Давайте поговорим про стратегию работы с людьми на различных уровнях. Вот нас учат есть невротики (здоровые люди), есть пограничники (серединка-на-половинку), есть психотики (обычно называют людей больными). В каждом человеке содержится весь спектр, но в разном количестве. Чем больше какого-то края тем больше нужно работать над восстановлением баланса. Но как? Расскажет нам Н. Мак-Вильямс.
Для того, чтобы хорошо работать, сначала нужно научиться отделять одно от другого и видеть в себе различные спектры.
Психотический спектр. «Человек страдает от недостатка чувства безопасности в мире. Подходы предлагающие неоднозначные решения помогающие в терапии невротиков, не помогут. Все равно, что тушить пожар бензином. В работе с данным спектром или переходе на него терапевт должен центрироваться на активной поддержке достоинства человека, его самооценке, эго-силе, потребности в информации и сопровождении. Здесь мы пытаемся поддержать Эго в борьбе за сдерживание или вытеснение внутри психических конфликтов, а также за подавление их клинических проявлений». Укрепляем внутреннее самоощущение и защиту от собственных импульсов от самого себя и мира. В терапии важно создавать максимальную безопасность, уважение и честность. Поддерживать волю и самостоятельность. Не вставать в позицию враждебного и всемогущего специалиста. Доказать, что вы безопасный объект. Интерпретация тут бесполезна. Раз за разом вы противодействуете наиболее пугающим ожиданиям человека. В отличие от этого спектра на невротическом, чтобы клиент чувствовал себя комфортно, достаточно уважительного выражения лица. В работе с психотическим уровнем или переходе на него в работе с клиентами у которых он ослаблен или когда ситуация активирует этот уровень от терапевта требуется готовность к повышенному эмоциональному само раскрытию (проявлению уязвимости и слабости, как мы считаем). В такой технике вы будете более ясны и действовать успокаивающе на человека. А у невротиков все наоборот. С ними мы стараемся избегать эмоциональных откровений, чтобы клиент мог сам заметить и исследовать собственные фантазии по поводу эмоционального состояния терапевта. С более беспокойными необходимо быть готовыми открываться. (А мы этого не любим). Важно признавать базовые человеческие мотивы (не врать самому себе и быть искренним в своих проявлениях), так как такие люди нутром чуют лицемерие, и это в буквальном смысле сводит их с ума. Важна эмоциональная искренность, она приносит облегчение, хоть и не согласие с вашим видением или точкой зрения. (По сути мы таким образом работаем над эмоциональным планом человека, учим его принимать самого себя и выносить переживания, принимать их нормальность).
Если мы не даем здоровым клиентам советов, поскольку это предполагает инфантильность вполне способного к действиям человека, то при работе с психотическим спектром таким образом можно выразить заботу, заслужить доверие, помочь в более проблемно-ориентированном ключе.
С людьми в этом спектре нужно общаться в более авторитетной (но не авторитарной) манере, чем с клиентами более высокого уровня функционирования. Равенство не унижает; чувство компетентности помогает пациентам убедиться, что терапевт достаточно сильный, чтобы устоять перед разрушительной силой их фантазий. Терапевт должен быть искренне уверен в тех вопросах в которых принимает авторитетную позицию.
На этом уровне мы занимаемся просветительской работой. Непонимание ролевого взаимодействия, эмоционального языка, разнонаправленность посланий в семье искажают понимание отношений и чувств. По этому мы много просвещаем и обозначаем чувства, роли (по сути это консультативный уровень и многие невротики путают роли, не понимают язык чувств, не умеют их оформлять….). Тут же мы и занимаемся нормализацией, - чувства это нормально и они меняются от ситуации к ситуации….. Образовательный подход для нормализации эмоционального равновесия психотический тревожного человека важен, поскольку снижает ужас от предположения, будто человек сходит с ума. Это также ведет человека в мир большей психологической сложности.
«НАПРЯЖЕННОСТЬ ХАРАКТЕРИЗУЕТ ВСЮ РАБОТУ С ПОГРАНИЧНЫМИ ПАЦИЕНТАМИ, И КРИТИЧЕСКИ ВАЖНО, ЧТОБЫ ТЕРАПЕВТ МОГ ВЫДЕРЖИВАТЬ ИЛИ «КОНТЕЙНИРОВАТЬ» ЭТУ НАПРЯЖЕННОСТЬ, ДАЖЕ КОГДА ОНА ВКЛЮЧАЕТ ВЕРБАЛЬНЫЕ АТАКИ В ОТНОШЕНИИ ТЕРАПЕВТА. Как только будет достигнут альянс невротического типа, пациент по определению сделает гигантский шаг в развитии.»
«ВТОРОЕ НА ЧТО СТОИТ ОБРАЩАТЬ ПРИСТАЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ - СТИЛЬ РЕЧИ ТЕРАПЕВТА. С НЕВРОТИЧНЫМИ ПАЦИЕНТАМИ КОММЕНТАРИИ СПЕЦИАЛИСТА МОГУТ БЫТЬ НЕЧАСТЫМИ И ИМЕТЬ ЦЕЛЬЮ ОКАЗАТЬ МАКСИМАЛЬНЫЙ ЭФФЕКТ (чем меньше, тем больше).» «Невротмческие пациенты знают, ЧТО ТЕРАПЕВТ РАСКРЫЛ ЧАСТЬ ИХ СУБЪЕКТИВНЫХ ПЕРЕЖИВАНИЙ, КОТОРЫЕ ОНИ УДЕРЖИВАЛИ ВНЕ СОЗНАНИЯ. ПОСКОЛЬКУ ОНИ МОГУТ ОЦЕНИТЬ, ЧТО КЛИНИЦИСТ НЕ ПЫТАЕТСЯ ИХ ПРИНИЗИТЬ, НЕ ЗАЯВЛЯЕТ, ЧТО ИХ НЕПРИЗНАННАЯ УСТАНОВКА ЯВЛЯЕТСЯ ИХ РЕАЛЬНЫМ ЧУВСТВОМ И ЧТО ИХ СОЗНАТЕЛЬНЫЕ ИДЕИ ИЛЛЮЗОРНЫ, В РЕЗУЛЬТАТЕ ТАКОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ОНИ МОГУТ ПОЧУВСТВОВАТЬ, ЧТО ИХ ОСОЗНАННОСТЬ УВЕЛИЧИЛАСЬ. ОНИ ЧУВСТВУЮТ СЕЮЯ ПОНЯТЫМИ, ПУСТЬ ДАЖЕ СЛЕГКА ЗАДЕТЫМИ. НО ПОГРАНИЧНЫЕ КЛИЕНТЫ, С КОТОРЫМИ ГОВОРЯТ В ПОДОБНОМ КЛЮЧЕ, ОЩУЩАЮТ, ЧТО ИХ КРИТИКУЮТ И ПРИНИЖАЮТ, ПОСКОЛЬКУ, ЕСЛИ ФРАЗУ НЕ ПЕРЕФОРМУЛИРОВАТЬ, ОСНОВНОЕ ПОСЛАНИЕ, КОТОРОЕ ОНИ ПОЛУЧАЮТ, БУДЕТ ЗВУЧАТЬ ТАК: «Вы совершенно неправы относительно того, что вы на самом деле чувствуете». ЭТОТ ОТКЛИК ПРОИСХОДИТ ИЗ ТЕНДЕНЦИИ ПРЕБЫВАТЬ В ОДНОМ ЛИБО ДРУГОМ ЭГО- СОСТОЯНИИ, НО ОТНЮДЬ НЕ В ТОМ В СОСТОЯНИИ СОЗНАНИЯ, КОТОРОЕ МОЖЕТ ПРОЖИВАТЬ И ВЫНОСИТЬ АМБИВАЛЕНТНОСТЬ И НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ.»
Один из способов обойти эту проблему заключается в признании, что пограничному клиенту недостает способности к РЕФЛЕКСИИ, чтобы ВОСПРИНЯТЬ ИНТЕРПРЕТАЦИЮ КАК ДОПОЛНИТЕЛЬНУЮ ИНФОРМАЦИЮ О СЕБЕ, И , СЛЕДОВАТЕЛЬНО, НУЖНО НАДЕЛЯТЬ ЭТОЙ ФУНКЦИЕЙ САМУ ИНТЕРПРЕТАЦИЮ. По этому пациент с большей вероятностью услышит эмпатию в словах: «Я вижу, насколько много мэри значит для вас. Однако, возможно, что есть также и другая часть вас - часть, мнением которой вы, конечно, не станете руководствоваться, - что вам хотелось бы избавиться от нее, поскольку она в некотором смысле конкурирует с вами?» (соединение противоположностей в единый контекст (целостность) личности).
МАТЕРИАЛ НАПИСАН ПО КНИГЕ Н. МАК-ВИЛЬЯМС «ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА»
Автор: Негуляева Елена Юрьевна
Психолог, Клинический психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru