Волчье эхо / Wilcze echa. Польша, 1968. Режиссер и сценарист Александр Сцибор-Рыльски. Актеры: Бруно Оя, Ирена Карель, Збигнев Добжиньски и др. В СССР – с 30 июня 1970. 27,7 млн. зрителей за первый год демонстрации. Прокат в Польше: 3,5 млн. зрителей.
Режиссер и сценарист Александр Сцибор-Рыльски (1928-1983) долгие годы сотрудничал с Анджеем Вайдой (1926-2016), для которого написал сценарии его знаменитых фильмов «Пепел», «Человек из мрамора» и «Человек из железа». В 1963 году А. Сцибор-Рыльски дебютировал в режиссуре, поначалу в комедийном и драматическом жанрах. Однако в конце 1960-х он поставил два остросюжетных фильма – «Преступник оставляет след» (1966) и «Волчье эхо» (1968).
Для советских зрителей особый интерес вызывало то, что в главную роль в фильме «Волчье эхо» сыграл эстонский актер Бруно Оя (1933-2002), до того сильно заявивший о себе в картине «Никто не хотел умирать», действие которой также разворачивалось в первые послевоенные годы…
Зрители XXI века вспоминают «Волчье эхо» очень тепло:
«Один из самых любимых фильмов моего детства. Бруно Оя просто настоящий герой. Красивый, сильный и бесстрашный солдат, который уволен за дерзость из армии, но в одиночку сражается с бандой убийц в милицейской форме. Прекрасная музыка, потрясающей красоты пейзажи, горы, реки, долины и динамичный сюжет» (Алекс).
«Здорово сделанный боевик, мне всегда нравились такие остросюжетные ленты с сильными мужчинами» (Ваня).
Киновед Александр Федоров
Виннету – вождь апачей / La révolte des indiens apaches
Winnetou I / Old Shatterhand. ФРГ-Югославия-Италия-Франция, 1963/1964. Режиссёр Уго Фрегонесе. Сценаристы: Роберт А Штеммле, Ладислас Фодор. Актеры: Лекс Баркер, Гай Мэдисон, Пьер Брис, Далиа Лави и др. Прокат в СССР – с 24 ноября 1969. 27,6 млн. зрителей за первый год демонстрации. Прокат во Франции: 1,0 млн. зрителей. Прокат в ФРГ: 10,5 млн. зрителей.
Режиссёр Уго Фрегонесе (1908-1987) снимал остросюжетные фильмы в Аргентине и Голливуде. И нередко это были именно вестерны. Его фильм «Виннету – вождь апачей» пользовался большим успехов у советских и немецких зрителей.
«Виннету – вождь апачей» был снят по сложившимся во многих европейских вестернах канонам, когда индейцы (в отличие от многих классических вестернов Голливуда) были показаны весьма позитивно…
Приведу только один зрительский отзыв: «Прекрасные фильмы с участием Пьера Бриса, исполнителя Винету. Актер- идеален для роли индейца, мужество, смелость, все лучшее, что есть в мужчине! это мечта, романтика. То, чего так не хватает в жизни, настоящая дружба, преданность и верность» (И. Берг).
Киновед Александр Федоров
Золотая пуля / A Bullet for the General / Quien sabe? / El Chuncho, quien sabe? Италия, 1966. Режиссер Дамиано Дамиани. Сценаристы Сальваторе Лаурани, Франко Салинас. Актеры: Лу Кастель, Джан-Мария Волонте, Клаус Кински и др. Прокат в СССР – с сентября 1968: 26,4 млн. зрителей. Прокат в Италии: 2,7 млн. зрителей. Прокат во Франции: 0,3 млн. зрителей.
Режиссер Дамиано Дамиани (1922-2013) был одним из любимцев советского кинопроката, так как ставил острокритические по отношению к буржуазному обществу политические детективы и драмы («Следствие закончено, забудьте», «Признание комиссара полиции прокурору республики», «Сова появляется днём» и др.).
Его спагетти-вестерн «Золотая пуля» также нередко получал в СССР позитивную оценку, с упором на политическую значимость ленты.
В рецензии «Советского экрана» подчеркивалось, что «несмотря на профессиональную режиссуру и сильных актеров, быть бы этому фильму типичным стандартным вестерном, если бы не одно обстоятельство. … Живой наемный убийца, почувствовавший привязанность к товарищу по похождениям, по-своему понимающий «законы чести» (пусть даже это законы дележки!), бескорыстно пунктуальный, уважающий в себе превыше всего это бескорыстие, — вот кого на прощание показывает нам фильм. Послушайте, ведь и у убийц, наверное, бывают друзья! Вот что по-настоящему жутко... Так в вестерн входит совсем не присущая ему тема. Так начинает звучать трагедия. Так фильм о выстрелах и скачках становится исследованием и повествованием о самом мерзком явлении на земле — о наемном убийце. … Да, парень настоящий. И его настоящие, а не киношные потомки удирали с железнодорожной насыпи в Далласе, направляли оптические прицелы на балкон, где в последний раз стоял Мартин Лютер Кинг, презентовали игрушку-пистолетик убийце Сирхан Сирхану... Я не знаю, замысливали ли постановщики итальянского вестерна на мексиканские темы рассказать нам что-либо об американском образе жизни. Но они рассказали достаточно» (Орлов, 1968: 17).
В положительном ключе фильм оценивался и в «Спутнике кинозрителя». Кинокритик Всеволод Ревич (1929-1997) писал так: «…я всего лишь хочу определить настоящее место «Золотой пули», чтобы зрители, особенно молодые, у которых картина, вероятно, будет пользоваться успехом, невзначай не подумали, что перед ними подлинная Мексика и подлинная революция. Но что касается приключенческой стороны фильма, то надо отдать должное его создателям – свое дело они знают. …» (В. Ревич).
Но вот знаток итальянского кинематографа – киновед Георгий Богемский (1920-1995) был куда боле строг:
«В фильме «Кто знает?» Дамиани обратился к теме мексиканской революции. «Мне хотелось бы придать этому фильму,— заявлял он еще перед началом съемок,— мрачные тона урагана жестокости и крови, который обрушился на Мексику в годы революции».
В этом Дамиани преуспел: в фильме его жестокости и насилий хоть отбавляй, начиная с первых кадров, в которых паровоз наезжает на прикованного к рельсам человека...
Подлинным героем фильма должен был, видимо, стать главарь шайки авантюристов Эль-Чунчо, брат «Святого», в котором пробуждаются патриотические чувства. Однако на всем протяжении фильма его заслоняет образ «тихого американца» Билла — циничного и хладнокровного убийцы, гибнущего в фильме от карающей руки Эль-Чунчо.
Благородные по своей сути, хотя и неясно выраженные идеи фильма, превосходная игра талантливых актеров… не в силах искупить недостатков картины. Фильм Дамиани, по сути, замаскированный вестерн, дань режиссера свирепствующей ныне в Италии моде (по-видимому, весьма прибыльной) на «домашние» вестерны» (Богемский, 1967: 126).
Зрители XXI века пишут о «Золотой пуле» и сегодня:
«Отличный фильм. А роль профи киллера, человека без принципов и морали. С внешним обаянием, но цинизмом и равнодушием джентльмена удачи, за деньги готового за всё. Одна из лучших в кинематографе» (С. Зауда).
«В очередной раз посмотрел любимый фильм детства, который видел много-много раз. Конечно, сменилась целая эпоха и на социально-политический фон картины смотришь уже иначе. … Но главное, что Д. Дамиани снял фильм с большой симпатией к позиции простого мексиканца. Да, он жесток и непоследователен, и главное – непредсказуем! Таков Чунчо-барабанщик, такова Аделита. Они воюют, чтобы заработать денег. Но деньги – движущая сила капитализма - для них в итоге оказывается не главным. Вся философия денег этого «гринго» для них ничто» (Усен).
Киновед Александр Федоров
Просчёт лейтенанта Слейда / Картофельный Фриц / Potato Fritz. ФРГ, 1976. Режиссер Петер Шамони. Сценарист Пауль Хенгге. Актеры: Харди Крюгер, Антон Диффринг, Стивен Бойд и др. Прокат в СССР – с 3 июля 1978: 26,0 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер Петер Шамони (1934-2011) больше известен на Западе как яркий представитель немецкого «нового кино». Но в СССР он получил успех у аудитории конца 1970-х благодаря совсем нетипичному для него фильму – вестерну «Картофельный Фриц»…
В своей рецензии в «Спутнике кинозрителя» киновед и культуролог Нея Зоркая (1924-2006) писала о «Просчёте лейтенанта Слейда» так:
«Реклама фильма гласит, что это «вестерн по новому рецепту», из чего можно заключить, и не без оснований, что для этого вида кинозрелища существует свой способ изготовления, своя единая схема, здесь несколько измененная.
В вестерне, как известно, герои четко делятся на хороших и плохих, психологический анализ второстепенен, конфликт, хотя и касается порой вещей очень важных, сознательно упрощен до крайности. Однако знаменитый французский критик Андре Базен, который впервые сформулировал основные признаки вестерна, отмечал, что этот жанр обладает неким величием, «столь же близким, быть может, к наивности, как детство близко к поэзии». И действительно — язык вестерна понятен людям любого возраста, жителям любой страны — любому кинозрителю. Все-таки в основе его заложены истины хоть и «прописные», но призывающие к справедливости, добру, любви.
Кроме того, трудно переоценить значение вестерна как явления, породившего целую эпоху в современной моде — эпоху джинсов, ковбойской небрежной походки и желания скрыть за непроницаемой внешностью глубокие и яркие чувства.
И этому легко найти объяснение: действительно, как может не быть симпатичным, скажем, тот же Картофельный Фриц, который при своем героическом облике, мирном занятии да при том, что именно в него влюблена белокурая Джейн, еще и заслужил такую характеристику: «Над ним каждый смеется. Но только один раз!» (Зоркая, 1978: 19).
Сегодня «Просчёт лейтенанта Слейда» оказался основательно забыт большинством зрителей, которые вспоминают о нем крайне редко…
Киновед Александр Федоров