Вопрос расходов на содержание машины и в целом затраты на владение личным транспортом медленно, но уверенно выходит на третье-четвёртое место, уступая лишь темам ресурса, ремонтопригодности и цены на вторичном рынке. Практически все потенциальные покупатели выбирают автомобиль и тихонько себе в уме считают, сколько стоит владение китайским авто.
Естественно, точно подсчитать вряд ли получится, многие подробности эксплуатации китайских машин становятся известными только после покупки. Бывают и очевидные «подарки» от компании-производителя. Например, у недорогого авто обычный интервал между ТО составляет не 15 тысяч километров, а 10 тысяч километров. Или масло в коробке нужно менять через каждые 15 тысяч километров.
А иногда (в случае АКПП) это проблемы не просто уровня «слить-залить», а ещё и дорогостоящие манипуляции с промывкой и настройкой.
Методика расчёта стоимости владения
Так сколько же стоит содержание китайского авто? Хотя бы в сравнении с российскими машинами. Вспомним: по существующей методике стоимость владения частным автомобилем вычисляют как разность между его начальной стоимостью, то есть фактически ценой, уплаченной при покупке машины, с учётом всех последующих затрат на оформление регистрации, и разрешительных документов, затрат на обслуживание, уплату налогов, и окончательной (остаточной) ценой машины после 5 лет эксплуатации.
Фактически остаточной стоимостью считают цену, за которую машину можно продать на вторичном рынке.
Интересные данные на этот счёт опубликовала пресс-служба сервиса «Авито-Авто». Сейчас явно сезон роста интереса россиян к покупке машин. Причём на новые машины спрос за год вырос на 12,3%, а на подержанные - на 26,6%.
Также по данным платформы «Авито-Авто», средняя цена на новый автомобиль в этом году составила 3,41 млн рублей. А количество предложений (объявлений) о продаже машин с нулевым пробегом выросло на 38,1% (в сравнении с 2024 годом).
Может показаться, что никакой связи со стоимостью владения машинами нет. На самом деле связь есть, причём самая непосредственная. Чем больше спрос, тем выше цена. Неважно, вторичный рынок или первичный, закон один для всех.
Парадокс китайских автомобилей
В итоге, если посмотреть на схему расчёта стоимости владения машиной, то оказывается, что благодаря инфляции и росту цен на подержанные авто стоимость владения автомобилем падает.
К примеру, пять лет назад рядовой автолюбитель купил Тойоту за 2 млн рублей. Прошло время, в течение которого владелец потратился на бензин и обслуживание примерно на 600 тысяч рублей. В этом году продал за 3 млн рублей, то есть отбил свои деньги и ещё остался с прибылью в размере 400 тысяч рублей.
Что касается китайских авто, то тут возникает небольшой парадокс. Китайские подержанные автомобили, равно как и российские, сейчас в числе самых продаваемых авто. И всё из-за обвалившейся цены, потому что предложений о продаже машин очень много, а спрос на них гораздо меньше. По статистике, примерно 63% подержанных авто - это китайцы. Примерно 13,9% - это бренд Haval, 7,8% приходится на Changan, и 6,3% - автомобили бренда Geely. На продажи автомобилей Lada приходится примерно 15%.
По данным «Авито-Авто», средняя стоимость подержанного автомобиля в этом году упала до 1,44 млн рублей. В течение года, в среднем, владелец легковушки тратит 101 тысячу рублей. Усреднённые данные по затратам составляют: на ОСАГО и налог - 14% от суммы, техобслуживание и мелкий ремонт не по гарантии - 18%, топливо - 68%.
Реальные затраты на содержание
Теперь что касается стоимости владения китайского авто. В среднем, владельцы китайских авто, тратят 93 тысячи рублей - получается, ниже среднего. А вот дальше интересно: 72% от суммы - это покупка топлива, а 28% приходится на налоги, страховки, ремонт и обслуживание. Если взять затраты на ОСАГО и транспортный налог - средние данные (14%), то на ремонт и ТО остаётся 14%, то есть меньше, чем в среднем по всем машинам.
Тут, конечно, «Авито-Авто» несколько лукавят. Очень много неисправностей и проблем с глюками электроники решаются бесплатно по гарантии. Оттого и процент низкий. Но такое положение дел сохраняется только до окончания гарантии. А дальше затраты растут как снежный ком, цена на вторичном рынке на машины старше 3 лет падает до минимума.
В итоге стоимость владения трёхлетнего среднестатистического китайского авто резко увеличивается, причём до уровня, сопоставимого с премиальными машинами, у которых эта сумма, в среднем, равна 144 тысячам рублей.
Также рекомендую к прочтению:
Рекомендую также подписаться на Мой Телеграм-канал, где я рассказываю о том, как сэкономить на обслуживании авто, и какие новости происходят в автомире! Уверен, что найдете для себя что-то полезное!
С уважением, Владимир Воробьёв