Враг мой / Enemy Mine. США, 1985. Режиссер Вольфганг Петерсен. Сценаристы: Барри Лонгиер, Эдвард Хмара (по одноменной повести Барри Лонгиера). Актеры: Деннис Куэйд, Луис Госсетт-мл., Брайон Джеймс, Ричард Маркус, Кэролин МакКормик и др. В СССР – с апреля 1989. 24,3 млн. зрителей за первый год демонстрации. Прокат в США и Канаде – с 20.12.1985: 2,3 млн. зрителей.
Немецкий режиссер Вольфганг Петерсен (1941-2022) после успеха драмы «Подводная лодка» (1981) и «Бесконечной истории» (1983) стал успешно работать в Голливуде, где поставил несколько успешных зрелищных фильмов («Враг мой», «На линии огня», «Эпидемия», «Самолет президента» и др.).
Конец XXI века. Враги захватили богатые области Галактики, началась космическая война… Такова завязка этого фантастического фильма, ставшего одним из последних хитов «позднеперестроечных» советских времен.
В год выхода фильма «Враг мой» во всесоюзный прокат кинокритик Валентин Михалкович (1937-2006) писал о нем на страницах журнала «Советский экран» в своей замысловатой рецензии так: «Преклонение перед прошлым называется пассеизмом. Создатель «Бесконечной истории» и «Врага моего», без сомнения, пассеист. У него история человечества действительно бесконечна, поскольку движение свое совершает по кругу. … Пассеист не часто оказывается оптимистичным. Петерсену присущ оптимизм, поскольку он верит, что прошлое достижимо» (Михалкович, 1989: 28).
Кинокритик Всеволод Ревич (1929-1997), был проще по стилю, но зато остался фильмом «Враг мой» явно недовольным: «Во-первых, этот фильм стопроцентно вторичен. Его изобразительная сторона заимствована у пресловутых «Звездных войн» Дж. Лукаса, а содержательная – у одного из самых добрых и трогательных фильмов последнего десятилетия – «Инопланетянина» С. Спилберга. … О справедливости второго утверждения вы можете судить и сами. Фантастика хороша и оправдана тогда, когда без нее обойтись нельзя, когда введение фантастических приемов придает жизненной модели такие выразительные силы, какие невозможно придать ей обычными средствами. Но ведь та же самая ситуация, разыгранная не между человеком и ящерицей, а между обычными людьми, смотрелась бы значительно лучше и переживалась бы куда острее» (Ревич, 1989: 14).
Впрочем, кинокритик XXI века Владимир Гордеев еще более суров,считая, что «первые три четверти фильма «Враг мой» — вялое и скучное зрелище, разбавленное незатейливым немецким юморком… Но последняя четверть — добротный экшн, не лишенный драматизма» (Гордеев, 2007).
Зрители XXI века относительно фильма «Враг мой» четко разделяются во мнениях на «за» и «против»:
«Враг мой» – в первую очередь, замечательная, мудрая повесть, по которой и снят этот фильм! Доброта, порядочность, терпимость, милосердие, внимание и уважение к чужой культуре, желание понять, наконец, всё это всегда будет востребовано. В любом уголке Галактики» (Тея).
«Я скептически отношусь к такому кино. … С точки зрения проделанной работы и сложности – круто, с точки зрения заряда, который фильм несет в себе – заряд отрицательный. ... Не люблю, когда мной манипулируют и испытывают меня на прочность. Как американское кино, постоянно эксплуатирующее тему апокалипсиса, межгалактических войн и т.п., может учить милосердию и добру?»(Бродвей).
Киновед Александр Федоров
Козерог–один / Capricorn One. США–Великобритания, 1977. Режиссёр и сценарист Питер Хайямс. Актеры: Эллиот Гулд, Джеймс Бролин, Бренда Ваккаро, Сэм Уотерстон, О Джей Симпсон, Хэл Холбрук, Карен Блэк, Телли Савалас и др. В СССР – с 15 августа 1980. 24,2 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Режиссёр Питер Хайямс снимает фильмы с начала 1970-х. На его счету такие заметные остросюжетные картины, как «Козерог-1», «Ганновер-стрит», «Охотник», «Звёздная палата», «Космическая одиссея 2010», «Удивительные истории», «Беги без оглядки», «Президио», «Узкая грань», «Патруль времени», «Реликт», «Конец света», «Мушкетёр» и др.
По ходу сюжета «Козерога-1» американские астронавты готовятся к полету на Марс, но вместо реального полета их скрытно увозят в пустыню, где они с помощью телекамер должны имитировать свое пребывание на «красной планете»…
Уже в XXI веке кинокритик Денис Горелов иронично прокомментировал сюжет этого фантастического фильма так: «Конспирологическая теория лунных врак пустила глубокие корни. На видео с Луны американский флаг стоял колом при полном отсутствии атмосферы, профессор Нил Армстронг лепетал что-то бессвязное — эти и прочие туманности породили бум подозрений в фальшаке… Нам такие версии грели коллективное сердце. … Сюжетом, бюджетом, сроком релиза «Козерог» срифмовался с еще одним футурологическим боевиком тех лет «Ангар 18» — про встречу спейс-шатла с инопланетянами и попытку федералов спрятать от нации концы вместе с экипажем» (Горелов, 2019).
Правда, кинокритик Александр Дорошевич посетовал,что «Козерог-1», «начавшись как расследование в духе Уотергейтского дела из «Всей президентской рати», кончается в духе бондовского боевика, что несколько снижает его общий разоблачительный эффект» (Дорошевич, 2000: 191).
Зрители XXI века о «Козероге-1» вспоминают довольно часто:
«Смотрится отлично... особенно если первый раз и не знать, что в итоге даже внезапно хэппи-энд. Воздушная акробатика в исполнении вертолетов и биплана захватывающа. Особую ценность представляет прицепившийся к расчалкам астронавт. Пожалуй, получше чем аналогичный фильм «Ангар-18». (Егор).
«В свое время фильм привлек внимание своей зрелищностью (особенно, если смотреть широкоформатный вариант), а еще больше необычным сюжетом. После этого фильма невольно задумаешься: а были ли американцы на Луне? Что, если и это событие состряпано в павильонах голливудскими умельцами?» (Б. Нежданов).
Киновед Александр Федоров
Ангар 18 / Hangar 18. США, 1980. Режиссёр Джеймс Л. Конвей. Сценаристы: Томас С. Чапман, Джеймс Л. Конуэй, Стивен Торнли, Стивен Лорд, Дэвид О'Мэлли. Актеры: Гэри Коллинз, Роберт Вон, Джеймс Хэмптон и др. В СССР – с марта 1982. 22,7 млн. зрителей за первый год демонстрации. Прокат в США и Канаде – с 1.01.1980: 4,1 млн. зрителей. Прокат в США и Канаде – с 1.01.1980: 4,1 млн. зрителей.
Режиссёр Джеймс Л. Конвей всегда тяготел к фантастическому жанру («Зачарованные», «Звездный путь», «В поисках Ноева ковчега» и др.). Но в СССР его знали в основном по фантастическому «Ангару 18 (1980).
Накануне президентских выборов в США на Землю прилетел НЛО, и американские военные спрятали в секретном ангаре 18… Зачем? И что дальше? Такова была завязка фантастического фильма «Ангар 18»…
Советские кинозрители в начале 1980-х были еще далеки от передозировки голливудскими фантастическими боевиками, поэтому «Ангар 18» только за первый год демонстрации посмотрело без малого 23 миллиона зрителей…
В год выхода «Ангара 18» во всесоюзный прокат советская кинопресса, разумеется, подчеркивала политический аспект этого фильма.
Так писатель-фантаст Александр Горбовский (1930-2003), напомнил читателям о гипотезе «космических пришельцев»: «Представляется закономерным, что мысль эта, преломившись в научно-популярной литературе, а затем в научно-художественных произведениях, пришла теперь на экран художественного кино. Впрочем, утверждать, что американский фильм «Ангар-18» посвящен только этой теме, было бы едва ли справедливо. Хотя значительная часть сцен происходят внутри корабля инопланетян или в космосе, основной конфликт лежит в иной плоскости. Точно так же, хотя в фильме есть неизбежная стрельба и столь же неизбежная погоня, истинный нерв действия находится вне этих событий. Все, что происходит на экране,— встреча с иным разумом, открытие тайны происхождения человечества, сами судьбы героев, ученых и космонавтов,— все это оказывается чем-то третьестепенным перед лицом другой, политической реальности. Для тех, кто принимает решения, кто находится у руля событий, главное совершенно иное — президентские выборы и то, какое влияние происходящее может оказать на их ход. Этому подчинено все, и все приносится в жертву этому. Те, кто видел американский фильм «Козерог-1», не могут не вспомнить его. Вспомнить не только из-за таких параллельных ситуаций, как «государство против космонавтов», космических сцен или сцен погони, а в силу более скрытых и более глубоких политических параллелей. В этом нет ничего удивительного. Одна и та же политическая реальность сегодняшней Америки порождает перекликающиеся попытки ее экранной интерпретации. Космическо-приключенческий сюжет — художественный язык этой попытки. И в том я в другом фильме речь идет, по сути дела, об одном – о готовности политиков современной Америки ради достижения или удержания власти принести в жертву космическое будущее человечества. Только ли космосом готовы пожертвовать они? А – разоружением, разрядкой? Это не риторический вопрос. И хотя никто из героев фильма не задает его, вопрос этот встает в создании каждого, кто смотрит картину» (Горбовский, 1982: 15).
Зрители XXI века всё еще вспоминают этот фильм:
«Я тогда был еще мальчишкой и мы смотрели его в кинотеатре по несколько раз. А потом я пересматривал его… После окончания сеанса, от взрослых мужчин сидящих где-то позади меня я услышал "...даааа, очень интересный фильм". И действительно: съемки были настолько притягательны и натуральны, что невозможно было ни на секунду оторвать взгляд от экрана. Меня до сих пор удивляет фантазия режиссера показать инопланетный корабль изнутри. И это в 1980году?! Интересно, откуда он черпал информацию? И главное - никаких прикрас. … Ставлю 5 с плюсом! Фильм вне конкуренции!» (С. Гриненко).
«В 1982 году, когда я его увидел, сказать, что я был потрясён, значит, просто ничего не сказать. А вот теперь пересмотрел снова: и он показался мне довольно-таки скучноватым и затянутым (то ли дело «Козерог-1»!). Ничего не поделаешь, класс "Б"» (Слава).
Киновед Александр Федоров