национального музея истории?

Н.В.: Вот представьте человека, который абсолютно ничего не знает об Азербайджане. Он открывает дверь, проходит по залам двух этажей… И когда этот гость покидает музей, он уже имеет представление о том, что за страна Азербайджан, какие люди здесь жили, чем занимались, чего добились. Нередко иностранцы, посетив наш музей, выходят потрясенные богатством нашей истории.

Нам не нужно, чтобы гости выучили нашу историю. Нам важно объективно ее донести, чтобы все знали: этот народ здесь был, этот народ здесь жил. И безусловно, очень важно все сохранить. Для этого у нас работают лучшие специалисты, лучшие реставраторы, функционирует лучшая лаборатория.

БАКУ: Как изменился зритель за последнее время?

Н.В.: Его стало значительно больше. Туристический поток увеличился, появилось очень много гостей из Европы, России, Китая, арабских стран, Японии, Вьетнама. Много студентов, школьников. Для детей и юношества мы хотим запустить цикл популярных лекций об истории родного края.

БАКУ: А что еще ожидает нас в ближайшее время?

Н.В.: В сентябре мы открыли выставку на основе нашей коллекции дореволюционных открыток с видами Баку. Также осенью музею исполняется 105 лет – надеемся, что удастся организовать по этому поводу торжественное мероприятие. Столетие-то пришлось на пандемический карантин… И безусловно, к пятилетию победы в 44-дневной Отечественной войне мы хотим организовать большую-большую выставку.

БАКУ: Каким вы видите будущее Национального музея истории?

Н.В.: Я очень хочу, чтобы для него построили новое специальное здание. Чтобы где-нибудь в Центральном парке возник роскошный, большой Музей истории и археологии, в котором можно было бы демонстрировать наш обширный исторический материал, где сосредоточились бы все многочисленные археологические находки. Это моя мечта!

БАКУ: А что было бы в нынешнем здании?

Н.В.: А здесь появился бы музей его хозяина – Гаджи Зейналабдина Тагиева. Ведь Тагиев – это целая эпоха в истории Баку и Азербайджана. И эту эпоху, конец XIX – начало ХХ века, можно было бы прекрасно показать.

Читайте еще:

Феномен Тагиева: предприятия и проекты знаменитого промышленника и мецената

Воспитать человека: интервью с режиссером бакинских театров Джаннет Селимовой

Текст: Вячеслав Сапунов

Фото: Адыль Юсифов

https://baku-media.ru