Найти в Дзене
ИСТОРИЯ КИНО

"Сыновья Большой медведицы", "Ульзана", "Белые волки" и "Братья по крови": разные мнения

Ульзана / Ulzana. ГДР-СССР-Румыния, 1974. Режиссёр Готфрид Кольдиц. Cценаристы: Гойко Митич, Готфрид Кольдиц. Актеры: Гойко Митич, Рената Блюме, Рольф Хоппе и др. Прокат в СССР – с 13 декабря 1976: 33,0 млн. зрителей за первый год демонстрации. Режиссёр Готфрид Кольдиц (1922-1982) снял немало развлекательных лент, но в СССР стали популярны его вестерны «Апачи», «След Сокола» и «Ульзана». В год

Ульзана / Ulzana. ГДР-СССР-Румыния, 1974. Режиссёр Готфрид Кольдиц. Cценаристы: Гойко Митич, Готфрид Кольдиц. Актеры: Гойко Митич, Рената Блюме, Рольф Хоппе и др. Прокат в СССР – с 13 декабря 1976: 33,0 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссёр Готфрид Кольдиц (1922-1982) снял немало развлекательных лент, но в СССР стали популярны его вестерны «Апачи», «След Сокола» и «Ульзана».

В год выхода «Ульзаны» в советский кинопрокат кинокритик Евгений Семенов на страницах «Спутника кинозрителя» писал, что «поначалу кажется неожиданным, что немецкие кинематографисты решили обратиться к жизни индейского племени апачей и их взаимоотношениям с «бледнолицыми», с американцами. Вспоминаются картины, созданные в Голливуде, где ведется рассказ о добрых, наивных и храбрых индейцах и о хитрых, коварных «бледнолицых», среди которых, впрочем, обычно находится благородный герой. Зачем же еще один такой фильм?

Оказывается, он очень нужен и современен. … Так занимательный, традиционно, по голливудским канонам построенный фильм наполняется острым, политическим, злободневным содержанием» (Семенов, 1976).

Приведу только один зрительский отзыв о фильме «Ульзана:

«Еще один замечательный восточногерманский вестерн об индейцах… В этом фильме появляется и женская линия. Красавицу - мексиканку Леону, жену Ульзаны, играет Рената Блюме. … В фильме много хорошо поставленных эпизодов: ранение Ульзаны и его лечение; прогулка босиком "гостей" из Тусона, праздник урожая у апачей, сцена с Наной и брошенным хлебом и пр. … Фильм более трагический, чем предыдущий. Очень хороша музыка К. Зассе» (А. Гребенкин).

Киновед Александр Федоров

-2

Белые волки / Weisse Wölfe. ГДР-Югославия, 1969. Режиссёры Конрад Петцольд, Бошко Бошкович. Сценарист Гюнтер Карл. Актеры: Гойко Митич, Хорст Шульце, Барбара Брыльска, Холгер Малих, Рольф Хоппе и др. Прокат в СССР – с июля 1970: 31,5 млн. зрителей за первый год демонстрации. Прокат в ГДР: 4,6 млн. зрителей.

Режиссёр Конрад Петцольд (1930-1999) начал свою кинокарьеру в 1955 году. Он снимал фильмы разных жанров, однако его «визитной карточкой» стали вестерны «Белые волки», «Смертельная ошибка», «Оцеола» и «Вождь Белое Перо»…

В 1970 году кинокритик Михаил Белявский (1904-1982) писал,что в «Белых волках» «занимательный сюжет, представляющий собой историю одного из поселенческих отрядов, двигающегося в сопровождении воинской части по земле племени Дакоты, бои. происходящие между пытающимися отстоять свою землю индейцами и белыми, и, наконец, характеры персонажей (в обоих враждующих лагерях) — они вполне явственно и очень убедительно говорят зрителю о том, что индейцы, мирно жившие на землях своих отцов и дедов, беспощадно истреблялись «рыцарями» наживы, прибывшими сюда в погоне за золотом, за прекрасными земельными угодьями» (Белявский, 1970).

Отзывы зрителей XXI века о «Белых волках» традиционно позитивны:

«Фильм в своё время очень понравился. По сюжету, а особенно по финалу, этот фильм не похож на остальные кинокартины индейской серии немецкой киностудии "Дефа", которые снимались в те годы. Гойко Митич здесь в расцвете своей кинокарьеры и славы» (Норд).

«По-моему, фильм очень интересный. Нравятся главные герои, молодые и красивые, нравится, как показано соединение привычной романтики борьбы индейцев с белыми и наступление жесткого времени господства денег, захвата власти дельцами. Конечно, это грустно смотреть, жаль честного и благородного шерифа в прекрасном исполнении Холгера Малиха, который разочаровался в силе закона, жаль Зоркого Сокола, конец фильма непривычен, но от этого он не стал хуже. Название фильма "Белые волки" объясняет все. Волки - хищники, им доверять нельзя, живя рядом с ними, надо постоянно быть начеку, а если потребуется, то уничтожать их» (НВЧ).

Киновед Александр Федоров

-3

Сыновья Большой медведицы / The Sons of Great Bear / Die Söhne der großen Bärin. ГДР-Югославия, 1965. Режиссёр Йозеф Мах. Актеры: Гойко Митич, Иржи Врштяла, Рольф Рёмер и др. Прокат в СССР – сo 2 января 1967: 29,2 млн. зрителей за первый год демонстрации. Прокат в ГДР: 9,4 млн. зрителей.

Чешский режиссёр Йозеф Мах (1909-1987) работал в основном в ЧССР, однако иногда ставил фильмы и в ГДР. И хотя в советском кинопрокате было несколько его картин, самой популярной была именно эта лента – вестерн «Сыновья Большой медведицы».

В год выхода «Сыновей Большой медведицы» в советский кинопрокат в «Спутнике кинозрителя» вполне позитивно утверждалось, что этот «фильм поставлен в традиционном стиле «вестерна», и «любители приключенческого жанра посмотрят фильм с интересом» («Спутник кинозрителя. 1967. № 1).

А вот кинокритик Василий Кисунько на страницах «Советского экрана» отозвался о «Сыновьях Большой медведицы» негативно:

«Очевидно, авторы хотели показать, что и белые разные. Не вышло. Получился любопытный камуфляж старых штампов. Индейцы раньше были скверными… Здесь авторы сочувствуют индейцам. Снова — два утлых полюса: заранее заданное благородство и с первых кадров читающиеся пороки. А между полюсами — бледные фигурки нереализованных образов: «хорошие» белые и индейцы, перешедшие на службу к «плохим» белым. Они, чувствуется, нужны. По смыслу нужны. А их используют лишь тогда, когда желательно преподать очередной разворот сюжета поэффектней. Получается странный фильм…

Печально то, что авторы не поняли двойной трудности стоящей перед ними задачи: не только создать занимательный фильм, но и доказать правомочность своего обращения к «индейско-ковбойской» тематике.

Это не доказано. За каждым кадром стоит непонимание материала, уход в иллюстративность и невысокого класса экзотику. Стоит стена упущенных возможностей. Авторы фильма уничтожают форму вестерна с ее занимательностью, а форма вестерна, мстя, в свою очередь, уничтожает то новое, гуманистическое содержание, которое предлагает роман.

Мы имеем дело с попыткой создать коммерческий фильм (этим словом, кажется, перестали уже пугать). Попыткой, безусловно и поучительно неудачной» (Кисунько, 1967: 12).

Зрители XXI века с такими негативными оценками, разумеется, не согласны:

«Это самый первый фильм про индейцев, который я увидел в СССР. "Великолепную семёрку" посмотрел гораздо позже. Те ранние впечатления самые яркие, поэтому данную кинокартину помню и считаю её лучшим европейским фильмом в данном жанре» (Норд).

«Пусть фильм немного наивный, но смотрю его с удовольствием. Вообще люблю приключенческие фильмы с Гойко Митичем, снятые в ГДР на киностудии "Дефа". Несмотря на сражения, иногда гибель кого-то из героев, все эти фильмы добрые» (НВЧ).

Киновед Александр Федоров

-4

Братья по крови / Blood Brothers / Blutsbrüder. ГДР, 1975. Режиссер Вернер В. Валльрот. Сценаристы: Вольфганг Эбелинг, Дин Рид. Актеры: Дин Рид, Гойко Митич, Гизела Фройденберг, Юрие Дарие и др. Прокат в СССР – с 18 апреля 1977: 28,7 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер Вернер В. Валльрот (1930-2011) поставил два десятка фильмов, некоторые из которых («Лисы Аляски», «Братья по крови» и др.) были в советском кинопрокате.

В год выхода «Братьев по крови» в советский кинопрокат в «Спутнике кинозрителя» была опубликована статья, где фильм получил вполне позитивную оценку, так как «за внешней динамикой и экспрессией, за типовым сюжетом с непременными погонями, схватками, в котором в конце концов победа достается не только самому сильному, но и самому благородному — за всем хрестоматийным набором вестерна встают, как правило, вечные нравственные конфликты между добром и злом, справедливостью и подлостью, миром и войной. … Но вестерн есть вестерн, даже если он ставит перед собой задачи психологической драмы. И до того, как «Братья по крови» выйдут на свою главную тему, на экране будут горящие вигвамы, подожженные коварными бледнолицыми, нарушившими договор о мире…» (Спутник кинозрителя. 1977. № 4).

Мнения нынешних зрителей об этом фильме порой существенно отличаются:

«Замечательный фильм, смотрела с большим удовольствием. … Момент поединка между Гармоникой (Дином Ридом) и Твёрдой Скалой (Гойко Митичем) захватывает. Видно как герою Рида трудно бежать от преследователя, как он задыхается. Очень реалистично. … Но есть и другая сильная сцена, когда индейцы усталые возвращаются с охоты и видят вдалеке дым от пожара. Когда Гармоника бросается к убитой жене, пытаясь пусть уже мёртвую, но закрыть, защитить своим телом. Не просто трогательно, а понятно и очень человечно. … «Братья по крови» совершенно нешаблонный вестерн» (Татьяна).

«Мне этот фильм показался наиболее слабым из всей серии гэдээровских вестернов. Сюжет - сплошной плагиат, в фильме перемешаны сюжеты американских фильмов "Маленький большой человек" и "Голубой солдат"» (Б. Нежданов).

Киновед Александр Федоров