Найти в Дзене
ИСТОРИЯ КИНО

"Чингачгук – Большой змей", "Среди коршунов" и "Оцеола": разные мнения

Среди коршунов / Frontier Hellcat / Unter Geiern / Là dove scende il sole. ФРГ-Югославия-Франция-Италия, 1964. Режиссёр Альфред Форер. Сценаристы: Эберхард Кейндорфф, Иоганна Зибелиус. Актеры: Стюарт Грэйнджер, Пьер Брис, Эльке Зоммер, Гётц Георге, Уолтер Барнс, Ренато Бальдини, Теренс Хилл, Гойко Митич и др. В СССР – с сентября 1980: 38,8 млн. зрителей за первый год демонстрации. Прокат во

Среди коршунов / Frontier Hellcat / Unter Geiern / Là dove scende il sole. ФРГ-Югославия-Франция-Италия, 1964. Режиссёр Альфред Форер. Сценаристы: Эберхард Кейндорфф, Иоганна Зибелиус. Актеры: Стюарт Грэйнджер, Пьер Брис, Эльке Зоммер, Гётц Георге, Уолтер Барнс, Ренато Бальдини, Теренс Хилл, Гойко Митич и др. В СССР – с сентября 1980: 38,8 млн. зрителей за первый год демонстрации. Прокат во Франции: 0,6 млн. зрителей. Прокат в ФРГ: 5,7 млн. зрителей.

Режиссер Альфред Форер (1914-1986) поставил множество развлекательных фильмов, и часть из них попала в советский кинопрокат («Среди коршунов», «Верная Рука друг индейцев», «Срок семь дней», «И дождь смывает все следы», «Трое на снегу», «Ответ знает только ветер»). Все ленты Альфреда Форера, шедшие в советских кинозалах, имели большой успех у зрителей.

В год выхода вестерна «Среди коршунов» в советский кинопроката журналист Надежда Васильева писала о нем так:

«Принято, обычно, считать, что фильмы подобного рода предназначены для зрителя совсем молодого, чуть ли не только для подростков, которые увлекаются Фенимором Купером или Майн-Ридом и бредят благородными ковбоями, экзотическими индейцами, захватывающими приключениями в прериях и пампасах.

Это не совсем так. Конечно, переживания героев фильма весьма условны. Конечно, вряд ли стоит искать в фильмах подобного образца серьезную мысль или мало-мальски правдивый рассказ о судьбе индейского племени. Но если принять правила игры этого весьма увлекательного жанра, не требуя от него больше, чем он может дать, то и взрослый зритель получит несомненное удовольствие от запутанной интриги, головокружительных погонь, с чрезвычайной лихостью поставленных драк. Так не будем пренебрежительно кривить нос по поводу этой картины – она увлекательна и хорошо сделана.

Актеры, из фильма в фильм играющие одних и тех же героев на редкость спортивны, безупречно выполняют сложные трюки и хотя играть им, казалось бы, нечего, заставляют нас с волнением и интересом следить за напряженным сюжетом» (Васильева, 1980).

Как обычно, основные поклонники вестернов мужчины, вспоминающие времена, когда они были подростками:

«Очень хороший, романтичный фильм для детей и подростков! Кстати, мне всегда нравились серии с Шурхэндом больше, чем с Шаттерхэндом. Какой-то он (Шаттерхэнд) весь такой без недостатков и без юмора...» (Ф. Пиньон).

«Я тоже люблю фильм «Среди коршунов». … Эти фильмы очень красивые, широкоформатные, цветные, яркие. А сами сюжеты классные: драки, стрельба, приключения. Обожаю вестерны» (Валера).

Киновед Александр Федоров

-2

Чингачгук – Большой змей / Chingachgook, die grosse Schlange. ГДР, 1967. Режиссёр Рихард Грошоп. Сценаристы: Вольфганг Эбелинг, Рихард Грошоп, Эгон Гюнтер. Актеры: Гойко Митич, Рольф Рёмер, Лило Гран и др. Прокат в СССР – с 8 июля 1968: 36,8 млн. зрителей за первый год демонстрации. Прокат в ГДР: 5,1 млн. зрителей.

Рихард Грошоп (1906-1996) был весьма плодовитым режиссером, начиная с 1932 года, он за свою карьеру в кинематографе сумел поставить около шести десятков фильмов, некоторые из которых побывали и в советском кинопрокате. Среди них и вестерн «Чингачгук – Большой змей».

В год выпуска этого вестерна на экраны СССР известный литературовед и кинокритик Лев Аннинский (1934-2019) писал, что на экране зрителей ждет «полноценное приключенческое действие с драками, погонями и прыжками в воду, причем, смешение национальных красок, — красные мундиры англичан, синие – французов, пестрые одежды индейцев – составляет неплохой маскарад, в который входит, кстати, еще одна национальная черта: тяжеловатая и обстоятельная повествовательность киноязыка, методичная точность этнографических сцен, добротность постановки — одним словом, вся положительная истовость, которой отличается немецкое киноискусство.

В результате мы имеем вполне приемлемое приключенческое зрелище, снабженное вполне человеколюбивой идеей о том, что люди, в конце концов, должны стать благородными и перестать снимать друг с друга скальпы. Мне лично больше всего понравились два главных актера, занятых в этой картине.

Рольф Рёмер в роли Зверобоя – честного и миролюбивого белого охотника. И Гойко Митич в роли Чингачгука – последнего представителя племени могикан, честного и миролюбивого индейца, друга Зверобоя. Рёмер играет человека поэтичного, тонкого, живого, — его большеглазого героя легко вообразить себе в одежде средневекового миннезингера… Митич – это воплощение атлетической ловкости в сочетании с традиционно-индейской непроницаемостью лица.

Дети, которые пойдут на этот фильм, будут прыгать от восторга, когда Большой Змей, с выражением сдержанной печали на лице, начнет сериями кидать в реку прыгающих на него коварных противников. Но самое лучшее, если после просмотра этого фильма дети догадаются почитать самого Фенимора Купера. Кино есть кино, но классика есть классика» (Аннинский, 1968).

Бывшие мальчишки и сегодня помнят этот фильм:

«Я всегда любил и люблю фильм «Чингачгук-Большой змей». Я много прочитал книг Фенимора Купера и много посмотрел фильмов» (Валерочка).

Киновед Александр Федоров

-3

Оцеола / Osceola. ГДР-Югославия-Болгария-Куба, 1971. Режиссёр Конрад Петцольд. Сценарист Гюнтер Карл. Актеры: Гойко Митич, Хорст Шульце, Юрие Дарие и др. Прокат в СССР – с февраля 1973: 35,3 млн. зрителей. за первый год демонстрации. Прокат во ГДР: 3,5 млн. зрителей.

Режиссёр Конрад Петцольд (1930-1999) начал свою кинокарьеру в 1955 году. Он снимал фильмы разных жанров, однако его «визитной карточкой» стали вестерны «Белые волки», «Смертельная ошибка», «Оцеола» и «Вождь Белое Перо»…

В год выхода «Оцеолы» в советский кинопрокат «Спутник кинозрителя» (1973. № 2) напомнил своим читателям, что «роль вождя племени семинолов Оцеолы играет популярный югославский актер Гойко Митич. Это седьмой фильм из жизни индейцев прошлого века, в котором снимается актер. Эти картины принесли ему огромную популярность. Фильм «Оцеола» сделан в соответствии с законами приключенческого жанра: неожиданные сюжетные повороты, динамичность, бесстрашный благородный герой. Картина поставлена профессионально: это хорошее кинематографическое зрелище. Зрелище, исполненное гуманного содержания».

Отзывы зрителей XXI века об «Оцеоле» ожидаемо позитивны:

«Отличный фильм. Сколько раз шёл он тогда - столько раз и ходили» (Балкон).

«Потрясающий по напряженности фильм и без кровавого месива доходчиво показывает, как люди боролись с рабством и произволом плантаторов, от которых всё зло на земле. Тарантино со своим "Джанго..." отдыхает… Браво, "Дефа"!» (М. Усатова).

Киновед Александр Федоров