Найти в Дзене
ИСТОРИЯ КИНО

"След Сокола", "Текумзе", "Приключения на берегах Онтарио", "Смертельная ошибка", "Прерия": разные мнения

Приключения на берегах Онтарио / The Deerslayer /
Die Lederstrumpferzählungen / La Légende de Bas-de-Cuir. Франция-Румыния-ФРГ-Австрия, 1969. Режиссёры Жан Древиль, Пьер-Гаспар Уи, Серджиу Николаеску. Сценаристы: Жак Реми, Поль Андреота, Морис Бесси, Пьер Гаспар-Юи, Вальтер Ульбрих (по мотивам романов Фенимора Купера). Актеры: Хельмут Ланге, Пьер Массими, Жюльетта Вийяр, Кристиан Дюрок и др.

Приключения на берегах Онтарио / The Deerslayer /

Die Lederstrumpferzählungen / La Légende de Bas-de-Cuir. Франция-Румыния-ФРГ-Австрия, 1969. Режиссёры Жан Древиль, Пьер-Гаспар Уи, Серджиу Николаеску. Сценаристы: Жак Реми, Поль Андреота, Морис Бесси, Пьер Гаспар-Юи, Вальтер Ульбрих (по мотивам романов Фенимора Купера). Актеры: Хельмут Ланге, Пьер Массими, Жюльетта Вийяр, Кристиан Дюрок и др. Прокат в СССР – с 23 июня 1972. 25,4 млн. зрителей. Во Франции, Румынии, Австрии и ФРГ этот фильм шел по ТВ.

В рецензии, опубликованной в «Спутнике кинозрителя», кинокритик Василий Сухаревич (1912–1983) напоминал читателям, что «этот фильм поставлен по мотивам произведений Фенимора Купера. От знаменитого автора приключенческих романов в этот фильм пришли все его наилучшие, прославившие писателя качества: уменье создать острый и увлекательный сюжет, вести интригу, дать неотразимо убедительные подробности и, наконец, нарисовать такие типы, образы, характеры, которые представляют и время, и его наиболее колоритных представителей» (Сухаревич, 1972).

А далее В. Сухаревич признался, что «открыв как-то Фенимора Купера, я понял, что читать его мне, да и, пожалуй, современным отрокам, не так уж интересно. Но фильм и не следует во всем за автором. Сделанный по мотивам многих его произведений, он отобрал лучшее, что в них есть, и картина получилась столь живая, остродраматическая, что даже очевидная ирония авторов не мешает следить за самыми невероятными приключениям» (Сухаревич, 1972).

Сегодня об этом фильме вспоминают немногие зрители, так как он остался в тени более успешных историй про персонажей, сыгранных Пьером Брисом и Гойко Митичем в вестернах, снятых кинематографистами ФРГ и ГДР.

Киновед Александр Федоров

-2

След Сокола / Spur des Falken. ГДР-СССР, 1968. Режиссёр Готфрид Кольдиц. Сценарист Гюнтер Карл. Актеры: Гойко Митич, Ханньо Хассе, Барбара Брыльска, Лали Месхи, Рольф Хоппе, Отар Коберидзе и др. Прокат в СССР – с 23 марта 1970: 25,0 млн. зрителей за первый год демонстрации. Прокат в ГДР: 5,1 млн. зрителей.

Режиссёр Готфрид Кольдиц (1922-1982) снял немало развлекательных лент, но в СССР стали популярны его вестерны «Апачи», «След Сокола» и «Ульзана».

В год выпуска вестерна «След Сокола» в советский кинопрокат кинокритик Раиса Зусева писала в «Спутник кинозрителя», что «в голливудской киноверсии, издававшейся огромными тиражами, индейцы неизменно выглядели на экране кровожадными и злобными дикарями, не желавшими почему-то приобщаться к подлинной цивилизации и прогрессу, которые-де бескорыстно несли с собой «пионеры освоения запада». … Так выглядела эта постыдная страница американской истории в ковбойско-индейских фильмах Голливуда, и именно поэтому работа наших немецких друзей представляется нам очень важной и интересной: ведь фильм «След Сокола» воюет с этой вредной и фальшивой концепцией. … Занимательный сюжет, представляющий собой историю одного из поселенческих отрядов, двигающегося в сопровождении воинской части по земле племени Дакоты, бои, происходящие между пытающимися отстоять свою землю индейцами и белыми, и, наконец, характеры персонажей (в обоих враждующих лагерях) — они вполне явственно и очень убедительно говорят зрителю о том, что индейцы, мирно жившие на землях своих отцов и дедов, беспощадно истреблялись «рыцарями» наживы, прибывшими сюда в погоне за золотом, за прекрасными земельными угодьями» (Зусева, 1970).

Киновед Александр Федоров

-3

Прерия / La Prairie. Румыния-Франция, 1968. Режиссеры: Пьер Гаспар-Уи, Серджиу Николаеску. Сценаристы: Пьер Гаспар-Юи, Вальтер Ульбрих (по одноименному роману Фенимора Купера). Актеры: Хельмут Ланге, Пьер Массими, Катрин Журдан, Робер Бенуа, Хельмут Шнайдер и др. Прокат в СССР – 1972. 25,0 млн. зрителей за первый год демонстрации. Во Франции и Румынии этот фильм шел по ТВ.

Как и «Приключения на берегах Онтарио», «Прерия» была частью минисериала, снятого по мотивам произведений Ф. Купера. И также как и «Приключения на берегах Онтарио», в итоге оказалась в тени более успешных вестернов, шедших на советских экранах.

Киновед Александр Федоров

-4

Смертельная ошибка / Tödlicher Irrtum. ГДР, 1969. Режиссер Конрад Петцольд. Сценаристы Гюнтер Карл, Рольф Рёмер. Актеры: Армин Мюллер-Шталь, Гойко Митич, Аннекатрин Бюргер, Кристина Миколаевска, Рольф Хоппе, Бруно Оя и др. Прокат в СССР – 1971: 23,9 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссёр Конрад Петцольд (1930-1999) начал свою кинокарьеру в 1955 году. Он снимал фильмы разных жанров, однако его «визитной карточкой» стали вестерны «Белые волки», «Смертельная ошибка», «Оцеола» и «Вождь Белое Перо»…

В год выхода «Смертельной ошибки» на экраны СССР «Спутник кинозрителя» откликнулся на это довольно иронично, отметив, что «в одной из ролей снялся советский актер Бруно Оя. Выглядит он во всей этой ситуации очень эффектно, правда, к концу выясняется, что его герой — отрицательный, но это не должно нас смущать. Искусство, как говорится, требует жертв, а искусство стрельбы в приключенческом фильме — особенно. Честно скажу, что при том количестве жертв, которое по сюжету оказалось необходимо в фильме, не все положительные герои избежали своей пули, а некоторые даже умерли. Но сразу успокою зрителей — наш славный индеец Черный Барс оказался невредим и на этот раз…» (Спутник кинозрителя. 1971. № 9).

Киновед Александр Федоров

-5

Текумзе / Tecumseh. ГДР, 1972. Режиссер Ханс Кратцерт. Сценаристы: Вольфганг Эбелинг, Рольф Рёмер. Актеры: Гойко Митич, Рольф Рёмер, Аннекатрин Бюргер, Леон Немчик, Олег Видов и др. Прокат в СССР с 1 августа 1973: 18,7 млн. зрителей за первый год демонстрации. Прокат в ГДР: 3,1 млн. зрителей.

Режиссер Ханс Кратцерт (1940-2023) был не самым заметным режиссером в ГДР. Да и его вестерн «Текумзе» в итоге значительно уступил по популярности другим восточно-германским «индейским» лентам с участием Гойко Митича…

Действие «Текумзе» разворачивается в Америке начала XIX века, когда белые завоеватели стали заставлять индейцев переселяться на бесплодные земли…

Мнения нынешних зрителей об этом фильме существенно отличаются:

«Блестящий фильм, лишённый схематичности боевиков и вестернов. И знаете, на мой взгляд, почему? Потому что "Текумзе" далеко вышел за рамки вестернов и вплотную приблизился к исторической драме. … Пересматриваю этот фильм довольно часто. В наше тяжёлое время не так уж много способов укрепить сердце и не пасть духом. Текумзе - один из таких уникальных людей, при одном упоминании о котором невольно становится стыдно за собственную слабость. И фильм под стать главному герою. Выражаю сердечную благодарность его создателям и, конечно же, отдельный низкий поклон Гойко Митичу. Такое ощущение, что если бы он сыграл только в одном "Текумзе", то всё равно остался бы в истории мирового кинематографа навсегда. Разумеется, не как актёр первой величины, но занявший свою, особую, только ему присущую нишу» (Тёма).

«Пожалуй, сценарий этого фильма, как и других "ДЕФА-вестернов", можно упрекнуть в некотором схематизме» (Б. Нежданов).

Киновед Александр Федоров